|
||||||||||
Витольд ЯСВИН,
|
Рис. 1. Система координат
|
Алгоритм экспертного анализа
В данном случае предметом экспертного анализа является субъективное отношение к иному, которое в случае констатации его активного непринятия рассматривается как интолерантность. В качестве объектов экспертной оценки могут выступать как отдельные поведенческие акты, высказывания, тексты, изображения и т.п., так и их совокупность.
В экспертную группу по анализу толерантности могут входить классные руководители, воспитатели, учителя и тр. Опыт показывает, что в экспертную группу не стоит включать более 4–5 человек. Естественно, для оценки толерантности различных групп учащихся формируются различные экспертные группы. Оценку толерантности педагогов дают представители администрации школы и сами школьные психологи. Школьный психолог путем тематического собеседования с экспертами на основе предлагаемого ниже критериального комплекса заполняет экспертные матрицы (рис. 2) для каждой группы по различным объектам оценки толерантности (отношение к другим учащимся, к учителям и пр.).
Рис.2. Экспертная матрица для анализа отношения к иному |
Экспертам предлагается на основе представленного выше критериального аппарата описать анализируемые объекты и квалифицировать степень толерантности соответствующих субъектов (лиц, демонстрирующих свое поведение, авторов высказываний, текстов или изображений и т.п.) по отношению к той или иной группе (сообществу) или же по отношению к отдельной личности.
Вначале экспертам надлежит отметить свое субъективное мнение о степени принятия–непринятия анализируемыми лицами определенного иного (иных) в соответствии с предлагаемым критериальным комплексом (дескрипторы от А1 до Г4), а также квалифицировать это принятие (непринятие) как активное или пассивное. Анализируя поведение, высказывания или продукты деятельности, экспертам необходимо постараться определиться по представленному ниже ряду позиций.
А1 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие внешнего облика иного? Можно говорить о принятии или скорее о непринятии этого облика?
А1 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный (деятельный) или пассивный (просто нравится или не нравится) характер?
А2 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие поведения иного по отношению к данному человеку (общности)? Можно говорить о принятии или скорее о непринятии этого поведения?
А2 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
А3 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие культурных особенностей иного? Можно говорить о принятии или скорее о непринятии этого образа жизни?
А3 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
А4 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие мировоззренческих особенностей иного? Можно говорить о принятии или скорее о непринятии этих идей?
А4 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
Б1 а. Проявляется ли интерес к особенностям внешнего облика иного? Данный интерес обусловлен принятием или скорее непринятием этого облика?
Б1 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
Б2 а. Проявляется ли интерес к действиям и поступкам иного по отношению к данному человеку (общности)? Данный интерес обусловлен принятием или скорее непринятием этого поведения?
Б2 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
Б3 а. Проявляется ли интерес к культурным особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или скорее непринятием этого образа жизни?
Б3 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
Б4 а. Проявляется ли интерес к мировоззренческим особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или скорее непринятием этих идей?
Б4 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
В1 а. Каков характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его внешним обликом? Взаимодействие обусловлено принятием или скорее непринятием этого облика?
В1 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
В2 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его действиями и поступками по отношению к данному человеку (общности)? Взаимодействие обусловлено принятием или скорее непринятием этого поведения?
В2 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
В3 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его культурными особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или скорее непринятием этого образа жизни?
В3 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
В4 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его мировоззренческими особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или скорее непринятием этих идей?
В4 б. Данное принятие (непринятие) носит скорее активный или пассивный характер?
Г1. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с внешним обликом иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или скорее непринятием этого облика?
Г2. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с действиями и поступками иного по отношению к данному человеку (общности)? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или скорее непринятием этого поведения?
Г3. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с культурными особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или скорее непринятием этого образа жизни?
Г4. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с мировоззренческими особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или скорее непринятием этих идей?
Констатировав принятие либо непринятие иного по каждому из дескрипторов, а также степень его активности, психолог отмечает каждую оценку экспертной группы на экспертных матрицах (рис. 2), закрашивая соответствующий кружок.
