|
Нужны ли конкурсы детям«Нужны ли конкурсы детям» — так называлась статья уважаемого всеми педагогами-исследователями ученого Александра Ильича Савенкова. Разговор шел о конкурсах для дошкольников и младших школьников до 10 лет. Завершает свои рассуждения Александр Ильич словами: «Разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований». Действительно, конкурс — форма презентации результатов собственного исследования, которое маленький ученый вел в течение месяца, года — кто как. А когда на его пути встречался чуткий и понимающий взрослый, готовый поддержать, помочь, подсказать, работа приобретала стройность, логичность, завершалась осознанными умозаключениями и выводами. Настоящим праздником для талантливых маленьких исследователей стал финал V Российского конкурса «Я — исследователь», прошедший 23–25 апреля в Сочи. С заснеженного Урала наши ребята попали в настоящую сказку — вечнозеленые кипарисы, цветущие клены, солнце, море. Дети раскрыли сверстникам и строгому жюри загадки обитателей аквариума, особенности содержания ежа ушастого (нетипичного животного для наших мест), рассказали о том, как можно вырастить дождинку и снежинку в домашних условиях, создать свой мультфильм. Если хорошенько потрудиться, можно научиться общаться, как древние индейцы, — с помощью огня, дыма, свиста, кипу и вампума. А ведь раньше считалось, что читать такие сообщения могут только специально подготовленные люди! Все было бы здорово на этом конкурсе, если бы не… Впрочем, посмотрим картинки с выставки. Вот мальчик готовится к выступлению. Мама прослушивает его. Улыбается. Хорошо! Ой, что это? Почему вдруг мама грозит сыну кулаком и грозно смотрит на него? Мальчик повторяет фразу, артистично поднимая пальчик вверх. Вот как, оказывается, надо было! А вот милые малыши разложили свой сундучок с диковинными поделками и декламируют стихи. Куда я попала? На конкурс коллекционеров, декламаторов? Здесь группа ребят призывает подойти к их стенду, познакомиться с продуктом их деятельности. Им задают вопрос о содержании деятельности в ходе исследования, а они рекламируют продукт — прямо как на ярмарке. Руководитель (или мама) готова рассказать все о проекте ребенка, да так, что малыш и рта не успевает открыть. Товарищи взрослые, что с нами происходит? Мы не видим потенциала исследовательской деятельности? Или не пережили подобного в детстве, поэтому сейчас упиваемся новым видом деятельности, подменяя действия детей своими и таким образом самоутверждаемся? В любом случае надо менять тактику подготовки участников детских конкурсов. Пусть конкурс вновь станет детским, как это было в 2005–2007 годах. Пусть конкурируют не взрослые, не профессионально оформленные постеры. Пусть дети переживают ситуацию успеха или неуспеха, поскольку преодоление ребенком реальных трудностей является необходимой составляющей процесса роста, развития субъектных качеств личности, формирования активной жизненной позиции. Светлана МИХЕЕВА,
|