Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2009


Книжный шкаф

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина фермерских продуктов «Мама Му». Посетив сайт интернет магазина «Мама Му», располагающийся по адресу http://mamamu.ru, Вы найдете большой ассортимент товаров, который включает в себя сыворотку из натурального деревенского молока. Система отзывов, представленная на сайте интернет магазина «Мама Му», позволит узнать мнение других покупателей о товаре и их способах применения сыворотки коровьего молока. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужный товар, а выгодные цены и доставка товаров по Москве позволят совершить полезную и вкусную покупку с экономией Ваших денег и времени.

Мужество творить

Р. Мэй
М.: Институт
общегуманитарных
исследований, 2008

Эта небольшая книжка известного американского психолога и психотерапевта, одного из самых ярких представителей гуманистической психологии Ролло Мэя посвящена проблеме, на первый взгляд имеющей весьма отдаленное отношение к тому, чем занимаются школьные психологи. Однако в любой науке — и психология не составляет исключения — есть такие вопросы, которые вызывают интерес у большинства ее представителей. К их числу, безусловно, относится психология творчества.

Развиваемое гуманистическими психологами представление о творчестве имеет не узко психологическое, а мировоззренческое значение, оказывающее влияние на формирование системы как профессиональных, так и общечеловеческих ценностей.

О чем книга? На обложке этого издания изображены ноты и скрипка, но на самом деле авторское повествование не ограничивается рассказом о каком-либо одном виде творчества. В книге речь идет о том, что такое творческое открытие и какова его природа. Автор различает искусство подражания и искусство подлинное, искусство созидания. Творчество — признак полного эмоционального здоровья людей, представляющее собой процесс самореализации. Творческие способности проявляются в деятельности художника и ученого, ими обладает мыслитель и эстет, они проявляются в обыкновенных отношениях матери и ребенка. В процессе творчества, по мнению Мэя, человек переживает радость, это не наслаждение и не удовлетворенность, а именно радость, которая сопутствует его уверенности в реализации собственных возможностей.

Как происходит открытие? Автор приводит вопрос А.Эйнштейна: «Почему лучшие идеи приходят ко мне утром во время бритья?» — на который следует простой ответ. Чтобы оригинальная идея могла появиться, сознание нуждается в ослаблении внутреннего контроля, в отдыхе и погружении в фантазии. Однако этого явно недостаточно: озарение приходит не само по себе, а, как пишет Мэй, по определенному правилу, существенным элементом которого является личная вовлеченность.

Чем эта книга отличается от других, посвященных вопросам психологии творчества? При изложении научных проблем автор использует большое число разнообразных сведений, а не замыкается в кругу полученных психологами данных. Сэлинджер и Камю, Шоу и Беккет, Дилан Томас и Шекспир — имена, к которым обращается Мэй, иллюстрируя свое понимание творчества, его сущности и роли в жизни человека. Кроме того, примеры из биографии художников и ученых выступают не только доказательством тех или иных собственных идей, но и их источником.

Кому предназначена эта книга? Не исключено, что психологи, прочитав ее, почувствуют прилив сил и готовность жить по-новому, готовность созидать. Причем это относится как к профессиональной жизни, так и к событиям за ее пределами. Далекие от научной психологии люди поверят в психологию и психологов, что особенно желательно в отношении педагогов и родителей.

Марина СТЕПАНОВА