|
Доброе слово о вереДве смежные, вечно борющиеся В нынешнее время положение психологии и психологов отличается большой неопределенностью. С одной стороны, психология проникла практически во все сферы социальной жизни — сегодня психологи заняты в бизнесе и торговле, образовании и юриспруденции, медицине и рекламе. С другой стороны, психологами часто недовольны — на них возлагали надежды, которые они не оправдали. Последнее не всегда справедливо, так как от психолога порой ждут немедленного результата, не понимая необходимости собственного активного включения в решение своих же проблем. Сложившаяся в практической психологии ситуация сродни той, какая наблюдается в медицине, когда больной человек под лечением понимает лишь прием лекарств. И последствия в медицине и психологии похожи: от медиков бегут к знахарям, опять же за чудодейственными травами и исцеляющими заговорами, от психологов — к магам и колдунам, которые «снимут порчу и сглаз». А почему бегут? Ответ очень простой: потому что им верят. Справедливости ради следует сказать, что те, кому предназначена психологическая помощь, пока что тоже не окончательно потеряли веру в возможности психологов. Верую, ибо абсурдноВ самом начале осени мне довелось поучаствовать в небольшой научной конференции в Болгарии. Конференция носила междисциплинарный характер и была посвящена различным аспектам становления личности. Результатом подобных встреч, как правило, является обмен опытом и установление контактов с коллегами из других стран. Данное мероприятие не стало исключением, однако его отличал искренний интерес специалистов разных областей знания к психологии, а точнее говоря, к психологической стороне воспитания и образования в целом. То ли погода сказалась — солнечная Болгария встретила участников конференции дождем и холодным ветром, то ли докладов на психологические темы оказалось недостаточно, но разговор о психологии затянулся. Возвращаясь мысленно к тем вопросам, которые волновали исследователей из Турции, Румынии, Чехии, Болгарии, России (а возможно, и других стран), я подумала, что всех их объединяла не столько потребность в получении достоверных знаний из области психологии, сколько вера в психологию. Они выражали уверенность, что психологи смогут найти ответы на многие вопросы, которые волнуют сегодня не только самих психологов, но и специалистов смежных областей знания — лингвистов, историков, социологов. Впечатлениям от конференции было бы суждено забыться, если бы не случайное совпадение во времени двух событий — конференции и первой встречи со студентами, которым предстояло познакомиться с содержанием и видами работы школьного психолога. Обращение к личному опыту студентов, которые не так давно учились в школе и потому имеют представление о том, чем занимается психолог образования, показало, что все они — вне зависимости от продолжительности и эффективности контактов с психологом — верили в необходимость и полезность школьной психологической службы (слышать это было очень приятно). В этих двух никак не связанных друг с другом событиях было нечто общее — вера в психологию. С одной стороны, это удивляло, так как претензии в адрес психологов в последнее время приходится слышать значительно чаще, чем благодарность. С другой стороны, это вселяло надежду и более того — указывало на то, чего нельзя потерять ни в коем случае, — веры в психологию. Психолог, как и всякий живой человек, может ошибиться и растеряться, но он не может не найти — пусть не сразу — выход из самой запутанной жизненной ситуации. Невольно возникает вопрос: откуда взялась эта нередко ничем и никак не подкрепленная вера? Это — предмет специального разговора. О некоторых профессиональных ошибкахСказанное наверняка относится ко всей прикладной психологии, но, вне всякого сомнения, оно верно по отношению к психологии образования. Учителя и школьная администрация уверены, что какими бы ни были реформы, психологи расскажут, как следует относиться к нынешним нововведениям. Родители, отчаявшиеся направить своего ребенка на путь истинный, обращаются к психологу, который — они уверены — знает, как сделать так, чтобы ребенок не прогуливал уроки и выполнял домашние задания. И, наконец, сами дети, если их удается переубедить, что психологи работают не только с «психами», готовы поверить психологу, который даст совет, подкрепленный данными науки о душе. Трудно однозначно сказать, что необходимо сделать для сохранения веры, — каждый профессиональный психолог находит ответы сам. Однако можно достаточно определенно обозначить, чего не следует делать или, по меньшей мере, избегать в профессиональном общении. Во-первых, любой специалист может чего-то не знать, хотя бы в силу того, что наука наша не стоит на месте. Поэтому не следует строить из себя всезнайку, постигшего тайны душевной жизни, тем более что этого еще никому не удавалось. Не исключено, что вам придется столкнуться с ситуацией, которая покажется абсолютно незнакомой и потому безвыходной. С каждым это случается, но не каждый готов сознаться в собственной некомпетентности. Если вы