|
НОМИНАЦИЯ:
«Психолог и семья школьника: идем на сближение» |
Мамины руки
Сценарий родительского собрания-встречи мам
и дочерей-пятиклассниц
Цели: показать важность личного
женского примера в семье, где воспитывается
девочка; эмоциональное сближение мам и дочерей.
Оборудование и материалы:
• технические средства (фотоаппарат,
компьютер, экран, проектор);
• отрез ткани;
• листы бумаги зеленого и розового цвета по
количеству пар;
• трафареты «яблочки»;
• ручки и простые карандаши по количеству
участников;
• ножницы по количеству участников;
• клей ПВА;
• чистый лист А4 и маркер;
• таблички с именами мам и девочек.
ЭТАП ПОДГОТОВКИ
До собрания необходимо:
• подготовить компьютерную презентацию;
• подготовить фильм или текстовый вариант
притчи «Первый ангел»;
• написать вместе с девочками письма мамам;
• психологу — подготовить свое выступление;
• провести опрос учащихся, обработать
результаты;
• подготовить и раздать приглашения для мам;
• написать на ватмане «Яблочко от яблони…»;
• девочкам — подготовить рисунки и фотографии
«Мама и я»;
• подготовить розовую, зеленую цветную бумагу,
трафареты «яблочки».
Перед началом встречи:
• поставить ширму, задрапировав ее тканью, на
ней развесить рисунки девочек «Мама и я» и
фотографии.
ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ
I. Вступительная часть
Психолог. Уважаемые мамы! Рада
приветствовать вас на нашей встрече вместе с
вашими дочерьми. Начнем мы нашу встречу с притчи
«Первый ангел».
За день до своего рождения ребенок получил
возможность задать Богу три вопроса. Ребенок
задал первый вопрос:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я
должен делать?
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Тебе будет нелегко в том мире, куда ты скоро
придешь. Но я подарю тебе ангела, который всегда
будет рядом с тобой и который тебе все объяснит.
— Но как я пойму ангела, ведь я не знаю его
языка, — задал свой второй вопрос ребенок.
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Ангел научит тебя своему языку. Более того,
он научит тебя всему.
— Как зовут моего ангела? — задал свой
последний вопрос ребенок.
— У этого ангела много имен, но ты будешь
называть его мама.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в
народе мудрость: хорошие дети — честь отца и
матери, их достоинство; плохие — горе, несчастье,
страдания.
В извечном стремлении к отцовству и
материнству выражается духовно-нравственный
порыв человека, постигнутый им как счастье. Это
стремление к тому, чтобы продолжить себя в детях,
утвердить нравственные ценности, обретенные
предыдущими поколениями, умноженные крупицей
собственного опыта, творения и творчества.
Вспомните, какие чувства вы испытали, когда у
вас родилась дочь. Доченька, доча, доня. Сколько
ласковых слов, сколько нежности, любви. Столько
же нежности и любви вложили ваши девочки в
письма, которые подготовили для вас.
(Дети отдают свои письма мамам. Мамы читают.)
Пожалуйста, мамы, напишите ответные письма
своим девочкам.
Пока мамы пишут письма, девочки и психолог на
слайде в презентации отмечают, какими
качествами, чертами характера должна обладать
идеальная девушка — будущая мама.
II. Основная часть
1. Психолог. Тема нашей сегодняшней
встречи «Мамины руки».
«Почему именно руки?» — спросите вы. Потому что
именно благодаря рукам ваши дети могут познать
любовь, ласку, заботу мамы. Вспомните, как вы
впервые взяли на руки свою малышку, как качали ее
перед сном на руках, как гладили по головушке, как
вели за руку в детский сад, а потом и в школу. Как
ловко делали вы домашнюю работу, а ваша дочь
пыталась повторять за вами: вот она стирает своим
куклам одежду, гладит им белье, а вот помогает вам
с приготовлениями к семейному обеду: месит с вами
тесто, чистит овощи, накрывает на стол. По мере
взросления ваша помощница все больше включается
в домашние хлопоты и у нее появляются домашние
обязанности.
Мы провели опрос среди пятиклассников.
Вопрос первый: мои обязанности по дому.
Психолог зачитывает (показываются в
презентации) ответы мальчиков и девочек.
Вопрос второй: какие обязанности по дому
мужские, а какие — женские.
Психолог зачитывает (показываются в
презентации) ответы мальчиков и девочек.