Например, анализируя выступление классного руководителя на родительском собрании и констатируя активное непринятие им манеры одеваться и поведения учащихся, эксперт отмечает позиции А1, А2, Г1 и Г2 в секторе «Агрессивность» по отношению данного педагога к учащимся. Если при этом классный руководитель также критикует «равнодушие» и «бездействие» самих родителей, то отмечается позиция В3 (возможно, еще и В4) в секторе «Агрессивность» по его отношению к родителям. Если он при этом демонстрирует свое эмоциональное неприятие их позиции, то в данном секторе добавляется позиция А4 (А3). Если классный руководитель сетует на равнодушие родителей своим коллегам и директору школы, то в секторе «Агрессивность» добавляется еще позиция Г3 (Г4). В другом случае классный руководитель может выстраивать сотрудничество с родителями (В2) в секторе «Сотрудничество» по поводу нарушения учащимися устава школы (Б1, Б2, В1, В2) в секторе «Терпимость» по отношению к учащимся и т.д.
На одной экспертной матрице можно показать характер отношения к нескольким лицам или общностям, закрашивая кружки (или их части) разными цветами, что позволяет сделать наглядным результат сравнительного анализа толерантности–интолерантности к различным субъектам.
Таким образом, алгоритм описания экспертом субъективного отношения к иному в контексте анализа толерантности–интолерантности состоит из следующих аналитических операций:
1. Обоснование и определение принятия–непринятия иного, а также активного либо пассивного характера отношения к иному по возможно большему количеству предложенных дескрипторов; отметка констатированных позиций на экспертной матрице.
2. Качественный и количественный анализ отмеченных позиций в различных секторах аналитической матрицы.
3. Определение «индекса толерантности» отношения к иному по формуле:
1 — X : 16 или 1 — 1/16 X, где X — количество отмеченных позиций (закрашенных кружочков) в секторе «Агрессивность».
4. Написание экспертного заключения, содержащего обоснование позиции эксперта по каждому из дескрипторов и необходимые выводы.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ
АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ
Возможности экспертного анализа толерантности будут рассмотрены на примере субъективного отношения одного из учителей школы к своему директору (рис. 3). Анализировались поведение и высказывания данного учителя. Было констатировано:
Рис. 3. Пример графического изображения
результатов
|
• пассивное эмоциональное принятие внешнего облика директора (А1 в секторе «Симпатия»);
• активное эмоциональное непринятие поведения директора по отношению к данному учителю (А2 в секторе «Агрессивность»);
• активное эмоциональное принятие семейной культуры и образа жизни директора (А3 в секторе «Сотрудничество»);
• пассивное эмоциональное непринятие его мировоззренческих позиций и идей (А4 в секторе «Терпимость»);
• низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику директора (Б1 в секторе «Симпатия»);
• активный интерес к действиям директора по отношению к данному учителю, педагогическому коллективу в целом и резкие суждения о них (Б2 в секторе «Агрессивность»);
• одобрение образа жизни директора и низкий интерес к нему (Б3 в секторе «Симпатия»);
• неодобрение мировоззренческих позиций директора и низкий интерес к его идеям (Б4 в секторе «Терпимость»);
• отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом директора, который в целом оценивается положительно (В в секторе «Симпатия»);
• конфликты с директором, связанные с его поступками по отношению к данному учителю (В2 в секторе «Агрессивность»);
• периодические встречи с директором у него дома, в его семейном кругу (В3 в секторе «Сотрудничество»);
• незаинтересованное участие в обсуждении различных идей директора, его мировоззренческих взглядов (В4 в секторе «Терпимость»);
• нейтрально-позитивные высказывания о внешности директора (Б1 в секторе «Симпатия»);
• публичное высказывание обид и негативных оценок поведения директора по отношению к данному учителю (Г2 в секторе «Агрессивность»);
• публичные позитивные высказывания о семье, доме, быте директора (Г3 в секторе «Сотрудничество»);
• отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей директора (Г4 в секторе «Терпимость»).
Из расположения позиций, отмеченных на рис. 3 (см. на с. 26), хорошо видно, что «агрессивность», то есть интолерантность отношения учителя к своему директору связана с активным непринятием действий и поступков последнего, направленных на данного сотрудника. В секторе «Агрессивность» отмечено 4 позиции, то есть 25% от теоретически возможных 16 выборов; «индекс интолерантности» — 0,25.
В то же время в отношении учителя к своему начальнику выражены и «симпатия» (около 30% выборов), связанная прежде всего с принятием облика руководителя, и «сотрудничество» (около 20% выборов), обусловленное активным принятием его образа жизни, семейной субкультуры, и «терпимость» к его идеям и мировоззрению (25% выборов). Таким образом, «индекс толерантности» — 0,75 (30%+20%+25%).
