|
||
БомбаИгра для любого возрастаЦель: объединение участников общей деятельностью, развитие навыков наблюдения за другими и планирования своих действий, умения вырабатывать стратегию поведения.
Мы с этой игрой познакомились еще в студенческие годы. И только позже пришла мысль адаптировать ее к психологической практике. Опыт можно считать вполне удавшимся. Это игра, в которую могут играть сколько угодно человек любого возраста и в любом помещении. В зависимости от этого меняются ее цели, но один из ее эффектов в виде хорошего настроения участников остается неизменным. Итак, игра для большой компании (до 50 человек). Ее уместно проводить в детском летнем лагере, среди студенческих сообществ в общежитии и др. Инструкция достаточно проста. Участники изначально договариваются, сколько времени будет проводиться игра (час в день, три дня подряд и др.), если необходимо, то о территориальных ограничениях. Согласно правилам, каждый из участников имеет право в течение дня один раз (или больше) сказать слово «бомба». После этого все участники до единого должны «приземлиться» — сесть на пол, обеими руками закрыть голову и крикнуть «мама». Последний «приземлившийся» получает штрафной балл. Участник, который в течение дня собрал наибольшее количество штрафов, должен выполнить желание группы. В нашем студенчестве такой человек угощал всех шоколадками. Игра для тренинговой группыМожет быть использована на занятии кратковременно, в течение 5–10 минут. Цели здесь очень разнообразны. Инструкция. Участники имеют возможность свободно перемещаться по комнате. После слова ведущего «бомба» участники «приземляются». Само чередование разных видов деятельности служит развитию навыков саморегуляции, однако для усиления этого эффекта и достижения других можно вводить дополнительные условия. 1. После того как ребята «приземлятся», они должны замереть до определенного сигнала или досчитать до 10 и только после этого могут подняться и продолжить движение. Сначала дети могут считать хором, а потом перейти к счету «про себя». 2. Введение разнообразных штрафных санкций также хорошо помогает развитию навыков саморегуляции. Например, за нарушение правил (ребенок приземлился не в «домик» или пошевелился во время «бомбежки») участник выбывает на некоторое время из игры. Старшие дети могут сами засекать 1–2 минуты. 3. «Приземляться» можно только в «домики» (листы бумаги на полу). Во время движения на «домики» наступать нельзя. В работе с подростками для добавления командообразующего эффекта можно с каждым разом уменьшать количество «домиков». При этом важно объявить участникам, что в игре выигрывают или все, или никто. 4. «Бомба» может служить для управления динамикой группы. Ее можно использовать как ледокол. В этом случае последний «приземлившийся» должен рассказать какой-то факт о себе. Это хороший способ «разогреть» группу. Если необходимо, то с помощью игры можно управлять вниманием в группе и держать ее в тонусе. Это возможно, если «Бомба» играется на протяжении всего занятия. 5. Делегируя ребятам возможность самим договариваться о системе штрафов за нарушение правил, мы превращаем «Бомбу» в коммуникативную игру. Целесообразно отдавать функцию ведения игры самим детям, то есть сказать «бомба» может каждый участник. 6. В группах по развитию скорочтения, памяти и внимания «Бомба» уместна как игра для развития скорости реакции, которая отчасти лежит в основе вышеперечисленных навыков. Ну вот, пожалуй, и все. Понятно, что возможности такой простой игры совсем не ограничены тем, что здесь рассказано. Так что пробуйте! Наталия ПЕШКОВА,
|