Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2009


Мэтры

 

В.С. МЕРЛИН
(1898–1982)

Судьба постсоветской российской психологии причудлива и драматична. В поисках идейных ориентиров наши психологи восторженно ловят любые заморские веяния, забыв о богатых научных традициях нашей Родины. Сегодня даже среди титулованных психологов мало кто помнит, что эти традиции закладывались не только в столицах, но и в краях, высокомерно именуемых провинцией, и плеяда творцов российской психологии не исчерпывается полудюжиной всемирно известных столичных звезд.

В когорте выдающихся российских психологов достойное место принадлежит В.С.Мерлину, создателю пермской научной школы. И кругозор современного российского психолога остался бы заужен без знакомства с жизнью и творчеством этого замечательного ученого.

Профессиональное становление

Вольф Соломонович Мерлин родился 22 января 1898 г. в Могилеве в семье учителя. Взросление и профессиональное становление будущего ученого пришлось на суровую революционную пору. Ходить в штыковую на фронтах братоубийственной бойни ему не довелось. Свой вклад в обновление Родины он внес на бескровном фронте борьбы с безграмотностью, в которую он вступил в 1918 г. в должности инструктора по внешкольному образованию, едва окончив в родном городе гимназию.

В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, который окончил по педагогическому факультету. В 1923–1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде. В 1924–1925 гг. он — научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я.Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь.

Результаты работы комиссии были доложены на I Всесоюзном съезде по поведению. С 1924 г. началась педагогическая работа В.С.Мерлина: в 1924/25 учебном году он преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена сначала в должности ассистента, а с 1929 г. — в должности доцента кафедры психологии. Одновременно являлся научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики. Там же руководил научной группой, которая занималась вопросами изучения мировоззрения советского ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса.

С 1932 по 1938 г. Мерлин работал в Саратовском педагогическом институте, продолжал изучать волевую деятельность и в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической науки тех лет, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей мерлинской школы, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

Образцы научной психологии

Великая Отечественная война потребовала от ученого приложения всех сил, знаний и опыта. Вольф Соломонович одновременно с педагогической работой в Свердловском педагогическом институте (с 1938 по 1948 г.) становится консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске. Им изучались проблемы координации движений у раненых и реабилитации ослепших бойцов. Позднее это направление найдет блестящее отражение в монографии «Проблемы экспериментальной психологии личности» в главе «Психологические конфликты» — уникальной в своем роде работе, где теоретическое понимание личности реализуется в практической помощи человеку.

С 1948 по 1954 г. В.С.Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 г.). Здесь стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности. Вольф Соломонович не раз отмечал, что в то время невозможно было не заинтересоваться трудовой деятельностью человека, так как в стране развернулось массовое движение стахановцев. Исследования того периода были главным образом направлены на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В это время под его руководством выполняется кандидатская диссертация Е.А.Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности.

Ко времени переезда в 1954 г. из Казани в Пермь в связи с открывшейся вакансией заведующего кафедрой психологии в Пермском государственном педагогическом институте (здесь он проработал до своей кончины 6 апреля 1982 г.) В.С.Мерлин был уже сложившимся ученым. В центре научных интересов Мерлина были проблемы психологии личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент, индивидуальный стиль деятельности.

В 1959 г. в Пермском книжном издательстве была опубликована монография «Очерк психологии личности», в которой ученый обобщил исследования личности в зарубежной и советской психологии, собственные эмпирические работы и работы своих сотрудников. В этой книге он предложил понимать сущность личности как систему отношений к окружающей действительности, поставив вопрос об уникальности каждой личности, показал истоки этой уникальности, представил оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и взаимовлияния ее отдельных компонентов.

Монография и изложенные в ней идеи положили начало пермской (часто называемой мерлинской) научной школы. В «Очерке психологии личности» впервые была отчетливо выражена идея В.С.Мерлина о том, что свойства личности являются одновременно и социально-типичными и индивидуально-своеобразными по происхождению и по проявлениям, их социальная типичность реализуется в общественной сущности и детерминируется социальной средой, в которой существует личность. А индивидуальное своеобразие определяется взаимосвязью и взаимовлиянием свойств темперамента как природных характеристик и динамических проявлений свойств личности.

Наиболее плодотворными для ученого можно считать 1970-е годы. Вышла из печати монография «Проблемы экспериментальной психологии личности», которую в середине 80-х А.В.Петровский оценил как «лучший современный компендиум психологии личности». В ней были представлены «лишь те проблемы личности, которые разрешались или разрешаются на основе эксперимента» (включая и работы собственной лаборатории В.С.Мерлина).

В нынешнюю пору голословных догадок и ничем не подкрепленных псевдотеорий остается только снять шляпу перед этим блестящим образцом подлинно научной психологии.

Плодотворный период

Последний период в творчестве В.С.Мерлина отличался переходом на позиции системного подхода к предмету исследования. Личность начинает рассматриваться как подсистема большой системы «организм — человек — общество».

Многолетний труд ученого был посвящен разработке фундаментальной научной проблемы интегральной индивидуальности. Выделенный им интересный вопрос о неповторимой социальной ситуации, которая складывается вокруг каждого человека в конкретной группе благодаря его личным качествам (проблема метаиндивидуальности и интраиндивидуальности), оказался чрезвычайно плодотворным для раскрытия психологических механизмов формирования в онтогенезе коллективистски направленной личности.

Социальный тип личности коллективиста складывается, по определению В.С.Мерлина, в конкретно-исторических условиях и видоизменяется в зависимости от характера взаимоотношений в социальных группах, членом которых является данный индивид. Принципиальной основой управления развитием личности является в связи с этим создание наиболее благоприятных условий для активного выбора таких действий, которые способствуют наибольшей гармоничности индивидуального и социально-типичного в личности. Это положение создало основание индивидуального подхода в воспитании, которое не предполагает преодоления индивидуального своеобразия человека, напротив, строится на основе бережного отношения к ее своеобразию.

Огромное значение для понимания процесса развития индивидуальности и возникновения психологических новообразований личности имеет учение В.С.Мерлина об индивидуальном стиле деятельности (ИСД). Так как ИСД выполняет основную системообразующую функцию в развитии, то самостоятельный выбор стиля характеризует и основной принцип развития интегральной индивидуальности. В.С.Мерлин сформулировал важнейшее положение теории воспитания: человек создает свою индивидуальность своими действиями.

Впечатляющие возможности

Исследования В.С.Мерлина заложили теоретический фундамент в решение проблемы профессиональной подготовки учителя, развития педагогических способностей. Ключевым для решения этой проблемы является положение Мерлина о том, что профессиональное мастерство учителя развивается в связи с усвоением педагогом индивидуального стиля педагогического общения.

Исследования, проведенные сотрудниками пермской психологической лаборатории, позволили определить типы педагогического общения в зависимости от направленности свойств личности педагога, а также типов темперамента. Практическое приложение этих принципов помогает учителю формировать у себя тот стиль, который наиболее подходит к его индивидуальности, усиливает ее положительные свойства, компенсирует слабости. Это, в частности, сокращает дорогу к мастерству и исключает передачу передового опыта путем механического копирования.

В собственной педагогической деятельности В.С.Мерлина всеми его последователями отмечались огромное уважение и корректность по отношению к ученикам, стремление дойти до каждого.

Понятно, что для школьного психолога владение таким подходом открывает впечатляющие возможности взаимодействия с учителями. На ниве психологии образования пермские «семена» обещают дать хорошие всходы. Последователи самобытной научной школы В.С.Мерлина доныне продолжают заложенные им традиции.

Сергей СТЕПАНОВ