ПРИМЕР ВТОРОЙ
АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЪЕКТАМ ОТНОШЕНИЯ
Экспертный анализ толерантности учащихся 9–11-х классов к следующим объектам отношения: «старшие», «национальность», «религия», «маргиналы», «нормы поведения», «искусство», «гендер», «преступники», «больные» и «чужаки» — был проведен в двух московских образовательных учреждениях (гимназии и лицее). В качестве экспертируемых объектов выступали тексты, изображения и высказывания учащихся.
Форма и метод проведения методики: групповое интервью, работа с бланками. Работа велась в группах по 6–10 человек. Учащиеся получали специально подготовленные бланки, на которых в течение заданного времени им необходимо было изобразить свое отношение к определенному объекту, затем ведущий разговаривал с учащимися на тему их отношения к выбранному объекту, параллельно фиксируя результаты интервью. Работа в каждой группе проводилась в течение примерно 40 минут. Потом полученные данные анализировались и результаты вносились в экспертную матрицу.
В данном разделе показан пример использования «рабочих», упрощенных экспертных матриц. Когда данные по какому-либо критерию носили амбивалентный характер и распределялись по различным секторам, то выделялся (полужирным шрифтом и подчеркиванием) значок в том секторе, показатели которого статистически преобладали. В данном разделе также не ставилась задача подробного анализа и интерпретации полученных результатов, хотелось только продемонстрировать суть работы с методикой «Индекс толерантности».
1. Анализ толерантности к старшим
(к родителям и пожилым людям)
ИТ (индекс толерантности): 0,87
ИИТ (индекс интолерантности): 0,13
В отношении к старшим характерна амбивалентность, с одной стороны, установка — «родители и старшие хотят нам только добра, всё, что они делают, — к лучшему», с другой стороны — «мы имеем право на свою точку зрения, и не надо нам мешать, пожалуйста, оставьте нас в покое».
Анализ толерантности к старшим на основе критериального комплекса.
А1. Характерна амбивалентность в эмоциональном отношении к внешнему облику старших: пассивное принятие или непринятие — «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%).
А2. Пассивное эмоциональное непринятие поведения старших — «Терпимость».
А3. Пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старших, «сидят на лавочке и все время бурчат» — «Терпимость».
А4. Пассивное эмоциональное принятие (30%) мировоззренческих позиций старших, пассивное эмоциональное непринятие (50%) «советского мировоззрения» старших — «Симпатия» (30%), «Терпимость» (50%).
Б1. Интерес к особенностям внешнего облика обусловлен скорее принятием этого облика, интерес этот носит пассивный характер — «Симпатия».
Б2. Низкая степень интереса к поведению старших и вместе с тем выражение непринятия этого поведения — «Терпимость».
Б3. «Симпатия», «Терпимость».
Б4. «Симпатия», «Терпимость».
В1. Отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом старших, который оценивается чаще положительно, чем отрицательно — «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%)
В2. Конфликты со старшими, связанные с тем, что «старшие стараются навязать свою точку зрения», но вместе с тем осознание и принятие того, что «старшие стараются хорошо влиять на ребенка», — «Симпатия», «Терпимость», «Агрессия».
В3. Недостаточно данных.
В4. Недостаточно данных.
Г1. Рисунки с изображениями «дедулек» и «старушек», внешне неприятных, но без демонстрации агрессивного настроя, — «Терпимость».
Г2. Говоря о своем непринятии поведения старших школьники вместе с тем признают право старших на такое поведение: «родители и старшие хотят нам только добра, всё, что они делают, — к лучшему» — «Терпимость».
Г3. Недостаточно данных.
Г4. Недостаточно данных.
2. Анализ толерантности к представителям других национальностей, этносов
ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»
Примечание. В лицее учится много представителей различных национальностей.
3. Анализ толерантности к
религиозным убеждениям
людей различного вероисповедания
ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»
4. Анализ толерантности к бродягам и детям-попрошайкам
Отношение к бродягам («бомжам»)
ИТ: 0,94. ИИТ: 0,06. Преобладает «Терпимость»
Отношение к детям-попрошайкам
ИТ: 0,94. ИИТ: 0,06. Преобладает «Симпатия»
5. Анализ толерантности к
социальным нормам
и налагаемым ими ограничениям
Анализировалось отношение к нормам поведения, которые налагают ограничения на «облик» — манеру одеваться и выглядеть соответствующим образом; на «поведение» — манеру вести себя в обществе других людей; на «культуру» — ограничения на поведение других людей по отношению к подросткам; на «идеи» — ограничения идеологического характера.
