Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2009


Психология новой эры

Подросток в современном медиапространстве

 

Средства массовой информации стали предметом изучения для множества научных дисциплин, в том числе педагогики, социологии, психологии, маркетинга, журналистики и др. Каждая их них по-своему формулирует вопросы, как специфические, так и общие, и дает на них свои особенные ответы. Так вот ответы особенные, а объект для всех один. Мне кажется, в такой ситуации игнорирование результатов исследований и действий одной области представителями другой сравнимо с поведением человека, избирательно пользующегося только одним из своих базовых чувств: вроде как вижу, но не слышу и запахов не чувствую... И в таком восприятии есть правда, но далеко не вся и несколько искаженная. В общем, чтобы слова не повисали в воздухе, попытаюсь на конкретных примерах и их анализе показать значимость построения комплексных, интегративных исследований в сфере масс-медиа. И (надеюсь, уважаемые педагоги-психологи меня поддержат) особенно важными такие исследования представляются на примере подростковой аудитории, в которой заинтересованы в том числе и бизнес-сообщество (борьба за перспективную аудиторию), и органы государственной власти (регулирование деятельности масс-медиа в сфере детского и подросткового вещания).

Подросток как медиаметафора будущего

Для начала определим, чем обусловлен интерес масс-медиа к подросткам и почему данная аудитории занимает весомую позицию в медиапространстве.

По мнению английского культуролога Билла Осгерби, подростковая аудитория в медиарепрезентациях всегда присутствовала и присутствует сейчас как метафора, как некое иносказание, через которое общество выражает свои надежды на будущее или опасения перед ним, дает свою оценку происходящим сдвигам в социальных отношениях и культуре. Таким образом, концепции «юного возраста» всегда были и будут теми категориями, с помощью которых люди стремятся как-то осмыслить суть социальных изменений.

Но в случае с масс-медиа, ставшими сегодня мощнейшей индустрией, необходимо также учитывать маркетинговые причины обращения медиа к аудитории тинейджеров. Интересы бизнеса в данной сфере ярко проявляются на очень показательном примере ситуации в США, описанном в увлекательнейшем журналистском расследовании Наоми Кляйн «No logo. Люди против брендов». В начале 1990-х в США меняется модель потребительского поведения взрослого населения, в результате чего бренды начинают переживать кризис. В этот период среди предприятий, державшихся стабильно и даже набравших темп, оказались производители кроссовок, пива, безалкогольных напитков, жевательной резинки и кукол Барби. Произошло и еще кое-что: 1992 год был первым годом после 1975-го, когда число тинейджеров в Америке возросло. И тогда для многих в производственном секторе и индустрии развлечений возник вопрос: может быть, объем продаж у них снизился не потому, что потребители стали «безразличными к брендам», а потому, что эти компании гонялись не за тем демографическим трофеем? В тот исторический момент надо было не продавать Tide и Rama домохозяйкам, а раскручивать MTV, Nike, Pepsi, The Simpsons в подростковой аудитории. Дети не утратили желания платить по полной программе, только бы соответствовать последней моде. Давление со стороны сверстников оказалось страшной рыночной силой.

Рис. Е. Медведева

Стремясь угнаться за подростками, компании перекраивают свои бренды в соответствии с желаниями тинейджера так, чтобы их идеология вошла в резонанс с молодежной культурой — в соответствие с их музыкой, стилем, политикой. Новые культурные тенденции обнаруживаются в среде городской чернокожей молодежи (рэп, хип-хоп). На волю случая в «уличном» брендинге уже не оставляется ничего. Крупнейшие фирмы звукозаписи, молодежные телеканалы и журналы раскручивают модные рэперские команды, реклама продвигает определенный стиль. На этом фоне абсолютного засилья «крутых ярлычков» появляется и другая значимая для привлечения молодой аудитории ниша — «некрутое — это круто».

Бизнес, таким образом, эксплуатирует молодежную культуру, и не только музыкальные стили и стили одежды, но и психологические установки, такие как «крутизна» и «нонконформизм». Пожалуй, ни у кого не возникнет сомнения в том, что в этом процессе активнейшее участие принимают медиа, которые становятся глобальными проводниками бизнес-идей.

Почем «опиум для народа»?

Заголовок этого раздела — цитата, но вот только в отношении масс-медиа культовые слова произнесены не устами Остапа Бендера, а совсем даже Ричардом Никсоном, 37-м президентом США, назвавшим телевидение «опиумом для американского народа». Возвращаясь из области житейской мудрости в область науки, приведу в качестве примеров несколько определений, данных масс-медиа представителями маркетинга, социологии и психологии.

1. С точки зрения маркетинга — это бизнес, причем бизнес, испытывающий огромное воздействие со стороны внешних аудиторий, которыми, в первую очередь, становятся корпорации.

2. С позиций социологии — это специфические социальные институты (редакции газет, журналов, агентства печати, радио, телевидение, Интернет и др.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации среди массовой аудитории (Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). — М.: РИП-Холдинг, 2006.)

3. С позиций психологии — это опосредствованное общение больших социальных групп (Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: МГУ, 1991.)

