Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

ДУМАЕМ ИГРАЯ

Коррекционное занятие для учащихся 2-го класса,
обучающихся по программе VII вида

Задачи:

• развитие и коррекция мышления на основе упражнений в классификации и обобщении;

• развитие зрительного восприятия, распределения внимания;

• развитие и коррекция мелкой моторики;

• развитие коммуникативных навыков;

• снятие психоэмоционального напряжения.

Инструментарий: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки с заданием, простые карандаши, планшеты, музыкальное сопровождение для релаксации и игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие

Психолог. У нас хорошее настроение, передадим улыбку по кругу.

Гимнастика для пальцев рук с речевым сопровождением

Упражнение «Цепочка»

Большой палец «здоровается» (касается подушечками) с остальными пальцами, при этом дети проговаривают: «Указательный, средний, безымянный, мизинец».

Элементы гимнастических упражнений
для развития умственных способностей «Брэйн-Джим»

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Сначала дети рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

Упражнение «Перекрестные движения»

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Релаксация «Волшебный сон»

Музыкальное сопровождение.

Психолог. Я знаю, что детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой травке. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ваше состояние дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон:

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, свободно.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке…
Мы спокойно отдыхали
И волшебным сном поспали,
Нам приятно отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться, потянуться!
Улыбнуться и проснуться!

Сегодня на занятии, как и обычно, с нами будет компьютер, который мы назвали Компик. Компик поможет нам провести занятие интереснее.

Упражнение «Шифровка»

На слайде надпись «Шифровка» и следующее изображение (рис.1).

Рис. 1

Психолог. Компик нам показывает образец, как расставить значки в фигуры.

У детей на столах лежат индивидуальные карточки и простые карандаши. Дети расставляют знаки так, как показано на экране.

Упражнение «Продолжи ряд»

Психолог. Опять Компик просится нам в помощники.

На экране поочередно появляются ряды слов:

1) Лиса, заяц, тигр, … …

2) Кровать, стул, диван, … …

3) Юбка, джемпер, платье, … …

4) Шапка, берет, шляпа, … …

5) Ботинки, туфли, сапоги, … …

6) Кружка, ложка, тарелка, … …

7) Сосна, береза, осина, … …

8) Сельдь, карп, форель, … …

9) Воробей, соловей, орел, … …

Дети прочитывают слова и называют два-три слова, продолжая смысловой ряд.

Психолог. Каким одним словом можно назвать этот ряд?.. Молодцы, ребята! И спасибо нашему Компику за помощь.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Психолог. Компик поможет нам не забыть начало предложения.

На слайде надпись: «Моя мама радуется, потому что…» Каждый ребенок предлагает по два варианта окончания предложения, при этом нельзя повторять уже сказанное.

Упражнение «Четвертый лишний»

Психолог. Компик для нас — незаменимый помощник. А теперь следующее задание. Нужно найти среди четырех изображений на экране одно лишнее и объяснить, почему оно лишнее. Внимание на экран! Отвечаем по очереди, по кругу. Каким одним словом можно назвать оставшиеся три изображения?

Примеры: рис. 2 и рис. 3.

Подвижная игра «Запомни свое место»

Рис. 2

 

Рис. 3

Называется место в комнате для каждого ребенка, которое он должен будет занять по команде. Например, в левом дальнем углу кабинета, около двери, на диване и т.д. По команде «Место!» учащиеся разбегаются по своим местам. Если дети плохо ориентируются, то повторить эту игру еще раз. Во втором варианте игры дети сами выбирают себе место. Затем они собираются вокруг психолога.

Упражнение «Скажи наоборот»

Психолог. Вам нужно назвать слова, противоположные по смыслу появляющимся на экране, например: большой — маленький.

Высокий
Горький
Мягкий
Грустный
Тонкий
Близкий
Узкий
Простой
Чистый
Медленный

Рефлексия

Психолог. Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Давайте скажем большое спасибо Компику.

Упражнение «Я очень хороший!»

Хором, шепотом начинаем повторять: «Я очень хороший!» — постепенно увеличивая громкость, вплоть до крика: «Я очень хороший!»

Упражнение выполняется дважды.

 

ЛИТЕРАТУРА

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. — М., 2002.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 2001.

Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. — М., 2004.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2005.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2005

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР. — СПб., 2007.

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.

Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. — М., 2006.

Галина АНИКИНА,
педагог-психолог,
МОУ «коррекционная (специальная)
школа-интернат № 8
для воспитанников и обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»,
г. Саяногорск, Республика Хакасия