готовы признать свою сегодняшнюю неумелость перед коллегами, родителями, детьми, то у вас будет возможность через некоторое время показать свои возросшие возможности. В противном случае ваше заметное невооруженным глазом неумение будет рассматриваться окружающими как данность. Во-вторых, не следует бояться признаться в собственных ошибках и недочетах, значительно важнее показать свою готовность исправить ситуацию, в конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Сегодня вам показалось, что этот ребенок может хорошо учиться, но ленится, а оказалось, что он старается изо всех сил — вряд ли в этом и подобных случаях стоит настаивать на собственной правоте. Тем более что рано или поздно все равно придется сказать об истинных причинах неуспешности ребенка. В-третьих, будет совсем неправильно и тем более непродуктивно дистанцироваться от коллег педагогов, и дело в данном случае не столько в целесообразности коллективного решения, сколько в накопленном ими опыте решения психологических проблем. Мы совсем недалеко ушли от того времени, когда психологов в школе не было, а психологические проблемы оказывались в компетенции учителей. Опыт решения психологических проблем непсихологами передавался от одного поколения педагогов к другому, и наверняка нам, психологам, есть чему поучиться у наших коллег. Не случайно мудрые советы, касающиеся решения проблем как воспитания, так и обучения, мы ищем и находим у известных педагогов прошлого и настоящего. В этой связи самостоятельного разговора заслуживает проблема разных источников психологического знания, к числу которых относится и педагогический опыт. От веры психолога к вере в психологаСекретов профессионального мастерства столько же, сколько психологов. Его наличие определяется в том числе и тем, насколько верят вам окружающие вас люди. Интересный факт состоит в следующем: вера в вас в немалой степени зависит от того, насколько вы сами верите в то, что делаете. Можно подвести различные обоснования под те или иные рекомендации, но одного разумно-отстраненного отношения к возможным способам разрешения сложившихся конфликтных или сложных в ином отношении ситуаций будет явно недостаточно. Типична ситуация, когда психолог, разрабатывая программу коррекционной работы с безграмотным пятиклассником, сам не верит в возможность овладения грамотным письмом. Соответствующее эмоциональное отношение к проводимым мероприятиям наложит свой отпечаток и на процесс, и на результат, так как совсем не хочется делать то, что не имеет смысла. Правда, иногда вера может вредить психологу в его работе. Мне пришлось столкнуться с психологом, который, опираясь на опыт воспитания собственных детей, старался убедить родителей, что воспитанием должна заниматься только мама, так как только она может понять своего ребенка. Вопрос о роли отца решался безапелляционно: в его услугах ребенок не нуждается. В данном случае приходится говорить о необходимости подкрепления своей веры профессиональными знаниями. К психологу по собственной инициативе приходит десятиклассница, которая размышляет о конечности жизни каждого человека. Ее мучает вопрос: а как будет существовать мир после того, как ее не станет? На первый взгляд этот вопрос не заслуживает того, чтобы искать на него ответ, — что в этом может понимать подросток? Однако не исключено, что за одним вопросом скрывается череда серьезных переживаний, вызванных теми или иными событиями личной жизни. Верит ли психолог в серьезность поставленной школьницей проблемы? Если да, то он найдет время лишний раз поговорить с ней, если нет, то будет уклоняться от общения, ссылаясь на занятость и относя встречу на неопределенное время. На надежном фундаментеВера — важный, но далеко не единственный компонент эффективности психологической работы. Вера не может заменить ни профессиональных знаний, ни приобретаемого с годами опыта работы, но без нее знания и опыт порой кажутся лишь тяжелым грузом излишней учености и предрассудков. В то же время вместе они образуют надежный фундамент, некий гештальт, каждый элемент которого не может существовать независимо от других. Что касается соотношения знания и веры, то «знание увеличивает неутомимую… безнадежную потребность веры, как разрушение — потребность творчества» (Дм. Мережковский). Не исключено, что кому-то из читателей размышления о вере могут показаться имеющими отдаленное отношение к профессиональному успеху. Однако автору этих строк именно вера в психологию не один раз помогала справиться с переживаниями, испытываемыми в моменты профессиональной беспомощности и разочарования в выбранной профессии, спасала от профессионального истощения. Надеюсь, и вам поможет. Марина СТЕПАНОВАСтатья опубликована при поддержке агентства "Свитчайлд". "Свитчайлд" - это эксперты суррогатного материнства в России. Компания осуществляет суррогатное материнство, юридическое и техническое сопровождение программ, а также донорство яйцеклеток и спермы. Посмотреть информацию об агентстве, узнать подробную информацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.sweetchild.ru/. |