Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2009


Гильдия

Что показал мониторинг

Эта статья написана по материалам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования, который был разработан и проведен по заказу Министерства образования и науки РФ сотрудниками лаборатории «Психологический мониторинг» Московского городского психолого-педагогического университета. В мониторинговом опросе участвовали 7 тысяч педагогов-психологов образовательных учреждений различных типов и видов из 43 регионов Российской Федерации. Аналитический отчет по результатам мониторинга опубликован и разослан для анализа и использования министрам региональных систем образования. Надеемся, что обсуждение результатов проведенного в 2008–2009 гг. мониторинга по анализу профессионального содержания и обеспечения деятельности педагогов-психологов России будет интересно и полезно не только руководителям образовательных систем и учреждений, но и самим психологам.

В данной статье представлено мнение одного из разработчиков мониторингового исследования.

Психолог в школе. Зачем? Что делает? Сейчас эти вопросы звучат все реже. Приходя в школу, нынешние психологи готовы встраиваться в образовательную систему, не занимая позицию «адвоката детей», а администрация учебных учреждений понимает, что требуется от специалиста, то есть может сформулировать заказ.

За последние годы достаточно подробно разработана технология и методология работы школьных психологов. Вместе с тем каждая школа — специфический организм, и каждый психолог выстраивает свою деятельность исходя из особенности школы, отношений с администрацией и личных пристрастий.

Что же делают школьные психологи? Какие виды детельности наиболее востребованы, а какие — нет?

Лаборатория психологического мониторинга МГППУ в прошлом году изучала психологическую службу системы образования. В анкетировании приняли участие психологи по всей России. Около трех тысяч участников, отвечавших на анкеты, работают в школах. В одном из вопросов были перечислены виды деятельности, которыми занимаются психологи, работающие в образовательных учреждениях. Респонденты отмечали, как часто они выполняют ту или иную работу. Анализ их анкет позволяет ответить на поставленные выше вопросы.

Исходя из ответов психологов, можно утверждать, что чаще всего они занимаются коррекционно-развивающей работой и консультированием учащихся. На первый взгляд ответ абсолютно логичный. Такая деятельность востребована, соответствует задачам деятельности психолога и позволяет специалисту быть на «своем поле». Сразу представляется годовой план, в который внесены тренинги, групповая работа со школьниками — как в рамках урока, так и факультативы; индивидуальная работа с детьми с трудностями в обучении или в адаптации к школьной среде; часы, выделенные на консультацию, и конечно же оставлен «люфт» во времени для экстренных случаев.

Но тут важна одна деталь: в качестве ежедневной или еженедельной деятельности две трети отвечавших выделили индивидуальную работу и консультирование учеников, а чуть более половины — групповую работу и тренинги.

То есть фокус внимания педагога-психолога несколько сдвинут в сторону индивидуальной работы. Ничуть не умаляя значения индивидуальной коррекционно-развивающей работы и консультирования учащихся, хочется задать несколько вопросов:

• Что является «единицей» работы специалиста — класс как группа или отдельный ученик?

• Как формируется заказ на индивидуальную работу?

• С какой частью детского коллектива реально взаимодействует психолог?

• Какую роль в школьной структуре играет психолог?

Давайте рассмотрим эти вопросы.

По нормативам на 500 учащихся в школе одна ставка психолога. В среднем один психолог, занимающийся индивидуальной работой или консультированием, проводит в день 3–5 консультаций или 4 индивидуальных занятия. Когда школьный специалист сосредоточивается на индивидуальной работе, он упускает другие возможности, резко сокращается число учеников, с которыми он взаимодействует.

Кроме того, интересно, как попадают дети на индивидуальную корреционно-развивающую работу. Прекрасно, если был проведен психолого-педагогический консилиум, сформулированы задачи развития для конкретного ребенка или группы детей, распределено, кто что делает, решено, как включать или информировать семью. Достаточно часто учитель, родители напрямую обращаются к психологу либо психолог сам выбирает детей, требующих поддержки. При такой организации всю работу и, как следствие, ответственность за результат делегируют психологу. Психолог оказывается то ли палочкой-выручалочкой, то ли козлом отпущенеия.

Школьный психолог делает акцент на индивидуальной работе и в тех случаях, когда не очень успешно встраивается в школьную структуру или ему не удается выстроить взаимодействие с педагогами. Это позволяет локализовать свою деятельность в кабинете, действовать автономно.

Более половины опрошенных педагогов-психологов ответили, что проводят консультирование родителей и педагогов не реже, чем раз в неделю. Данная деятельность позволяет формировать социальную ситуацию развития школьников, соответствующую возрастным задачам, задачам детского коллектива, особенностям конкретных детей; способствует созданию единой стратегии сопровождения. Консультируя, специалист не только отвечает на запрос, но также повышает психологическую компетентность родителей и педагогов, то есть решает задачи профилактики.

К сожалению, анкетирование — формализованная процедура. Мы получили только информацию о видах деятельности и частоте ее выполнения. Хотелось бы посмотреть, с какими вопросами сталкиваются психологи в процессе консультирования, как отграничивают то, что не входит в их компетенцию.

Надо сказать, что большинство психологов, решая задачи формирования социальной среды развития и профилактики, уделяют достаточно внимания психологическому просвещению, выступая на родительских собраниях и педсоветах. Эта работа важна еще и тем, что позволяет популяризировать деятельность психолога, объяснить ее содержание, устанавливать контакт с педагогами и родителями.

