Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Психологические технологии

Подари улыбку миру

Психологическая акция как способ
внутришкольного взаимодействия

В Центре образования № 1477 психологи ежегодно проводят более пяти мероприятий, в которых задействован весь коллектив школы. Психологическая служба искала новый способ наладить общение между педагогами и учениками и нашла его — это акция.

Первая акция, которую мы провели в Центре образования, носила экспериментальный характер. Мы испытывали средство, способное объединить, сплотить учителей, администрацию, учащихся начальной школы, а также школьников среднего и старшего звена. Возрастной диапазон аудитории колебался от 6 до 60 лет при общей численности приблизительно 600–700 человек. Проводить с таким количеством людей психологическую развивающую работу не представляется возможным, поэтому мы прибегли к внешнему средству, отвечающему поставленным задачам.

Акция «Подари улыбку миру» разрабатывалась и проводилась при участии старшеклассников из Детского психологического коллектива «Интуиция» и растянулась на целую неделю.

День первый

Вся школа была обклеена красочными афишами, иллюстрациями и надписями, вызывающими улыбку. Разноцветные следы приводили вошедших в школу к стенду с анонсом акции, который призывал к участию в ней и информировал о ее ходе по дням. Весь материал первого дня подготавливался старшеклассниками и психологами заранее.

Результаты. Коллектив 10–11-х классов сплотился благодаря общей деятельности. Они творчески подошли к работе.

Активно подбирали материал, своими руками создавали афиши, анонс и листовки, искали позитивные нюансы и продумывали концепцию акции. Ребята учились распределять роли между собой и брать на себя ответственность за разного рода деятельность. И учителя и дети были удивлены и непроизвольно вовлеклись в процесс обсуждения акции. Волну радости вызвали веселые надписи, шары, мягкие игрушки, картинки, виртуозно расклеенные по четырем этажам школы.

Замечания. Психологам необходимо тщательно отслеживать подготовку к работе. Много времени было отдано фильтрации содержания листовок. Они должны быть простыми, лаконичными и понятными. Желательно также избегать двусмысленных шуток.

День второй

На переменах несколько человек (психологи, логопед и дети) фотографировали улыбки всех желающих.

Результаты. В акции приняло участие более трети школьного коллектива. Атмосфера в Центре образования была праздничная. Дети оживленно обсуждали фотосессию, учителя смогли раскрепоститься и отвлечься от повседневных забот.

Замечания. В первой акции мы делали снимки каждого человека отдельно.

Позднее мы поменяли условия участия, фотографируя пары, группы и классы учащихся. Чтобы сфотографировать всех желающих неплохо иметь несколько фотографов. Если начальная школа приходила фотографироваться целыми классами прямо в кабинет психологии, то к учителям и учащимся из 6–11-х классов мы заходили сами. Чем старше дети, тем скованнее и застенчивее они казались, о взрослых я уже не говорю.

День третий

Старшеклассники и психологи распечатали на обычной бумаге фотографии участников и сделали газету «подаренных улыбок». Она была вывешена для всеобщего обозрения на первом этаже.

Результаты. Стенгазета объединила вокруг себя педагогов и всех ребят. Настроение царило приподнятое.

Замечания. Мы распечатали более 250 фотографий. Во избежание повторов желательно, чтобы психологи хорошо знали в лицо всех учеников. В нашей школе три психолога, у каждого свой участок работы — начальное, среднее, старшее звено, поэтому подобных проблем не возникло.

Наиболее удобным средством для оформления нашей газеты оказались обои. Длина газеты составила 2,5 метра.

День четвертый

Старшеклассники и психологи подготовили бланки для голосования по пяти номинациям: самая игривая, голливудская, очаровательная, неожиданная и загадочная улыбка Центра образования №1477. В голосовании приняли участие более 75% всего школьного коллектива.

Результаты. Выбор человека по номинациям сплотил группы людей по симпатиям. Голосовать спускались целыми классами с руководителями. Шло бурное обсуждение кандидатов.

Замечания. Мы столкнулись со сложностью: некоторые ребята пытались проголосовать не один раз. Необходимо продумать весь процесс детально: какими будут бланки, чем их заполнять, кому и в каком виде отдавать.

День пятый

Старшеклассники и психологи произвели подсчет голосов, огласили результат и поздравили победителей — вручили грамоты и призы.

Результаты. Весь день прошел в ожидании. Победителей поздравляли целыми классами, очень дружно и весело.

Замечания. Подсчет голосов занял много времени, несмотря на то что в нем участвовали четыре человека. К выбору подарков следует подойти ответственно.

Таким образом, психологическая служба достигла поставленной цели: школьный коллектив разных возрастов в ходе акции объединился.

Обратная связь показала, что неделя прошла в атмосфере веселья и радости, мы получили много просьб повторить ее.

Надо сказать, что акция потребовала от психологического коллектива много усилий, чтобы избежать накладок и неточностей, и без помощников-старшеклассников мы бы справиться не смогли. Однако первый блин не вышел комом, и мы подумываем о продолжении акции в будущем.

Олеся ЖДАНОВА,
педагог-психолог,
ЦО № 1477,
Москва