Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»

 

Семья: толерантность, любовь, авторитет

Методическая разработка педсовета

Цель: создать условия для осознания необходимости применения принципов толерантности в педагогической практике детского дома.

Форма проведения: семинар-тренинг.

Материалы: мяч, маркеры, ватман, листы бумаги, ручки, музыкальное сопровождение; на каждом столе — приложение 1, листы А3 с нарисованными чемоданами, листы А3 с нарисованными лестницами, листок обратной связи по количеству участников.

ХОД ПЕДСОВЕТА

Поскольку в детском доме пять «семей» (групп детей с воспитателем), то для каждой семьи ставится стол. За столами сидят воспитатели, и к ним распределяются специалисты детского дома. На столах раскладывается весь материал, который используется в ходе семинара-тренинга.

1. Вступительное слово ведущего (знакомство с темой; анализ решений предыдущего педсовета).

2. Чтение сказки

Ведущий. Нашу встречу я бы хотела начать со сказки (на фоне музыки ведущий читает сказку).

Статья опубликована при поддержке психологического центра "Диалог". Психологические тренинги для взрослых с использованием техник танцевальной терапии, бизнес тренинги, тренинги для женщин, психодрама, а также психологическая помощь. Высококвалифицированные специалисты, доступные цены, индивидуальные консультации. Узнать подробную информацию о центре и тренингах, цены и контакты, получить консультацию психолога Вы сможете на сайте, который расположен по следующему адресу: http://dialogtherapy.com.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

— Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.

— Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать…

— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

3. Принятие правил

Правило общей активности: результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.

Умение в малом видеть проявление большого: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель.

Целенаправленность: говорить по существу, а не воспроизводить все свои знания по тому или иному вопросу.

Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.

4. Упражнение «Нас с вами объединяет»

Цель: сформировать поле идентичности, согласия, «разогреть» группу для работы.

В руках ведущего мяч, который он бросает любому участнику со словами «Нас с вами объединяет…», участник должен добавить, что объединяет (черты характера, внешности, одежды, особенности работы и поведения).

Следующий круг проходит со словами «Мы не похожи…» (участники добавляют, чем не похожи).

Обсуждение

— Что было сложнее: называть сходство или различия?

— Как вы думаете, чего больше в людях: сходства или различий?

— Почему мы такие разные, а живем в одном мире?

5. Упражнение «Толерантность — интолерантность»

Ведущий. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Ни один человек не может быть на 100% толерантным, есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.

На ваших столах карточки со словами — качествами толерантной и интолерантной личности. Способом ранжирования выделите 5 качеств, которые совершенно необходимы для создания толерантного пространства в семье, и 5 качеств, проявление которых совершенно недопустимо в семье с позиции толерантности (приложение 1).

Подгруппы представляют свои работы, аргументируя ответ.

Обсуждение

• Насколько созданный в настоящее время микроклимат в каждой «семье» соответствует вашему выбору-ранжированию?

6. Домашнее задание

Разбор ситуаций с анализом высказываний с позиции толерантности — интолерантности (приложение 2).

Цель: выявить уровень сформированности установок толерантного сознания у детей.

Воспитатель «семьи» зачитывает ситуацию и ответы детей. Затем выделяет, какие толерантные и интолерантные качества показали дети в этой ситуации. Все высказывания записываются на ватман, затем анализируется, какие качества преобладают в отношениях детей.

7. Представление результатов диагностики «Анализ семейной тревоги» (психолог).

8. Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: актуализация внутрисемейных отношений с позиции «соседей».

Каждой семье (группе) необходимо «собрать чемодан в дорогу» для другой семьи. А положить в него надо то, что помогает им в создании благоприятного климата и что мешает, от чего необходимо избавиться.

Ведущий. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантных качеств в своих детях, начнет с себя.

9. Упражнение «10 шагов к толерантности педагога»

Ведущий. На ваших столах находятся «лестницы толерантности». Три первые ступени бесспорны.