Итак,
мы видим, что и мальчики, и девочки выполняют в
большинстве случаев женскую работу по дому. В
связи с загруженностью на работе, отцы в
большинстве своем проводят мало времени со
своими детьми. Чаще всего детьми занимается
женщина. До определенного возраста это нисколько
не вредит ни мальчикам, ни девочкам. Но наступает
момент, когда у ребенка начинается половая
самоидентификация, он начинает осознавать свою
принадлежность к определенному полу, ему
необходимо прививать навыки поведения мальчика
или девочки. Что же происходит в реальности?
Детьми продолжает заниматься мама, поэтому и
мальчики, и девочки учатся мыть полы, готовить
обеды, стирать и гладить белье.
Во все времена отец был главой семейства. Он был
прежде всего кормильцем, добытчиком, занимался
тем или иным видом трудовой деятельности.
Женщина же выполняла роль хранительницы очага,
хозяйки, воспитателя.
В современных исследованиях институт
материнства рассматривается как исторически
обусловленный, изменяющий свое содержание от
эпохи к эпохе. ХХ век открыл перед женщинами
невиданные возможности, однако при этом возложил
на их плечи бремя ответственности. Получив
равные права с мужчинами, женщины смогли учиться,
работать, заниматься политикой, самостоятельно
решать свою судьбу. И вот уже женщина берет на
себя часть функций мужчины, зарабатывает деньги,
делает карьеру. Ответьте мне, пожалуйста, мамы,
какими чертами характера должна обладать
современная деловая женщина?
(Психолог проводит опрос мам и пишет их ответы
маркером на листе А4 или на доске.)
Мы провели опрос мальчиков-пятиклассников,
какими качествами, чертами характера должна
обладать идеальная девушка — будущая мама, и на
ваших глазах на этот же вопрос отвечали наши
девочки-пятиклассницы. Сравним ответы мальчиков
и девочек. Отличаются ли качества деловой
женщины и девушки — будущей мамы?
В борьбе за равноправие женщины одержали
победу, но сдали свои позиции, утратили женскую
мягкость, чистоту и наивность, которая так
трогает сильных мужчин. Постепенно у них
появляются мужские качества. А когда
задумываешься о воспитании детей в современном
мире, то не знаешь, как ответить на вопрос: чьим
родителям легче — мальчиков или девочек?
Современный стиль — напористый, агрессивный,
дерзкий. Девушки-подростки стараются не
отставать от парней, начиная с одежды и
заканчивая манерой поведения. Женственность
многим кажется непрестижной. Отказываясь от
естественных женских качеств: скромности,
мягкости, заботливости, умения терпеть,
сострадать, — девушки, сами того не подозревая,
отрекаются от своей природы. Поначалу им кажется,
что они обрели свободу и независимость, что они
стали, выражаясь современным языком, крутыми
девчонками, что все от них без ума. Но очень
быстро выясняется, что парни смотрят на них как
на себе подобных, а не как на милых девушек, с
которыми можно встречаться.
Поэтому родители, которые всерьез задумываются
о воспитании дочери, встают перед дилеммой: кого
они воспитывают — будущую бизнес-леди с мужскими
чертами характера или будущую нежную,
заботливую, добрую маму.
И здесь уместно вспомнить старинную китайскую
пословицу: «Мягкое побеждает твердое». И в
бизнесе, и в политике умение пойти на компромисс,
найти пути сотрудничества не менее важны, чем в
семейной жизни, поэтому не бойтесь воспитывать
девочек в романтическом стиле. Романтизм
удивительным образом закаляет душу.
Но помните: только воспитание личным примером
дает свои плоды. Если вы сами демонстрируете
уступчивость, мягкость, отзывчивость и другие
женские черты, только тогда и ваша девочка будет
женственной.
Конечно, очень многое зависит от
характерологических особенностей ребенка, его
темперамента.
2. Психолог. Хотелось бы затронуть еще
один аспект воспитания девочек. Сейчас некоторые
мамы, наслушавшись советов о том, как важно
сызмальства приучать девочек краситься и
ухаживать за кожей, накупают девчонкам «детской»
губной помады или «детских» теней для век.
Почему это настойчиво пропагандируют
фирмы-производители косметики, понятно. А вот
почему родители покупаются на эти уловки, понять
нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление
косметики — очень важный шаг на пути во
взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы
невольно подталкивают дочек ко всему остальному,
что сопряжено с современными подростковыми
понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка
попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и
пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать
накрашенные девочки идут совсем в другие места и
играют в другие, уже не столь невинные игры.
