Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Мир моей души

Методическая разработка Недели психологии

Основная идея: познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми.

В течение Недели проводится ряд мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие всех участников образовательного процесса. Каждый день имеет свое название.

Цель: создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов; улучшение психологического микроклимата в школе.

Задачи:

• расширить знания обучающихся и педагогов о науке психологии;

• развить самопознание школьников;

• способствовать личностному росту педагогов и учеников;

• развивать эрудицию, расширить кругозор;

• формировать учебную мотивацию и познавательные процессы у обучающихся.

Контингент: обучающиеся 1–11-х классов.

Материалы: ватман, краски, карандаши, фломастеры, грамоты, музыкальное сопровождение (релаксация).

Девиз недели психологии: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»

«ПОЧТА ДОВЕРИЯ»

«Почта доверия» — это особая форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Это достаточно просто организовать в рамках обычной школы — необходимо лишь приспособить небольшую коробку под почтовый ящик с прорезью для писем. Желательно оформить ее ярко и красочно и повесить либо в классе, либо у кабинета психолога.

Дети на маленьких листочках пишут свои пожелания встретиться, подписывают их и кидают в почтовый ящик. А психолог в конце каждого учебного дня проверяет «свою почту» и на следующий день организует встречу с ребенком.

Во избежание недопонимания перед началом функционирования «почты доверия» психолог проводит «презентацию» в классе новой формы работы, объясняя детям, как пользоваться почтовым ящиком, для чего он нужен и пр. В этот момент необходимо особенно подчеркнуть правила пользования почтой.

Правила

Конфиденциальность. Каждый, кто присылает письмо, может рассчитывать на то, что разговор останется только между ним и психологом.

Добровольность. Бывает, что ребенок, стремясь уладить свой конфликт с одноклассником, просит психолога: «Позовите его тоже на разговор». Не стоит поддаваться на детские манипуляции, ведь именно здесь вступает в силу принцип добровольности. Если другой участник конфликта захочет прийти, пусть приходит, но сам, без приглашения.

Честность — достаточно тонкий и деликатный принцип. Дело в том, что некоторые демонстративные дети специально придумывают причины, по которым им якобы необходимо побеседовать с психологом. Их запросы могут быть неправдивыми. С другой стороны, самому психологу порой реальная детская проблема (например, влюбленность в одноклассницу) может показаться смешной и надуманной, и он будет склонен рассматривать ее как ненастоящую. Следует иметь в виду эти аспекты, стараясь проявлять максимум такта в общении с ребенком, чтобы не задеть его чувства.

«Почта доверия» существовала в нескольких первых классах на протяжении всего учебного года. Ее использование в работе с первоклассниками оказалось связанным с развитием двух важнейших личностных феноменов: рефлексии и доверия. Очевидно, что рефлексия у младших школьников формируется неравномерно: кто-то уже готов обсуждать свои чувства, переживания, стремления, а кто-то еще далек от этого. Поэтому возможности «почты» достаточно широки: ее можно применять и как диагностический инструмент, позволяющий выявлять уровень развития рефлексии, и как развивающее детскую рефлексию средство. Безусловно, подобная форма работы сама по себе стимулирует самосознание ребенка, но через нее можно формировать также чувство ответственности за себя и свои действия, эмпатию, эмоциональную децентрацию и др.

Феномен доверия особенно ярко проступает в тех случаях, когда «по почте» обращаются очень закрытые или «трудные» дети. «Почта» способствует установлению доверительного контакта с ними, что является своеобразной победой для психолога. Но и в том случае, когда пишут открытые и общительные дети, доверие с их стороны не менее ценно и важно.

Стоит очертить некоторые ограничения данного метода. Он, как и любой другой, имеет оборотную сторону. «Почта» может стать для демонстративных детей средством привлечения к себе внимания взрослых. Кроме того, некоторые дети могут слишком привыкнуть к постоянной помощи психолога и перестать делать самостоятельные волевые усилия для преодолении трудностей. Поэтому, как и в консультировании взрослых людей, помощь должна быть по возможности в форме рекомендаций. Психологу не стоит решать проблему за ребенка, лучше, если он сам сделает шаги по ее преодолению.

Безусловным плюсом «почты доверия» является возможность работы непосредственно «на ребенка», руководствуясь его запросами и потребностями. К сожалению, зачастую работа школьного психолога сводится к диагностике и коррекции по запросам взрослых на «трудного ребенка». Мы забываем о том, что у детей могут быть свои личные проблемы, серьезные или не очень, которые дети способны самостоятельно осознавать и по возможности решать. Пожалуй, это является основным достоинством подобной формы работы. Кроме того, она столь же удобна, сколько и эффективна: повышает мотивацию детей, снижает тревожность, стимулирует к самоанализу, развивает эмпатию и способствует установлению доверительных отношений со взрослым.

В качестве идеи на перспективу рекомендуем использование «почты доверия» в работе с подростками, но уже в форме анонимной переписки с психологом. Поскольку подростки способны подробно изложить свою проблему на бумаге, часто стесняясь признаться в ней напрямую, переписку можно осуществлять под вымышленными именами и с последующими письменными ответами — рекомендациями от психолога.

Надеюсь, что опыт использования «почты доверия» в психологических целях окажется полезным и найдет свое применение в работе коллег.

План мероприятий Недели психологии

День недели

Название дня

Тема и форма мероприятия

Контингент участников

Понедельник

Психология — это серьезно…

1. Конкурс творческих работ «Советы на каждый день»

2. Следопыт–2009

3. Акция «Надписи на заборе» на тему «Наша школа»

4. Классный час «Зачем нужна психология?»

5. Игра «Страна психология»

3–9-е классы
C

6–7-е классы

5–11-е классы
C

8-е классы
C

5-е классы

Вторник

День самопознания

1. Классный час «Я и мое имя»

2. Арт-терапевтическая методика «Карта эмоций»

2–3-е классы

8-е классы
C

Среда

День любви

Классный час «Любовь — основа жизни»

4–5-е классы

Четверг

День доброты

Психологический марафон «Лавка добрых качеств»

5–11-е классы

Пятница

День общения

1. Занятие «Деревья-Характеры из волшебного леса»

2. Психологические особенности публичного выступления

3. Открытый социологический опрос «Наша школа»

4. Подведение итогов Недели психологии, награждение победителей конкурсов плакатов
и творческих работ

9–10-е классы
C

11-е классы
C

1–11-е классы
C

Понедельник–пятница

«Почта доверия»

1–11-е классы

ПОЧТА — это:

• Понимание

• Ответственность

• Честность

• Таинственность

• Анонимность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

Светлана КОРОБКИНА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 52,
г. Волгоград