Исследования «жвачки для глаз»

Важнейшая характеристика масс-медиа — наличие технических средств. По результатам масштабного коммерческого исследования, проведенного в 2006–2007 гг., выяснилось, что в списке медиапредпочтений у российских подростков лидирует телевидение. Поэтому далее речь пойдет о психологических исследованиях ТВ, получивших наибольшее развитие в США и Великобритании, где интерес к обсуждаемой тематике способствовал созданию специализированных институтов и исследовательских организаций.

Американские психологические исследования отличает значимое воздействие бихевиористских и необихевиористских концепций, что вполне традиционно и отнюдь не удивительно. Ярчайшим примером подобной работы является знаменитое исследование влияния масс-медиа на поведение индивида (1973–1975). Альберт Бандура, Доротеа и Шейла Росс провели нашумевший в США эксперимент с куклой Бобо, заключавшийся в следующем: дети в возрасте от 8 до 14 лет просматривали фильм, содержащий сцены насилия и жестокости, а затем экспериментаторы отводили детей в пустую комнату, в которой находилась кукла, изображающая человека.

В процессе эксперимента было доказано, что в отличие от детей в контрольной группе, не смотревшей фильм, дети, видевшие агрессивное поведение на экране, демонстрировали повышенную агрессивность по отношению к кукле Бобо. Таким образом, исследователи в рамках теории социального научения выявили увеличение детской агрессивности, стимулированной подражанием взрослым.

Авторы психологических исследований ТВ в Великобритании в основном сосредоточены на внутренней аудитории и описывают предпочтения и привычки британских подростков. Так, например, в Лондонской школе экономики и политических наук на протяжении нескольких десятилетий реализуется масштабная программа изучения влияния «новых медиа» на аудиторию страны в возрасте от 6 до 17 лет:

В первой серии исследований (1950-е гг.) Хилде Химмелвейт (Hilde Himmelweit) и ее коллеги предложили изучить влияние телевидения (в то время еще нового технического средства) на жизнь британских детей. Хотя результаты их работы показали слабое влияние телевидения на детей и подростков, их отчет повлек за собой установление строго регулируемой, «патерналистской» культуры детского вещания, тщательный расчет сетки вещания согласно идеализированным представлениям взрослых о привычках детей.

В 1995–2000 гг. Соня Ливингстон с коллегами провели многостороннее эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение места новых форм «экранных медиа» в жизни молодых людей. Планируя новое исследование, ученые посчитали, что изолированное изучение «ребенка» и «телевидения» в традиции предыдущих исследований было бы слишком ограниченным: молодой человек и его медиа должны рассматриваться в социальном контексте. Также авторы утверждают, что дети являются активно действующими в семье и среди сверстников со-конструкторами значений и практик своей повседневной жизни, а не пассивными объектами медиавоздействия. Авторы делают выводы о сложностях регулирования подростковой медиасреды и о создании особой «видеоразвлекательной культуры», включающей в себя как телевидение, так и компьютерные игры.

Активное развитие за рубежом получили психологические и психолого-педагогические концепции воздействия масс-медиа на подростков. Так, например, в рамках психоаналитической концепции агрессивные сцены, демонстрирующиеся телевидением, позволяют аудитории отреагировать в виртуальном поле свои агрессивные паттерны, не перенося их, таким образом, в поле реальности. Американский психоаналитик Бруно Беттельгейм считает, что детям необходимы экранные сцены жестокости, чтобы они могли «отрепетировать» свое отношение к подобным ситуациям.

Кроме того, активно развиваются идеи об обучающих масс-медиа. Некоторые программы медиаобразования разрабатываются также и в нашей стране (например, изучение мировой художественной культуры на материале специально разработанного цикла телевизионных фильмов). Очевидно, что масс-медиа несут огромный образовательный потенциал: они способны привлечь и удержать внимание даже младших школьников, обладают широкими возможностями максимально разнообразной подачи информации для лучшего понимания, используют приемы, способствующие запоминанию и усвоению материала и пр.

Масс-медиа могут стать активным помощников учителя в организации образовательного процесса, но подходить к их внедрению в систему образования необходимо с особой тщательностью и осторожностью (с учетом возрастных особенностей школьников и характера самого материала). И в данной ситуации учителю не обойтись без помощи школьного психолога. Программы образовательных медиа в принципе должны строиться при совместном участии педагогов и психологов, что еще раз иллюстрирует междисциплинарное положение СМИ.

Мечты сбываются… Лидс

Летом 2008 г. в Лидсе, Великобритания, проводилась конференция «Тинейджеры XXI века: медиарепрезентация, теория и практика». Основная идея конференции состояла в том, чтобы на одной площадке собрать ученых, практиков и общественных деятелей, организовав междисциплинарное пространство для дебатов.

На мой взгляд, современные исследования в области масс-медиа именно так и должны строиться. К масштабным исследовательским проектам следует привлекать представителей различных направлений: психологов, социологов, журналистов, педагогов, культурологов, бизнесменов. Ведь очевидно, что комплексные задачи, какие, несомненно, ставят перед исследователем масс-медиа, требуют комплексного решения.

Анастасия ХУСИД,
аспирант Психологического института РАО

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Укрепление здоровья". На нём Вы найдёте эффективные упражнения и способы укрепления здоровья за счёт отказа от вредных привычек, путём повышения энергетики организма, физической культурой, правильным питанием, периодическим очищением организма, специальными упражнениями и процедурами, альтернативной медициной. Узнать больше и почитать советы Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ukzdor.ru/.