Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Репортаж

Вверх по Волге

Около двухсот специалистов — педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей различных образовательных учреждений и органов управления образованием, преподавателей вузов из разных городов Самарской, Ленинградской областей, Ульяновска, Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Москвы — солнечным майским утром собрались на причале речного вокзала г. Самары. Впереди нас ожидала увлекательная поездка на теплоходе «Юрий Никулин», сочетавшая в себе серьезную работу в рамках всероссийского совещании руководителей психологических служб и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Совещание было посвящено проблеме реализации в регионах концепции развития системы психологического обеспечения образования, повышению квалификации и знакомству с организацией психологических служб системы образования Казани и Ульяновска.

Мероприятие было организовано Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Самарской области, Региональным социопсихологическим центром г. Самары. Оно проходило в необычном формате: разнообразие форм работы сочеталось со сменой места его проведения и постоянным расширением аудитории. Начавшееся на теплоходе обсуждение основных проблем, возникших у психологов образования в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование и сменой парадигмы современного образования, плавно сменилось серией обучающих семинаров, на которых участники смогли познакомиться о опытом работы психологов в новых условиях.

По мере нашего продвижения вверх по Волге у участников появлялась возможность не только ознакомиться с опытом работы коллег из других городов (Казани, Ульяновска), но и вместе обсудить наболевшие вопросы. Общение с коллегами всегда заканчивалось принятием конкретного решения.

Основной координатор
семинара Т.Н. Клюева

В течение трех дней нашего путешествия на теплоходе проходили обучающие семинары. Большой интерес и у психологов, и у педагогов, и у руководителей образовательных учреждений вызвал семинар О.А.Карабановой (доктора психологических наук, профессора кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) «Универсальные учебные действия как основа образовательного стандарта нового поколения».

Напомним, что в рамках реализуемого Министерством образования и науки РФ проекта «Стандарт общего образования» рабочая группа под руководством президента Российской академии образования Н.Д.Никандрова разрабатывает методологические основания для образовательных стандартов, а также сами стандарты. Ольга Александровна представила наиболее интересную для психологов образования составляющую новых стандартов: разработку творческого коллектива, руководимого А.Г.Асмоловым, «Универсальные учебные действия».

Она считает, что приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, умение учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, позволяющие широко ориентироваться в различных предметных областях познания, создающие мотивацию к обучению.

Психолог в школе должен способствовать созданию условий для саморазвития ребенка, поэтому главное в новых стандартах — их психологическая составляющая, которая предполагает тесное сотрудничество психолога с педагогами при осуществлении образовательного процесса.

О.В. Хухлаева
покорила всех

Еще один важный компонент деятельности психолога, работающего в образовании, рассматривался на обучающем семинаре О.В.Хухлаевой (доктора педагогических наук, профессора МГППУ) «Сохранение психологического здоровья ребенка дошкольного и младшего школьного возраста». Эта тема оказалась чрезвычайно интересной и полезной для учителей и социальных педагогов, принимавших участие в совещании.

Ольга Владимировна, прекрасно владеющая аудиторией, смогла сделать свой семинар интерактивным: в ходе работы не только решались реальные проблемы детей, но и оказывалась экстренная консультативная помощь самим специалистам. Поставленная ей перед психологами задача: повышение уровня оптимизма учеников и педагогов — на этом трехдневном семинаре была воспринята слушателями в полной мере.

Вызвавшим наибольший интерес оказался семинар «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях», который проводили Л.К.Чаусова (директор центра для детей, нуждающихся в ППМС-помощи, г.Ростова-на-Дону) и М.Н.Мясникова (педагог-психолог этого же центра). Значимость этого направления работы для психологов, к сожалению, становится все более очевидной. Специалисты из Ростова-на Дону не только сами постоянно сталкиваются с последствиями близости «горячих точек», но и накопили большой опыт конкретной помощи детям, пострадавшим в результате террористических актов, военных действий, насилия.

Л.К. Чаусова считает, что психологи
должны быть готовы к любым
экстремальным ситуациям

Но все-таки самыми значимыми для участников совещания стали совместные обсуждения целей и задач, стоящих перед психологами образования. В ходе нашего общения с коллегами из Казани и Самары было отмечено, что, несмотря на то что все участники встреч живут в Поволжье, психологические службы в этих регионах развиваются по-разному. Если деятельность Самарской психологической службы, разработавшей и принявшей собственную нормативно-правовую документацию, хорошо известна по всей России, то психологам из Казани и Ульяновска еще предстоит большая работа.

