|
НОМИНАЦИЯ:
«Психологическое сопровождение школьников
разных категорий:
методические открытия» |
Я имею право
О самосознании детей дошкольного
и младшего школьного возраста
Согласно
концепции В.С. Мухиной, под самосознанием
понимается психологическая структура,
представляющая собой единство, находящее
выражение в каждом из своих звеньев: имя человека
и его физическая сущность, притязание на
социальное признание, психологическое время
личности (ее прошлое, настоящее и будущее),
социальное пространство личности (ее права и
обязанности). В концепции показано, что наиболее
существенным искажением в развитии самосознания
является депривация одного или нескольких
структурных звеньев самосознания, поскольку это
может приводить к появлению агрессивности,
тревожности, трудностей в общении со
сверстниками, негативно сказываться на
отношении к себе.
В старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте наиболее значимыми и депривируемыми
являются такие звенья самосознания, как
осознание имени, притязание на признание и
осознание прав и обязанностей.
Игры-упражнения, направленные на
гармонизацию осознания имени
1. «Ласковое имя»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Вспомните, как вас ласково
зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И
тот, к кому мячик попадет, назовет одно или
несколько своих ласковых имен. Важно запоминать,
кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои
ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону.
Нужно постараться не перепутать и бросить мяч
тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме
того, произнести его ласковое имя».
2. «Взрослое имя»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте
увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во
что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы
уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать?
Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное,
по имени и отчеству.
Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по
очереди называть вас по имени и отчеству. Тот,
кого я назову, встанет со своего места, походит по
комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из
детей он (она) подаст руку и представится по имени
и отчеству, например: «Я — Мария Игоревна», «Я
—Михаил Николаевич».
Комментарий. Когда все дети побывают в роли
взрослых, можно предложить им обсудить,
понравилось или нет им быть в роли взрослых и
почему. Определить, кому из детей лучше всего
удалось справиться с ролью взрослого.
Игры-упражнения, направленные на
гармонизацию притязания на признание
1. «Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами
необычный конкурс — конкурс хвастунов.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы
будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите
внимательно на своего соседа. Подумайте, какой
он, что он умеет делать, что у него хорошо
получается. Например, так: «Лена — очень, очень
умная, красивая, быстро бегает, весело смеется».
Комментарий. После того как будет пройден
круг, дети определяют победителя — лучшего
«хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось
больше: рассказывать о соседе или слушать, как
говорят о нем самом?
2. «Смелый мальчик»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «У меня в руках карточки, на
каждой из которых написано: «Смелый мальчик
(девочка)», «Сильный мальчик (девочка)», «Веселый
мальчик (девочка)», «Красивый мальчик (девочка)».
Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не
увидел, что там написано. А вы попробуйте
изобразить доставшегося вам мальчика или
девочку без слов. Для этого можно вставать со
своего места, ходить по комнате, подходить друг к
другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя
только произносить звуки».
Комментарий. Если дети не могут угадать, что
показывает тот или иной ребенок, то можно помочь
ему изобразить то, что написано на карточке..
3. «Я горжусь...»
Дети сидят в кругу.
Они закрывают глаза, а ведущий просит их
представить себе лист бумаги, на котором
красивыми большими буквами написано: «Я горжусь
тем, что я...» После того как все внимательно
«рассмотрят» красивые буквы, ведущий предлагает
им мысленно дописать это предложение, а затем
рассказать группе, что удалось дописать.
Игры-упражнения, направленные
на гармонизацию осознания детьми прав и
обязанностей
Важной особенностью этого структурного звена
самосознания младших школьников является
значительное преобладание осознаваемых
обязанностей над правами. Кроме того,
осознаваемые обязанности, как правило,
односторонне ориентированы на обеспечение
успешности обучения в школе. Исходя из этого
основные цели упражнений, приведенных здесь,
были определены как расширение перечня прав,
осознаваемых детьми, и формирование у них
представлений об относительности осознаваемых
ими обязанностей.
1. «Фантазеры»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали
рассказ Н. Носова «Фантазеры». Давайте мы тоже
поиграем в фантазеров. Каждый попробует
придумать и рассказать какой-нибудь самый
невероятный случай, который с ним произошел. А
потом мы определим, кому же удалось лучше всех
нафантазировать».
2. «Я имею право»
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый
человек имеет не только обязанности, но и права.
Подумайте, какими правами обладает ученик в
школе. А потом возьмите лист бумаги и запишите
все права, которые вам удалось вспомнить. Когда
все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он
записал. Остальные будут вычеркивать в своих
списках те права, которые говорящий уже назвал.
Победит тот, у кого в списке останется больше
всего невычеркнутых слов».
Комментарий. По окончании можно обсудить
содержание прав, названных детьми, совместно
раскрыть ту сферу прав, которая детьми не
названа.
Модификация. Упражнение повторяется для
ситуаций дома и на улице.
Литература
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.Психология.
2-е изд. — М.: Академия, 2003.
Хухлаева О.В. Практические материалы для
работы с детьми 3–9 лет: Психологические игры,
упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006.
Светлана КОРОБКИНА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 52,
г. Волгоград