|
||||||||||||||||||
Семья: толерантность, любовь, авторитетМетодическая разработка педсоветаЦель: создать условия для осознания необходимости применения принципов толерантности в педагогической практике детского дома. Форма проведения: семинар-тренинг. Материалы: мяч, маркеры, ватман, листы бумаги, ручки, музыкальное сопровождение; на каждом столе — приложение 1, листы А3 с нарисованными чемоданами, листы А3 с нарисованными лестницами, листок обратной связи по количеству участников. ХОД ПЕДСОВЕТА Поскольку в детском доме пять «семей» (групп детей с воспитателем), то для каждой семьи ставится стол. За столами сидят воспитатели, и к ним распределяются специалисты детского дома. На столах раскладывается весь материал, который используется в ходе семинара-тренинга. 1. Вступительное слово ведущего (знакомство с темой; анализ решений предыдущего педсовета). 2. Чтение сказки Ведущий. Нашу встречу я бы хотела начать со сказки (на фоне музыки ведущий читает сказку). Статья опубликована при поддержке психологического центра "Диалог". Психологические тренинги для взрослых с использованием техник танцевальной терапии, бизнес тренинги, тренинги для женщин, психодрама, а также психологическая помощь. Высококвалифицированные специалисты, доступные цены, индивидуальные консультации. Узнать подробную информацию о центре и тренингах, цены и контакты, получить консультацию психолога Вы сможете на сайте, который расположен по следующему адресу: http://dialogtherapy.com. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой. — Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта. — Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать… — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. 3. Принятие правил • Правило общей активности: результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом. • Умение в малом видеть проявление большого: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель. • Целенаправленность: говорить по существу, а не воспроизводить все свои знания по тому или иному вопросу. • Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их. 4. Упражнение «Нас с вами объединяет» Цель: сформировать поле идентичности, согласия, «разогреть» группу для работы. В руках ведущего мяч, который он бросает любому участнику со словами «Нас с вами объединяет…», участник должен добавить, что объединяет (черты характера, внешности, одежды, особенности работы и поведения). Следующий круг проходит со словами «Мы не похожи…» (участники добавляют, чем не похожи). Обсуждение — Что было сложнее: называть сходство или различия? — Как вы думаете, чего больше в людях: сходства или различий? — Почему мы такие разные, а живем в одном мире? 5. Упражнение «Толерантность — интолерантность» Ведущий. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Ни один человек не может быть на 100% толерантным, есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность. На ваших столах карточки со словами — качествами толерантной и интолерантной личности. Способом ранжирования выделите 5 качеств, которые совершенно необходимы для создания толерантного пространства в семье, и 5 качеств, проявление которых совершенно недопустимо в семье с позиции толерантности (приложение 1). Подгруппы представляют свои работы, аргументируя ответ. Обсуждение • Насколько созданный в настоящее время микроклимат в каждой «семье» соответствует вашему выбору-ранжированию? 6. Домашнее задание Разбор ситуаций с анализом высказываний с позиции толерантности — интолерантности (приложение 2). Цель: выявить уровень сформированности установок толерантного сознания у детей. Воспитатель «семьи» зачитывает ситуацию и ответы детей. Затем выделяет, какие толерантные и интолерантные качества показали дети в этой ситуации. Все высказывания записываются на ватман, затем анализируется, какие качества преобладают в отношениях детей. 7. Представление результатов диагностики «Анализ семейной тревоги» (психолог). 8. Упражнение «Чемодан в дорогу» Цель: актуализация внутрисемейных отношений с позиции «соседей». Каждой семье (группе) необходимо «собрать чемодан в дорогу» для другой семьи. А положить в него надо то, что помогает им в создании благоприятного климата и что мешает, от чего необходимо избавиться. Ведущий. