Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Книжный шкаф

Психологическая служба
в современном образовании

Рабочая книга

Под ред. И.В. Дубровиной
СПб.: Питер, 2009

Большинство из публикуемых сегодня психологических книг к деятельности школьного психолога имеет все-таки косвенное отношение. Их предполагаемый адресат, как правило, — «психолог вообще» или даже обыватель, интересующийся психологией. Рецензируемая книга — как раз из тех редких, которые адресованы непосредственно практическому психологу образования. Уже поэтому на нее стоит обратить внимание. А если еще учесть, что авторы — сотрудники хорошо известной в стране лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО под руководством И.В. Дубровиной, то становится понятным, насколько важно появление книги.

Эта фундаментальная работа освещает все важнейшие вопросы организации и структуры психологической службы образования от высших ее управленческих звеньев до уровня конкретного специалиста, работающего в школе, на примере модели, созданной в Москве. Разумеется, описанная модель разработана для мегаполиса. Но поскольку авторы опирались также на результаты многолетнего изучения и обобщения опыта работы психологических служб в разных регионах России, на анализ их основных проблем и трудностей, удач и неудач, то можно с уверенностью говорить о возможности использования этой модели и в других городах страны.

Важно, что в книге четко и внятно представлен взгляд авторов на цели, задачи, средства и основные направления деятельности психологической службы образования. Авторы убеждены, что все проблемы психологической службы должны рассматриваться в контексте формирования психологической культуры в образовательном пространстве школы и сохранения психологического здоровья детей. Исходя именно из этой точки зрения они подробно рассматривают содержание деятельности и функции каждого звена управленческой вертикали психологической службы города. При этом наибольшее внимание уделено первичному звену этой вертикали — деятельности педагога-психолога. Детально разобраны специфические особенности психологической службы в образовательных учреждениях разных типов: в дошкольном учреждении, в государственной и частной общеобразовательных школах, а также при работе с детьми на каждом возрастном этапе.

Думаю, большой интерес у психологов образования вызовет третья часть книги, в которой представлены проекты документации, обеспечивающей управление и деятельность психологической службы образования. Здесь помещены примерное положение об аттестации педагогов-психологов на высшую квалификационную категорию, права и обязанности педагога-психолога, примерное положение о проведении профессиональной экспертизы деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений всех видов и типов и многое другое. Поскольку вопросы об аттестации и экспертизе деятельности педагогов-психологов постоянно вызывают споры среди специалистов, публикация документов, способствующих разрешению подобных ситуаций, — явление, безусловно, отрадное.

Игорь ВАЧКОВ