|
||
Психологическая служба
|
Под ред. И.В. Дубровиной
|
Заметной особенностью нынешнего книгоиздания является выпуск разнообразной психологической литературы, рассчитанной как на широкий круг читателей, так и на профессиональных психологов. Многие из книг (но далеко не все) могут быть рекомендованы занятым в образовании психологам как надежный источник либо теоретических представлений, либо конкретных практических рекомендаций, а также в качестве средства формирования профессионального мировоззрения. В то же время не так много найдется изданий, где получила бы отражение специфика работы психолога с детьми и их родителями в условиях дошкольного и школьного учреждения, а потому предназначенных именно психологам образования.
Данное пособие, которое получило название «Рабочая книга», представляет собой образец издания, подготовленного ведущими специалистами в области практической психологии образования специально для настоящих, то есть уже состоявшихся школьных психологов, а также будущих (пока что студентов вузов). Словосочетание «Рабочая книга» однозначно свидетельствует о практико-ориентированном характере пособия. Не случайно оно издано в хорошо известной «Питерской» серии «Практическая психология», зарекомендовавшей себя в качестве верного помощника в решении будничных, но от этого не перестающих быть менее ответственными задач.
Труды, вышедшие под редакцией И.В. Дубровиной, хорошо знакомы школьным психологам, а содержащиеся в ее работах рекомендации выступали и продолжают выступать отправной точкой при создании психологической службы школы. Несмотря на то что здесь речь идет о работе психолога в детском саду и школе, материалы «Рабочей книги» могут быть использованы и психологами, работающими в медико-психолого-педагогических центрах. Сказанное относится к разделам, в которых говорится о психологических особенностях детей того или иного возраста и развивающих занятиях с ними, проведении тренингов с подростками, оказании помощи старшеклассникам в подготовке к экзаменам и пр.
Книга состоит из нескольких частей.
Во «Введении» не только дается общая характеристика психологической службы, но и говорится о специфике издания, в котором описана целостная модель психологической службы города.
В первой части речь идет о целях и задачах психологической службы образования, об основных направлениях работы педагога-психолога. Эти принципиальные положения хорошо известны психологам со студенческой скамьи, но хочется обратить внимание на одно из них. В качестве главной задачи, стоящей перед всеми окружающими ребенка взрослыми, называется задача создания «условий для полноценной реализации возможностей развития на каждом этапе». Для образовательного учреждения эта задача получает конкретизацию: создание условий, содействующих взрослению ребенка, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе. Исходя из этой принципиально важной задачи формулируются и направления работы, и виды деятельности педагога-психолога.
Здесь же специальное внимание уделено вопросам управления психологической службой: от высшего звена управления на уровне города до первичного на уровне отдельного учебного учреждения. Также обсуждаются вопросы аттестации педагогов-психологов и повышения их квалификации, а в третьей части приводится вся необходимая для проведения аттестации документация.
Кроме того, авторы поднимают ставшую в последнее время актуальной проблему приобщения школьников к психологической культуре. Они проводят мысль о необходимости уроков психологии в школе, способствующих пониманию ребенком уникальности каждого человека и выступающих средством формирования психологической культуры личности.
Вторая часть книги целиком посвящена анализу работы психолога в образовательных учреждениях разного типа. Авторы рассказывают о работе психолога в детском саду и школе. Причем школьный психолог почерпнет из книги немало полезной информации с учетом особенностей стоящих перед ним задач. Описана работа психолога в начальной, средней и старшей школе. Отдельная глава посвящена вопросам организации психологической службы в негосударственной школе. Кроме того, в этой части уделяется внимание профессиональному общению психолога как с учениками, так и с их родителями, а также педагогами.
Обращают на себя внимание материалы к проведению родительских собраний. От психолога порой требуется не только осуществлять индивидуальное консультирование родителей, но и выступать на родительских собраниях. В этом случае психологи, особенно молодые, нередко теряются перед многочисленной аудиторией взрослых людей. Им обычно не хватает не знаний, а умения отобрать ту информацию, которая интересна родителям, и потом изложить ее в понятной форме. Причем выступление на родительских собраниях является для психолога еще и способом установления контактов с родителями. Не исключено, что психологи будут говорить о тех проблемах, которые они обнаружили у подопечных своей школы, но выделенные в книге опорные точки с учетом возрастных особенностей детей лишними не будут.
Наконец, третья часть содержит в себе нормативные документы, в том числе речь идет об обязанностях педагога-психолога и — что не менее важно — его правах, предусматривающих самостоятельное определение приоритетного направления работы.
В «Заключении» обозначены некоторые актуальные проблемы психологической службы образования: если одни из них касаются службы в целом, то другие — каждого психолога в отдельности. В частности, авторы обращают внимание на повышение требований к психологии и психологу в связи с новыми социальными задачами. Трудно не согласиться с авторами, что психологи в образовании занимаются преимущественно развитием познавательной сферы детей, в то время как вопросы воспитания порой остаются вне поля зрения и психологов, и педагогов.
Книга представляет интерес не только для самих психологов, но также и для педагогов и школьной администрации. Эта особенность делает издание принципиально отличным от других работ по практической психологии образования, рассчитанных, как правило, лишь на психологов. В данном случае авторам удалось собрать под одной обложкой сведения, помогающие, с одной стороны, психологу включиться в учебный процесс, а с другой — директору школы и учителям принять рекомендации психолога, который при таком раскладе становится равноправным членом педагогического коллектива.