ИТ: 0,7. ИИТ: 0,30. Преобладает «Терпимость»
6. Анализ толерантности к
нетрадиционным,
«альтернативным» направлениям в художественном
творчестве
В беседах со старшеклассниками обсуждались: эстетическое восприятие альтернативных видов искусства («облик»); влияние такого искусства на представления старшеклассников об окружающем мире, на их поведение — «портит или улучшает»; влияние такого искусства на человеческую культуру в целом; отношение старшеклассников к идеям, которые проповедует такое искусство.
ИТ: 1. ИИТ: 0 Полное принятие
7. Анализ толерантности к сверстникам противоположного пола
Отношение девушек к сверстникам противоположного пола
ИТ: 1 ИИТ: 0. Преобладает «Симпатия»
Отношение юношей к сверстникам противоположного пола
ИТ: 1 ИИТ: 0. Преобладает cтремление к «Сотрудничеству»
Толерантность к сверстникам противоположного пола значительно выше, чем к остальным объектам отношения. Толерантность юношей к девушкам существенно выше, чем девушек к юношам.
8. Анализ толерантности к людям, нарушившим закон (преступникам)
Отношение к уголовным преступникам
ИТ: 0,75. ИИТ: 0,25. Преобладает «Терпимость», но выражена и «Агрессия»
Отношение к финансовым
преступникам
(неуплата налогов, финансовые махинации и т.п.)
ИТ: 1. ИИТ: 0. Преобладает «Симпатия»
Отношение к несовершеннолетним преступникам
ИТ: 1. ИИТ: 0. Преобладает «Терпимость»
Анализ показывает полное принятие старшеклассниками «высокостатусных бандитов», «преступников мирового масштаба» и т.п., обманывающих «по-крупному»: «В России все бандиты, только есть бандиты хорошие, и есть плохие»…
9. Анализ толерантности к наркоманам, алкоголикам и инвалидам
Отношение к наркоманам и алкоголикам
ИТ: 1. ИИТ: 0. Выражена «Терпимость»
Отношение к инвалидам
ИТ: 1. ИИТ: 0. Выражена «Симпатия»
Отношение к больным детям
ИТ: 1. ИИТ: 0. Полное принятие, преобладает готовность к «Сотрудничеству»
10. Анализ толерантности к
мигрантам
(приезжим, чужакам, людям со стороны и т.п.)
ИТ: 0,81. ИИТ: 0,19. Преобладает «Терпимость» с элементами «Агрессии», которая связана с мнением о неадекватности поведения приезжих по отношению к местным жителям.
ПРИМЕР ТРЕТИЙ
АНАЛИЗ ВЗАИМНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Из нескольких десятков различных образовательных учреждений, в которых проводилась экспертиза взаимной толерантности учащихся и педагогов, для данной публикации мы выбрали муниципальную гимназию, расположенную в одном из районных центров Московской области.
В качестве главных задач своей деятельности гимназия заявляет:
• обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
• активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны;
• поддержка одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования, формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию;
• разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения, углубленную профильную подготовку обучающихся в направлениях гуманитарного, лингвистического, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического образования;
• формирование у гимназистов гуманистического мировоззрения, гражданской ответственности, воспитание чувства собственного достоинства, развитие эстетической и физической культуры.
Гимназия постоянно лидирует в городских предметных олимпиадах, является лауреатом конкурса на лучшую школу Московской области, дипломантом целого ряда других конкурсов областного уровня, входит в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и т.п.
Однако экспертиза взаимной толерантности учащихся и педагогов показала серьезные социально-психологические проблемы функционирования детско-взрослого сообщества в данном образовательном учреждении.