Привлекает внимание соотношение развивающей работы и психологической диагностики: хотя специалисты больше времени отводят на коррекционную работу, тренинги и консультирование учащихся, треть психологов проводят диагностику не менее раза в неделю. Почему столько педагогов-психологов, уделяют диагностике так много времени? Можно объяснить это тем, что при высокой учебной нагрузке учеников не всегда есть время на психологическую работу с классом. Возможно, в школе только один специалист, а детей более пятисот и не удается работать со всеми. В такой ситуации акцент переносится на консультацию педагогов, когда психолог предоставляет рекомендации, опираясь на результаты диагностики.

Но может быть и другое объяснение. Часто от студентов, приходящих на практику в школу, слышишь: «Дайте провести методику, дайте протестировать». Не переносится ли это и в практическую деятельность, как понятная и хорошо знакомая форма работы? Диагностика действительно необходима для исследования процесса, для выявления особенностей личности. Но когда специалист осуществляет данную деятельность, он должен хорошо представлять себе, зачем ему это надо, что он хочет выяснить и что планирует делать с результатом.

Радует, что три четверти респондентов несколько раз в году участвуют в школьных консилиумах. Опыт работы в школе показывает, что плановые консилиумы проводятся значительно чаще, чем те, что вызваны острой ситуацией. Следовательно, данные ответы говорят о том, что в школах выстроено сотрудничество психологической службы и педагогического коллектива, создаются возможности для плановой работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.

О построении плановой работы, ориентированной на сопровождение, развитие, профилатику трудностей роста, говорит и то, что две трети школьных психологов, отвечавших на анкеты, сказали, что регулярно осуществляют психологическое проектирование индивидуальных образовательных траекторий.

То, что школьные психологи включены в работу команды специалистов своего учреждения, работают на его развитие, решение целевых образовательных задач школы, подверждает участие психологов в педсоветах, проведении мониторинга, выполнение систематической методической работы.

В данной статье я не ставила перед собой задачу описать все виды деятельности, выделила только основные. Например, не упомянула решение конфликтных ситуаций, хотя это отметили практически все, заполнявшие анкеты. Такая деятельность требует определенных знаний и навыков. Чаще всего психолог выступает тут как «скорая помощь». Если специалист часто с ней сталкивается, то интересно, как организована профилактика, на что нацелена плановая работа.

Хочется отметить те виды деятельности, которые психолог выполняет чаще всего, и те, к которым обращается редко.

Чаще всего школьные психологи заполяют документацию. Первая реакция на такой показатель: «Сколько можно писать эти бумаги!» Но стоит посмотреть, что стоит за этим ответом. Если это журнал регистрации работ, если это рефлексия проведенного тренинга, занятия, консультации, то такая работа необходима. Она позволяет оценить сделанное, выстроить дальнейшую стратегию работы, увидеть объем выполненной работы.

Составление аналитических отчетов также способствует профессиональной рефлексии, вопрос — с какой частотой заполнять бумаги. То есть, говоря о документации, хорошо бы понимать, для чего нужен каждый документ, для решения каких задач он создается. То, что какая-то форма есть в рекомендательном письме Министерства образования и науки, не повод сразу включать ее в список обязательных документов. Обращаю внимание: письмо рекомендательное.

Ведение документации — важная часть профессиональной деятельности психолога, но хорошо бы ее оптимизировать, чтобы не тратить на заполнение много времени.

Достаточно редко психологи участвуют во внеучебных мероприятиях и образовательных проектах.

Если говорить об образовательных проектах, то они есть не во всех школах. Там, где это существует, психологам стоит обратить на них внимание. Потенциал данного вида деятельности велик. Средствами создания проекта можно решать многие психологические задачи: формировать конкретные психологические навыки, необходимые для школьной успешности, создавать зоны успеха для ученика с низкой успеваемостью, менять статус ребенка в детском коллективе и др.

Участие во внеучебных мероприятиях считается обязанностью классных руководителей и кураторов. Вместе с тем эта деятельность позволяет школьному психологу изменять динамику отношений в детском коллективе, создавать позитивную среду для детей с трудностями адаптации и решать множество других развивающих задач. Кроме того, участие психолога во внеучебных мероприятиях позволяет ему установить контакт с педагогом, выстраивать стратегии сотрудничества, совместной деятельности. Тут видится главная сложность — удержать психологическую позицию, то есть понимать, для чего вы хотите организовать деятельность именно так, к какому результату планируете прийти.

В заключение хочу отметить, почему я решила написать данную стаью. Я думаю, что школьным психологам будет интересно сопоставить то, как они организуют свою деятельность, с тем, как это делают другие специалисты из разных школ России. Я буду рада, если эта работа поможет кому-либо при составлении плана работы и формировании приоритетных направлений деятельности.

Статья подготовлена при поддержке центра компьютерных услуг «ИТ Сервис». Если Вы решили сдать в ремонт свой ноутбук или заправить картридж для принтера, то оптимальным решением станет обратиться в центр компьютерных услуг «ИТ Сервис». Перейдя по ссылке: «замена экрана ноутбука», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент. В центре компьютерных услуг «ИТ Сервис» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории
«Психологический мониторинг» МГППУ