И самое главное, мне хотелось бы напомнить
слова Л.С. Выготского, который считал, что
отношение ребенка к миру — зависимая и
производная величина от самых непосредственных
и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Поэтому так важно заложить основу доверительных
отношений между мамой и дочерью, обеспечив
эмоционально и психологически благоприятные
условия для гармоничного развития.
3. Психолог. Мы переходим к следующей
части нашей встречи, которая называется «Делу
время — потехе час». И сейчас мы немного
поиграем.
Игра «Угадай дочь по голосу»
Девочки заходят за ширму и по очереди по
указанию психолога произносят фразу:
«Здравствуй, мама!» Задача мам — узнать своего
ребенка по голосу и назвать его имя.
Игра «Рука мамы»
Ставятся четыре стула, приглашаются четыре
мамы и дочь одной из них. Девочке завязываются
глаза. Ее задача — узнать на ощупь мамину руку и
назвать ее по имени. Игра проводится до тех пор,
пока все девочки не поучаствуют.
Игра «Яблочко от яблони…»
• Мамам и дочкам надо немного потрудиться
вместе. на столах — листы бумаги зеленого и
розового цвета. Мамы на зеленых листах бумаги
обводят свои руки и вырезают их, а дочки,
используя трафареты, на розовой бумаге рисуют
кружочки и тоже вырезают их.
• Теперь девочки берут в руки мамину ладошку,
пишут ее имя посередине, а на пальцах — те черты
характера, которые отличают маму. Мамы берут
красные кружочки и на каждом из них пишут те
черты характера, которые отличают их дочь.
Подглядывать нельзя!
• Проверка: совпадают ли написанные на пальцах
и кружочках качества? Вспоминаем русскую
народную пословицу «Яблочко от яблони недалеко
падает». На заранее подготовленном стволе
девочки размещают мамины ладошки в виде кроны,
затем мамы к каждому пальцу своей ладошки
прикрепляют розовые кружочки-яблочки.
III. Заключительная часть
Рефлексия: отзывы детей и взрослых о
встрече.
Психолог. Давайте поаплодируем друг
другу, поблагодарим друг друга за сегодняшний
день, за сегодняшнюю встречу.
ЛИТЕРАТУРА
Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным:
воспитание детей от 4 до 14 лет / 2-е изд. — М.:
Лепта-Пресс, 2005.
Приложение 1
Дочь ... (имя)
Когда ты родилась ...
Когда я первый раз взяла тебя на ...
Хоть ты и повзрослела, я продолжаю тебя ласково ...
Когда я смотрю в твои ...
Я вспоминаю, как мы с тобой ...
Мне нравится говорить с тобой о ...
Я хотела бы научить тебя ...
Я радуюсь, когда мы вместе ...
Мне нравится делать с тобой ...
Ты можешь гордиться мной, потому что я ...
Меня расстраивает, когда ты ...
Ты вырастешь достойной женщиной, потому что ...
Ты замечательная дочь, потому что ...
Я люблю тебя, дочь! Твоя мама ...
Мама ... (имя)
Иногда я называю тебя такими ласковыми словами,
как ...
Когда я смотрю в твои глаза ...
Мне нравится говорить с тобой о ...
Я вспоминаю, как мы с тобой ...
Я хотела бы рассказать тебе о ...
Ты научила меня ...
Мне нравится делать с тобой ...
Ты можешь гордиться мной, потому что я ...
Меня расстраивает, когда ты ...
А когда мне плохо, ты ...
Ты настоящая женщина, потому что ...
Ты замечательная мать, потому что ...
Я люблю тебя, мама! Твоя дочь ...
Приложение 2
В семье, где воспитывается
девочка…
—
Не ограничивайтесь литературой — естественно,
ее классическими, качественными образцами.
Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и
знакомых, которых вы считаете достойным образцом
для подражания.
— Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней
ведь немало примеров женской доброты, чистоты,
самоотверженности, милосердия.
— Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей
нужно о ком-то позаботиться. И конечно, отмечайте
это как большое достоинство! Признание заслуг —
огромный стимул для ребенка, но многие родители,
к сожалению, до сих пор им пренебрегают.
— Не поощряйте интерес девочек-подростков к
косметике.
Т.Л. ШИШОВА
Из книги «Чтобы ребенок не был трудным:
воспитание детей от 4 до 14 лет»
Ольга ВЕНГЕРСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 7,
г. Анапа,
Краснодарский край