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантных качеств в своих детях, начнет с себя. 9. Упражнение «10 шагов к толерантности педагога» Ведущий. На ваших столах находятся «лестницы толерантности». Три первые ступени бесспорны. 1-я — ступень Признания. Признание — способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, взглядов, мышления; осознание его права быть другим. 2-я — ступень Принятия. Принятие — положительное отношение к таким отличиям. 3-я — ступень Понимания. Понимание — умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения — своей и его. Следующие ступени — ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени. У лестницы должны быть опора. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которым мы сможем твердо и уверенно подниматься по лестнице. Группы представляют свои проекты. Обсуждение • Что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает педагогу быть толерантным? 10. Упражнение «Синквейн» Цель: подведение итогов. Каждой группе дается одно слово (толерантность, любовь, авторитет, доброта, семья). Необходимо составить синквейн. 1-я строка — существительное. 2-я строка — два прилагательных. 3-я строка — три глагола. 4-я строка — предложение. 5-я строка — заключительное слово или фраза. Содержание строк с 2-й по 5-ю должно соответствовать по смыслу слову 1-й строки. 11. «Молитва о встрече» Ведущий. Закончить наш семинар-тренинг я хочу «Молитвой о встрече» (на фоне музыки). Я пришел в этот мир
И ты пришел в этот мир
Потому что я — это я, а ты — это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга — то это прекрасно! А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь. 12. Итог Определение результативности (листок обратной связи, см. с. 44). Рефлексия участников семинара-тренинга. Проект решения педсовета. ЛИТЕРАТУРА Журнал «Классный руководитель», № 4/2006 г.
Наталия НИКУШКИНА,
|
«___» _________ 2009 г. | Ф.И.О. _____________________ | |
1. Я извлек для себя многопользы из семинара-тренинга | 5 4 3 2 1 | Я не извлек большой пользы из семинара-тренинга |
2. Я полностью удовлетворен своей работой | 5 4 3 2 1 | Не удовлетворен своей работой |
3. Что на семинаре-тренинге было для
меня: самым полезным ______________________________________ самым бесполезным ___________________________________ самым приятным _______________________________________ самым неприятным _____________________________________ |
Приложение 1
Толерантная личность | Интолерантная личность |
• Терпимость к чужому мнению, поведению • Уважение прав других • Принятие другого таким, какой он есть • Прощение • Милосердие • Сотрудничество, дух партнерства • Признание многообразия личности • Снисходительность • Сострадание • Доверие • Альтруизм • Отказ от доминирования • Тактичность • Самообладание |
• Непонимание • Игнорирование • Эгоизм • Нетерпимость • Пренебрежение • Раздражительность • Равнодушие • Цинизм • Агрессивность • Амбициозность • Авторитаризм • Конфликтность • Инертность • Настороженность в общении • Властолюбие |
Приложение 2
Творческое задание (подготовка к педсовету)
I. Воспитатели получили по одной ситуации, которую они должны обсудить с детьми, записать все высказывания детей и свою позицию.
Ситуация 1
В семью пришла девочка отличница, очень общительная. Выполняет все требования воспитателя, помогает в организации мероприятий. На семейных собраниях высказывает свое мнение по поводу поведения детей, предлагает различные виды наказания. Твои действия, поведение?
Ситуация 2
В вашей семье есть ребенок, который и физически слабее остальных, и на психологическое давление не может дать отпор. Твоя позиция по отношению к нему.
Ситуация 3
У тебя в классе есть косоглазая девочка. Твои одноклассники высмеивают ее, дразнят. Как ты поступишь?
Ситуация 4
В семью пришел мальчик 15 лет, ВИЧ-инфицированный. Вы об этом узнали. Ваши действия, поведение?
Ситуация 5
Ты идешь по городу. На лавочке сидит плохо одетый пожилой человек, возле него валяется сумка. Он тихонько стонет и плачет. Твои действия?
II. Задание для всех педагогов детского дома: подумать над вопросами:
• Что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает?
• Как создать толерантное пространство в детском доме?
• Поразмышлять над проектом «10 шагов к толерантности педагога».