Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 5 (25)

 

Наталья БАРИНОВА,
педагог-психолог
Центра развития ребенка —
детского сада № 69,
победитель Московского городского
профессионального конкурса,
лауреат Всероссийского
конкурса «Педагог-психолог — 2009»

 

Внимание! Внимание

Давно уже не секрет, что современные родители очень часто ориентированы на развитие у дошкольников таких умений и навыков, как чтение, счет, письмо. При этом роль познавательных процессов, в том числе внимания, недооценивается. Как следствие, уже в первом классе основная жалоба, которую слышит психолог как от учителей, так и от родителей учащихся, на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей.

Задача развития внимания у дошкольников особенно актуальна сегодня, когда все больше детей страдают таким «недугом века», как синдром дефицита внимания. Поэтому нам особенно важно работать с детьми в данном направлении, а также обратить внимание родителей на эту проблему, обучить их специальным упражнениям и играм, в которые они смогут поиграть со своими детьми дома, в дороге или на отдыхе.

Такую работу педагог-психолог детского сада может осуществить наиболее эффективно, организовав совместные детско-родительские занятия. Эта форма работы с семьей очень нравится и детям, и их родителям. Так задача мотивации семьи на сотрудничество решается сама собой (что немаловажно!).

Практическое занятие, которым я хочу поделиться, было представлено мной на Московском городском профессиональном конкурсе «Педагог-психолог — 2009».

Во время занятия используется сказочный персонаж Кот-психолог — это игрушка би-ба-бо. С Котом-психологом дети уже хорошо знакомы, это мой помощник. Он помогает мне наладить контакт с вновь поступившими малышами и в доступной для ребят форме объясняет суть моей работы. Чтобы подчеркнуть сказочность моего персонажа, его индивидуальность, я обычно использую стихотворную форму. Например:

Кот-психолог к нам пришел,
Это очень хорошо,
Потому что этот кот
В разных играх знает толк!

Представленное занятие — лишь один фрагмент из жизни нашего детско-родительского Клуба семей будущих первоклассников. Ведь секрет успеха в работе с семьей — систематическая, творческая работа.

Цель занятия: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

• создание условий для укрепления доверительных детско-родительских отношений;

• развитие сенсорного внимания;

• развитие слухового внимания;

• развитие моторно-двигательного внимания;

• развитие зрительного внимания;

• развитие концентрации внимания;

• тренировка распределения и объема внимания;

• повышение познавательного интереса.

Предполагаемый результат:

• родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком, развивая его внимание в игре;

• дети имеют возможность при помощи педагога-психолога упражнять внимание, при этом чувствовать поддержку близкого взрослого (что способствует формированию у детей веры в успех);

• играя, выполняя упражнения, дети учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с сюрпризного момента — в гости приходит Кот-психолог. Вначале я приветствую детей и родителей:

— Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы (и папы)! Меня зовут Наталья Михайловна, я — психолог. А это — мой помощник, Кот-психолог.

Кот здоровается с детьми и родителями:

— Здравствуйте, я — Кот-психолог, а вас как зовут?

Кот-психолог приглашает в страну Лукоморье:

Вы помните, ребята, Лукоморье,
Где Кот ученый сказки говорил,
Я с тем Котом дружил, и вот недавно
Меня дружок мой в гости пригласил.

Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,
Но мне идти в дорогу не впервой,
А вы, мои ребята, папы, мамы,
Хотите ли отправиться со мной?

Ну что ж, вас приглашаю в Лукоморье,
В пути нас ждут, ребята, испытания,
И потому, друзья, необходимо
Нам непременно взять с собой внимание!

1. Игра «Проводники»

Цель: развитие сенсорного внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: оборудование для создания «дороги в сказку» (дорожки, пеньки, коврик-«речка»), платки для завязывания глаз.

Инструкция. Чтобы попасть нам в сказочное лукоморье, надо пройти опасной тропой, быть внимательными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно:

По узенькой дорожке
Пенечки обойдем,
Тихонько через речку
Мы в сказку попадем!

