В.С. МЕРЛИН
(1898–1982)
Судьба
постсоветской российской психологии причудлива
и драматична. В поисках идейных ориентиров наши
психологи восторженно ловят любые заморские
веяния, забыв о богатых научных традициях нашей
Родины. Сегодня даже среди титулованных
психологов мало кто помнит, что эти традиции
закладывались не только в столицах, но и в краях,
высокомерно именуемых провинцией, и плеяда
творцов российской психологии не исчерпывается
полудюжиной всемирно известных столичных звезд.
В когорте выдающихся российских психологов
достойное место принадлежит В.С.Мерлину,
создателю пермской научной школы. И кругозор
современного российского психолога остался бы
заужен без знакомства с жизнью и творчеством
этого замечательного ученого.
Профессиональное становление
Вольф Соломонович Мерлин родился 22 января 1898 г.
в Могилеве в семье учителя. Взросление и
профессиональное становление будущего ученого
пришлось на суровую революционную пору. Ходить в
штыковую на фронтах братоубийственной бойни ему
не довелось. Свой вклад в обновление Родины он
внес на бескровном фронте борьбы с
безграмотностью, в которую он вступил в 1918 г. в
должности инструктора по внешкольному
образованию, едва окончив в родном городе
гимназию.
В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический
институт внешкольного образования, который
окончил по педагогическому факультету. В 1923–1924
гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии
при областной совпартшколе им. К.Цеткин в
Ленинграде. В 1924–1925 гг. он — научный сотрудник
комиссии по изучению педагогической работы со
взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по
борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял
профессор М.Я.Басов, учеником которого Вольф
Соломонович считал себя всю жизнь.
Результаты работы комиссии были доложены на I
Всесоюзном съезде по поведению. С 1924 г. началась
педагогическая работа В.С.Мерлина: в 1924/25 учебном
году он преподавал в Ленинградском
педагогическом институте им. Герцена сначала в
должности ассистента, а с 1929 г. — в должности
доцента кафедры психологии. Одновременно
являлся научным сотрудником Ленинградского
института научной педагогики. Там же руководил
научной группой, которая занималась вопросами
изучения мировоззрения советского ребенка и
связи целевой установки и условного рефлекса.
С 1932 по 1938 г. Мерлин работал в Саратовском
педагогическом институте, продолжал изучать
волевую деятельность и в 1938 г. защитил
кандидатскую диссертацию на тему «Волевая
деятельность и условный рефлекс». Она отразила
поиск новых форм и методов педагогической и
психологической науки тех лет, явилась
продолжением личностного подхода к изучению
психики на основе идей А.Ф.Лазурского и
М.Я.Басова, была связана с практическими задачами
педагогики и вместе с тем несла в себе новый
подход, который впоследствии будет характерен
для всей мерлинской школы, — экспериментальное
изучение психики в связи со свойствами нервной
системы.
Образцы научной психологии
Великая Отечественная война потребовала от
ученого приложения всех сил, знаний и опыта.
Вольф Соломонович одновременно с педагогической
работой в Свердловском педагогическом институте
(с 1938 по 1948 г.) становится консультантом в клинике
Института психологии МГУ при эвакогоспитале в
Свердловске. Им изучались проблемы координации
движений у раненых и реабилитации ослепших
бойцов. Позднее это направление найдет блестящее
отражение в монографии «Проблемы
экспериментальной психологии личности» в главе
«Психологические конфликты» — уникальной в
своем роде работе, где теоретическое понимание
личности реализуется в практической помощи
человеку.
С 1948 по 1954 г. В.С.Мерлин работал в Казанском
университете, готовил к защите докторскую
диссертацию на тему «Психофизиологическое
своеобразие условных реакций в структуре
волевого акта» (защищена в 1950 г.). Здесь стала
складываться концепция индивидуального стиля
деятельности, индивидуальных различий,
целостности личности. Вольф Соломонович не раз
отмечал, что в то время невозможно было не
заинтересоваться трудовой деятельностью
человека, так как в стране развернулось массовое
движение стахановцев. Исследования того периода
были главным образом направлены на поиск путей,
которыми разные люди приходят к успеху в работе,
становятся передовиками. В это время под его
руководством выполняется кандидатская
диссертация Е.А.Климова, давшая начало
направлению исследований индивидуального стиля
деятельности.
Ко времени переезда в 1954 г. из Казани в Пермь в
связи с открывшейся вакансией заведующего
кафедрой психологии в Пермском государственном
педагогическом институте (здесь он проработал до
своей кончины 6 апреля 1982 г.) В.С.Мерлин был уже
сложившимся ученым. В центре научных интересов
Мерлина были проблемы психологии личности,
психофизиологии индивидуальных различий,
темперамент, индивидуальный стиль деятельности.
