Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Книжный шкаф

 

Не рычите на собаку!

Книга о дрессировке людей, животных и самого себя

К. Прайор
М.: ЭКСМО, 2009

В условиях дефицита интересных новинок российские издательства принялись подбирать колоски на давно скошенных нивах. Книга американской дрессировщицы, а по совместительству психолога (или наоборот) Карен Прайор была переведена на русский еще в середине 1990-х, но в ту пору не вызвала большого интереса. В тот раз авторское название было «креативно» дописано: «О дрессировке животных и людей». В новом издании людей и животных в названии поменяли местами, добавили «самого себя», да еще и объявили на обложке о четырех миллионах последователей методики, при том что ни о какой конкретной методике речь в книге не идет — просто раскрывается на понятных примерах система оперантного обусловливания по Скиннеру.

Поскольку «Школьный психолог» о своих читателях более высокого мнения, чем «Эксмо» о своих, советуем пренебречь вульгарной рыночной упаковкой и уделить этой прекрасной книге то внимание, которого она поистине заслуживает.

Кого-то может отпугнуть ее подзаголовок, оскорбляющий наше высокомерие «царей природы». Словно предвидя такую реакцию, автор пишет в своем предисловии о поведенческой психологии: «Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили и искажали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость поборников «свободы воли». Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется безнадежно аморальным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами».

Книга Прайор представляет собой увлекательное практическое руководство по обучению кого угодно чему угодно с использованием принципов положительного подкрепления. «Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, — пишет автор, — как законы физики... При попытке изменить поведение, собственное или чужое, мы используем эти законы независимо от того, знаем мы их или нет. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-то. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо... Какой бы ни была наша задача — заставить ли четырехлетнего малыша вести себя прилично при посторонних, отучить щенка грызть все подряд, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение, — она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением».

В самом деле, какие бы эмоции ни вызывали у нас законы научения, лучше их все-таки знать и пользоваться ими осознанно. Прочтение этой книги не только вооружает ценными практическими навыками, но и избавляет от высокомерного презрения к бихевиоризму, которое у многих возникло вследствие экзистенциально-гуманистической интоксикации и... элементарного незнания объективных законов поведения. С помощью книги Прайор задача формирования трезвого взгляда на человеческое поведение «решается быстрее, легче, веселее».

Сергей СТЕПАНОВ