Ход игры. родители за руку и по словесным указаниям своих детей проделывают предложенный путь.

Рефлексия: — Понравилось вам в дороге?

— Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь?

— Доверились ли вы, родители, своим детям?

— Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

Детско-родительские пары подходят к декорации «Дуб», находят сундук Бабы-Яги, закрытый на замок, и письмо:

Ключик нужно вам найти!
Вас преграды-испытания
Ждут на сказочном пути!
Возьмите в путь с собой внимание,
Тогда пройдете испытания!
Пять преград как обойдете —
Так заветный ключ найдете!
Кот-психолог остается стеречь сундук, а мы — в путь!

— Посмотрим внимательно на наше Лукоморье. Где же первое испытание? Видите цифру «1»? Вперед, к нашему первому испытанию!

2. Игра «Найди по слуху»

Цель: развитие слухового внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: звучащие предметы.

Инструкция. послушайте внимательно, как звучат эти предметы. Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.

Ход игры. родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.

3. Игра «Я или не Я»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: звучащие предметы из игры «Найди по слуху».

Инструкция. я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» — громко кричите «Я!» и звените погремушками, а если ответ «Не я» — громко кричите «Не Я!» и прячьте погремушки за спину.

Ход игры. Психолог читает стихи:

Кто здесь взрослых уважает?
Кто детей не обижает?
Кто хоть раз ходил в кино?
Кто мячом разбил окно?
Кто играть умеет в прятки?
Кто стреляет из рогатки?
Кто же скромный, кто молчит?
Кто все время «я» кричит?

В конце каждой строки дети отвечают «Я», звеня погремушками; или не «Я», спрятав погремушки за спину.

4. Игра «У жирафа пятна»
(психогимнастиика)

Цель: развитие моторно-двигательного и слухового внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: запись песни «У жирафа пятна».

Инструкция. слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной.

Ход игры. Дети и родители выполняют движения под музыку со словами:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде!
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде!
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!

5. Игра «Пицца»

Цель: развитие зрительного внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: стол, игра «Пицца» (парные картинки — пазл 2 в 1).

Инструкция. посмотрите внимательно и соберите эти картинки.

Ход игры. дети с помощью родителей собирают парные картинки.

6. Задание «Расшифруй поговорку»
(по типу «Корректурной пробы»)

Цель: развитие концентрации внимания, тренировка распределения и объема внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: плакаты с зашифрованными пословицами по количеству детско-родительских пар, фломастеры; запись детской песенки. На плакатах поговорки: «Старанье и внимание — начало прилежания», «Внимательный — человек обязательный», «Дорог не подарок, дорого внимание». Они написаны вперемешку с лишними буквами «Б», «П», «С».

Инструкция. на плакатах написаны поговорки, но среди них «заблудились» лишние буквы. Сейчас зазвучит музыка, и вам нужно будет эти буквы вычеркнуть, а мамы (и папы) потом прочтут.

Ход игры. звучит музыка; дети с помощью родителей вычеркивают лишние буквы, после чего родители зачитывают получившиеся поговорки. По окончании упражнения детям задается вопрос, о чем была песенка, которая звучала, пока они выполняли задание.

— Молодцы ребята! Ой, а что это за конвертик? (Психолог достает конверт с письмом бабы Яги, читает.)

Вот ребята — молодцы!
Мамы, папы — молодцы!
Сразу видно воспитанье! Тренировано вниманье!
К дубу вы скорей идите, на него вы посмотрите,
Там, где желудь больше всех, там и ждет вас всех успех!

Рассматривают внимательно дуб и находят там самый большой желудь, за ним спрятан ключик.

— Это же ключ от сундука с подарками! Давайте попробуем открыть. (Идут к сундуку, открывают.)

— Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и внимательно выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда (открывается сундук, а в нем альбомы с заданиями по развитию внимания). Теперь вы знаете много игр, чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также уделять побольше внимания друг другу!