В 1959 г. в Пермском книжном издательстве была
опубликована монография «Очерк психологии
личности», в которой ученый обобщил исследования
личности в зарубежной и советской психологии,
собственные эмпирические работы и работы своих
сотрудников. В этой книге он предложил понимать
сущность личности как систему отношений к
окружающей действительности, поставив вопрос об
уникальности каждой личности, показал истоки
этой уникальности, представил оригинальную
позицию в понимании структуры личности,
взаимосвязи и взаимовлияния ее отдельных
компонентов.
Монография и изложенные в ней идеи положили
начало пермской (часто называемой мерлинской)
научной школы. В «Очерке психологии личности»
впервые была отчетливо выражена идея В.С.Мерлина
о том, что свойства личности являются
одновременно и социально-типичными и
индивидуально-своеобразными по происхождению и
по проявлениям, их социальная типичность
реализуется в общественной сущности и
детерминируется социальной средой, в которой
существует личность. А индивидуальное
своеобразие определяется взаимосвязью и
взаимовлиянием свойств темперамента как
природных характеристик и динамических
проявлений свойств личности.
Наиболее плодотворными для ученого можно
считать 1970-е годы. Вышла из печати монография
«Проблемы экспериментальной психологии
личности», которую в середине 80-х А.В.Петровский
оценил как «лучший современный компендиум
психологии личности». В ней были представлены
«лишь те проблемы личности, которые разрешались
или разрешаются на основе эксперимента» (включая
и работы собственной лаборатории В.С.Мерлина).
В нынешнюю пору голословных догадок и ничем не
подкрепленных псевдотеорий остается только
снять шляпу перед этим блестящим образцом
подлинно научной психологии.
Плодотворный период
Последний период в творчестве В.С.Мерлина
отличался переходом на позиции системного
подхода к предмету исследования. Личность
начинает рассматриваться как подсистема большой
системы «организм — человек — общество».
Многолетний труд ученого был посвящен
разработке фундаментальной научной проблемы
интегральной индивидуальности. Выделенный им
интересный вопрос о неповторимой социальной
ситуации, которая складывается вокруг каждого
человека в конкретной группе благодаря его
личным качествам (проблема метаиндивидуальности
и интраиндивидуальности), оказался чрезвычайно
плодотворным для раскрытия психологических
механизмов формирования в онтогенезе
коллективистски направленной личности.
Социальный тип личности коллективиста
складывается, по определению В.С.Мерлина, в
конкретно-исторических условиях и
видоизменяется в зависимости от характера
взаимоотношений в социальных группах, членом
которых является данный индивид. Принципиальной
основой управления развитием личности является
в связи с этим создание наиболее благоприятных
условий для активного выбора таких действий,
которые способствуют наибольшей гармоничности
индивидуального и социально-типичного в
личности. Это положение создало основание
индивидуального подхода в воспитании, которое не
предполагает преодоления индивидуального
своеобразия человека, напротив, строится на
основе бережного отношения к ее своеобразию.
Огромное значение для понимания процесса
развития индивидуальности и возникновения
психологических новообразований личности имеет
учение В.С.Мерлина об индивидуальном стиле
деятельности (ИСД). Так как ИСД выполняет
основную системообразующую функцию в развитии,
то самостоятельный выбор стиля характеризует и
основной принцип развития интегральной
индивидуальности. В.С.Мерлин сформулировал
важнейшее положение теории воспитания: человек
создает свою индивидуальность своими
действиями.
Впечатляющие возможности
Исследования В.С.Мерлина заложили
теоретический фундамент в решение проблемы
профессиональной подготовки учителя, развития
педагогических способностей. Ключевым для
решения этой проблемы является положение
Мерлина о том, что профессиональное мастерство
учителя развивается в связи с усвоением
педагогом индивидуального стиля
педагогического общения.
Исследования, проведенные сотрудниками
пермской психологической лаборатории, позволили
определить типы педагогического общения в
зависимости от направленности свойств личности
педагога, а также типов темперамента.
Практическое приложение этих принципов помогает
учителю формировать у себя тот стиль, который
наиболее подходит к его индивидуальности,
усиливает ее положительные свойства,
компенсирует слабости. Это, в частности,
сокращает дорогу к мастерству и исключает
передачу передового опыта путем механического
копирования.
В собственной педагогической деятельности
В.С.Мерлина всеми его последователями отмечались
огромное уважение и корректность по отношению к
ученикам, стремление дойти до каждого.
Понятно, что для школьного психолога владение
таким подходом открывает впечатляющие
возможности взаимодействия с учителями. На ниве
психологии образования пермские «семена»
обещают дать хорошие всходы. Последователи
самобытной научной школы В.С.Мерлина доныне
продолжают заложенные им традиции.
Сергей СТЕПАНОВ