В экспертную группу из 6 человек для оценки толерантности педагогов по отношению к учащимся были включены два заместителя директора, два классных руководителя, школьный психолог и выпускница гимназии (студентка психологического факультета). По результатам экспертного анализа были констатированы следующие позиции (рис. 4):
Рис. 4. Структурная модель толерантности
педагогов
|
• пассивное эмоциональное непринятие учителями внешнего облика старшеклассников (А1 в секторе «Терпимость»), их поведения по отношению к педагогам (А2 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (А3 в секторе «Терпимость») и мировоззренческих позиций (А4 в секторе «Терпимость»);
• низкий интерес и неодобрительное обсуждение внешности старшеклассников (Б1 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (Б3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (Б в секторе «Терпимость»);
• отсутствие взаимодействия с учащимися по поводу коррекции их внешнего облика (В1 в секторе «Терпимость»), неадекватного (с точки зрения педагогов) времяпрепровождения (В3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (В4 в секторе «Терпимость»);
• наличие резких негативных высказываний и трансляция в окружающий социум своего неприятия образа жизни учащихся (Г3 в секторе «Терпимость») и их мировоззренческих идей (Г4 в секторе «Терпимость»);
• активный интерес к поведению учащихся в школе и негативная оценка этого поведения (Б2 в секторе «Агрессивность»), преобладание жестких, агрессивных действий по отношению к старшеклассникам, связанных с их неадекватным (с точки зрения педагогов) поведением в школе (В2 в секторе «Агрессивность»), «борьба» за «приличную внешность» (Г1 в секторе «Агрессивность») и «приличное поведение» старшеклассников (Г2 в секторе «Агрессивность») путем жалоб родителям и проведения различных акций «карательного» характера.
Таким образом, можно констатировать, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным непринятием — «Терпимостью» с элементами «Агрессивности» (активного непринятия), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности — 0,75. Подчеркнем, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество»…
Толерантность учащихся по отношению к педагогам оценивалась той же экспертной группой. Были отмечены следующие позиции (рис. 5):
Рис. 5. Структурная модель толерантности
старшеклассников
|
• пассивное эмоциональное непринятие старшеклассниками внешнего облика педагогов (А1 в секторе «Терпимость») и их поведения по отношению к учащимся (А2 в секторе «Терпимость»);
• низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия (сектор «Симпатия»);
• активно-протестное поведение старшеклассников по поводу критики их поведения со стороны учителей (В2 в секторе «Агрессия»);
• стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов (В4 в секторе «Сотрудничество»).
Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией — пассивным принятием. Индекс толерантности выше, чем аналогичный показатель у педагогов, — 0,94. Проявления агрессивности, судя по всему, связаны в основном с защитными реакциями на критику со стороны педагогов. Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т.п. (у педагогов подобного стремления отмечено не было…).
Отметим, что хотя в большинстве исследованных нами школ (гимназий, лицеев) отмечен высокий уровень взаимной толерантности учащихся и педагогов (индекс толерантности — 1 или больше 0,9), рассмотренная выше ситуация не носит исключительный характер. Наиболее часто относительно низкая толерантность педагогов к учащимся отмечена нами в образовательных учреждениях, расположенных в южных регионах России и на Северном Кавказе. Представляется, что это связано с более традиционалистским менталитетом населения этих регионов.
Психолого-педагогические меры по коррекции взаимной толерантности учащихся и педагогов представляются достаточно простыми с методологической точки зрения (совместная внеурочная деятельность учащихся и педагогов — социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги и др.), но столь же трудными в плане их методической и практической реализации. Наш достаточно большой опыт проведения совместных тренингов для старшеклассников и их учителей показывает психологическую неготовность последних к позитивному принятию учащихся и реальному партнерскому сотрудничеству с ними. Преобладает родительская, часто субъект-объектная позиция учителей по отношению к учащимся — либо гиперопека, либо стремление к тотальному подчинению школьников своей воле. По Янушу Корчаку: «Хороший ребенок — это удобный ребенок! Все воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, а для этого надо сломать его собственный дух и собственную волю». Проводимые нами тренинги (В.А. Ясвин, 2001) направлены на формирование субъект-субъектной партнерской позиции педагогов по отношению к школьникам, взаимодействия по типу «Взрослый-Взрослый» (по Э. Берну).
Автор выражает глубокую благодарность за организационную поддержку разработки экспертной методики «Индекс толерантности» доктору психологических наук Дмитрию Леонтьеву, а также уважаемой коллеге Светлане Беловой и студентам Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ за помощь.
ЛИТЕРАТУРА
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М.: Смысл, 1999.
Тубельский А. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Днепрова, А.Каспржака, Ан. Пинского. — М.: Парсифаль, 1997.
Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. — М., 1996.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.