К сожалению, на федеральном уровне не принят ни один нормативно-правовой документ, определяющий деятельность психологических служб и отдельных специалистов в системе образования. И это в то время, как в системе образования, как и в самом обществе, многое изменилось. Единственной разработкой, проливающей свет на содержание деятельности педагогов-психологов, является Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года, которая, к сожалению, хоть и одобрена Министерством образования и науки РФ, не имеет статуса официального документа. Беспокоит специалистов и отсутствие стандартизированного диагностического инструментария, сертифицированных развивающих и коррекционных программ.

Но, несмотря на реальные трудности, которые существуют у психологов образования, знакомство с работой коллег из городов Поволжья наглядно показало: психологи не сдаются!

Мне было очень приятно наблюдать за тем, как сейчас работает центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Во время посещения Казани в 2000 году я имела возможность познакомиться с деятельностью этого замечательного центра. Но через девять лет я его не узнала (впрочем, как и сам город). Из начинающего свою деятельность учреждения он превратился в место, где ведется уникальная работа с детьми всех возрастов, имеющими самые различные проблемы в своем развитии. Его директор Татьяна Николаевна Баширова является автором программы «Здоровье нового поколения». Идея психологического профилактория, заложенная в этой программе, полностью реализуется в деятельности центра. Кроме того, здесь освоена модель межведомственного взаимодействия систем образования, здравоохранения и социальной защиты. В центре существует теплый, неформальный стиль работы (недаром его называют «Открытый дом»), в котором создано пространство максимальной защищенности, доверия и комфорта.

В Ульяновске нас принимал гостеприимный педагогический и ученический коллектив гимназии № 3, где организована благоприятная для учебы и личностного развития учащихся образовательная среда. В прошлом году гимназия отметила свое 185-летие. И само ее здание, и его интерьеры являются своеобразным музеем образования. Занятия во многих классах проходят среди уникальных экспонатов (приборов, образцов старинной гимназической документации), которые бережно передаются из поколение в поколение.

Казанским психологам есть чем гордиться

Не случайно главными целями деятельности гимназии ее директор И.В.Цветкова видит создание условий для формирования человека-гражданина, обеспечение прав и свобод личности, создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности, воспитание у учащихся, родителей и учителей гимназии позитивного отношения к миру и к себе. Не стоит и говорить, что психологи здесь являются одними из ключевых фигур.

Из выступлений на семинаре в актовом зале гимназии, где присутствовали и хозяева — Ульяновские специалисты, и гости — участники совещания, мы узнали, что ППМС-центров в Ульяновске всего два: городской и областной. Они оказывают методическую помощь психологам города и области, ведут профилактическую и просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса, реализуют городские диагностические программы.

Несмотря на то что психологические службы в трех поволжских регионах: Татарстане, Самарской и Ульяновской областях — организованы по-разному, в каждой есть то, чему можно поучиться, поэтому было решено сделать подобные выездные семинары традиционными, постоянно расширяя их географию.

Последний день нашего путешествия был, пожалуй, самым насыщенным. Еще находясь в Ульяновске, мы получили информацию о том, что Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки подготовил информационное письмо «О подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы» (см. с. 42–43. — Ред.). Участники совещания не стали дожидаться официального распоряжения, а, собравшись инициативной группой, в которую вошли руководители и методисты психологических служб и образовательных учреждений, начали обсуждение возможных изменений в «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Кстати говоря, к его содержанию и у руководителей, и у рядовых специалистов накопилось много претензий.

На экскурсии в Ульяновской гимназии № 3

Спустя полтора часа напряженной работы все осознали, что дело это очень непростое и в нем надо руководствоваться заповедью «Не навреди», просчитывая далеко вперед все возможные последствия. Поэтому было решено обратиться к руководству Департамента с предложением о создании рабочей группы по доработке этих жизненно важных для психологов документов. Уже на ее первое заседание представители регионов собираются приехать с готовыми юридически и обоснованными экономически предложениями.

Надеемся, что и коллеги, не участвующие в совещании, также не останутся равнодушными к судьбе психологической службы образования, которая сейчас оказалась в руках самих специалистов!

Возвращаясь в Самару, основные организаторы совещания — сотрудники Регионального социопсихологического центра — строили планы на будущее. И вместо двухпалубных, стали присматриваться к трехпалубным теплоходам.

По-видимому, уже планируется что-то более серьезное…

Ольга РЕШЕТНИКОВА