1-я — ступень Признания. Признание — способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, взглядов, мышления; осознание его права быть другим.

2-я — ступень Принятия. Принятие — положительное отношение к таким отличиям.

3-я — ступень Понимания. Понимание — умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения — своей и его.

Следующие ступени — ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени.

У лестницы должны быть опора. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которым мы сможем твердо и уверенно подниматься по лестнице.

Группы представляют свои проекты.

Обсуждение

• Что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает педагогу быть толерантным?

10. Упражнение «Синквейн»

Цель: подведение итогов.

Каждой группе дается одно слово (толерантность, любовь, авторитет, доброта, семья). Необходимо составить синквейн.

1-я строка — существительное.

2-я строка — два прилагательных.

3-я строка — три глагола.

4-я строка — предложение.

5-я строка — заключительное слово или фраза.

Содержание строк с 2-й по 5-ю должно соответствовать по смыслу слову 1-й строки.

11. «Молитва о встрече»

Ведущий. Закончить наш семинар-тренинг я хочу «Молитвой о встрече» (на фоне музыки).

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я — это я, а ты — это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга — то это прекрасно!

А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь.

12. Итог

Определение результативности (листок обратной связи, см. с. 44). Рефлексия участников семинара-тренинга. Проект решения педсовета.

ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Классный руководитель», № 4/2006 г.

 

 

Наталия НИКУШКИНА,
заместитель директора по методической работе,
Краевое государственное
образовательное учреждение
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Бийский детский дом № 3»,
Алтайский край

 


Листок обратной связи

«___» _________ 2009 г. Ф.И.О. _____________________
1. Я извлек для себя многопользы из семинара-тренинга 5 4 3 2 1 Я не извлек большой пользы из семинара-тренинга
2. Я полностью удовлетворен своей работой 5 4 3 2 1 Не удовлетворен своей работой
3. Что на семинаре-тренинге было для меня:

самым полезным ______________________________________

самым бесполезным ___________________________________

самым приятным _______________________________________

самым неприятным _____________________________________

 

Приложение 1

Толерантная личность Интолерантная личность

• Терпимость к чужому мнению, поведению

• Уважение прав других

• Принятие другого таким, какой он есть

• Прощение

• Милосердие

• Сотрудничество, дух партнерства

• Признание многообразия личности

• Снисходительность

• Сострадание

• Доверие

• Альтруизм

• Отказ от доминирования

• Тактичность

• Самообладание

• Непонимание

• Игнорирование

• Эгоизм

• Нетерпимость

• Пренебрежение

• Раздражительность

• Равнодушие

• Цинизм

• Агрессивность

• Амбициозность

• Авторитаризм

• Конфликтность

• Инертность

• Настороженность в общении

• Властолюбие

 

Приложение 2

Творческое задание (подготовка к педсовету)

I. Воспитатели получили по одной ситуации, которую они должны обсудить с детьми, записать все высказывания детей и свою позицию.

Ситуация 1

В семью пришла девочка отличница, очень общительная. Выполняет все требования воспитателя, помогает в организации мероприятий. На семейных собраниях высказывает свое мнение по поводу поведения детей, предлагает различные виды наказания. Твои действия, поведение?

Ситуация 2

В вашей семье есть ребенок, который и физически слабее остальных, и на психологическое давление не может дать отпор. Твоя позиция по отношению к нему.

Ситуация 3

У тебя в классе есть косоглазая девочка. Твои одноклассники высмеивают ее, дразнят. Как ты поступишь?

Ситуация 4

В семью пришел мальчик 15 лет, ВИЧ-инфицированный. Вы об этом узнали. Ваши действия, поведение?

Ситуация 5

Ты идешь по городу. На лавочке сидит плохо одетый пожилой человек, возле него валяется сумка. Он тихонько стонет и плачет. Твои действия?

II. Задание для всех педагогов детского дома: подумать над вопросами:

• Что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает?

• Как создать толерантное пространство в детском доме?

• Поразмышлять над проектом «10 шагов к толерантности педагога».