|
||
О ежике,
|
Каким видели ежика окружающие
|
Потом он к детям идет. Там все вместе зверята замок из песка строят. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прямо по замку как даст. Девочки — в плач, а мальчики кулаки сжимают — бить его хотят.
И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то, конечно, обращают — это приятно. Но ругают много — от этого грустно. С такими печальными мыслями однажды вечером наш ежик и лег спать.
И вот приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще, расшитом золотыми нитками, прилетел к нему и говорит:
– Слушай, ежик! Я буду сейчас тебя превращать!
Испугался ежик, запищал:
– Нет, не надо меня, нет... нет...
– Не бойся, — улыбнулся волшебник. — Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом не был никогда. Когда вернешься, скажешь мне, где тебе больше понравилось.
Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг… И оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимание на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются, разговаривают про него, как будто все время по головке гладят.
Тут вдруг все начало меняться: треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот... другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако только потому, что, например, нахулиганил он, или побил кого-то, или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы — всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит. Ничего ежику не понятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг, и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: «Не хо-чуууу здееееесь!»
Проснулся ежик. Соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму так, чтоб мама потом искала и ругалась на него, как подумал ежик: «А что, если я наоборот сделаю? Как в первом мире во сне?»
Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться, и... только руками всплеснула: «Ах, ты мой хороший! Какой ты молодец!» Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.
Отправился он на поляну. А там воспитательница Белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задает белка вопрос: «Сколько будет два плюс три?» А зверята все в это время ворон считали, так что ежик первым успел. «Пять!» — радостно выкрикнул он. «Вот, смотрите,— важно проговорила белка, — учитесь все, как внимательно надо слушать». Еще приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.
А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча Мишки и прошептал: «Можно с вами поиграть?» Глянул на него Мишка и пробурчал недовольно: «Ну ладно уж, садись». Сел ежик, и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свою работу бросили и только смотрели на него. «Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь!» — раздавалось по сторонам. «Я и сам не знал», — смущенно отвечал ежик.
Когда наступил вечер, уставший, но довольный ежик пришел домой. А дома... дома его ждал пирог. «Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим? — ласково сказала мама.— Я думаю, это надо отпраздновать!» Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога, он еще раз подумал: «Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее».
Обсуждение сказки (3–4 минуты)
• Кто главный герой сказки?
• Как ежик себя вел в начале сказки?
• Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же?
• Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка?
• Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?
Задание 1 (10 минут)
Психолог. Ребята, возьмите в руки карандаши и бумагу и попробуйте представить себе, как мог выглядеть ежик в начале сказки. Нарисуйте его портрет. А теперь отложите этот рисунок в сторону. Возьмите другой листок и попробуйте представить ежика в конце сказки и нарисовать его портрет.
Вопросы к рисункам
• Чем отличаются эти ежики?
• Какой ежик тебе больше нравится?
• С кем из этих ежиков ты сам хотел бы дружить?
Задание 2 (10 минут)
Психолог. Ребята, возьмите в руки карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать первое царство, в которое попадает ежик. Если вам сложно это сделать, попробуйте представить, какие краски там преобладали, и просто раскрасьте лист в эти цвета.
А теперь отложите этот рисунок в сторону. Возьмите другой листок и точно так же нарисуйте второе царство, куда отправил ежика волшебник.
Вопросы к рисункам
• Чем отличаются эти миры?
• Какому миру соответствует какой ежик (нарисованные ранее портреты)?
• В каком из миров ежику больше понравилось?
• А какой из миров больше нравится тебе? Где бы ты хотел жить?
Элементы драматизации (10 минут)
1. Психолог просит ребенка представить себя ежиком из начала сказки: как ежик себя ведет, какое у него выражение лица. С какой интонацией ежик может сказать фразу: «А вот я какой!» (высокомерие, демонстративность, агрессия).
2. Затем психолог просит ребенка представить себя ежиком из середины сказки (когда ежик попадает во второй мир): как ежик себя ведет, какое у него выражение лица. С какой интонацией ежик может теперь сказать фразу: «А вот я какой!» (удивление, испуг).
3. А теперь психолог предлагает ребенку представить себя ежиком из конца сказки (момент, когда ежик хочет убежать из второго мира): как ежик себя ведет, какое у него выражение лица. С какой интонацией ежик может сказать фразу: «А вот я какой!» (гордость за себя и свои успехи).
Обсуждение
• В какой из ролей ребенку было более комфортно? Почему?
Завершение занятия (3 минуты)
Обратная связь
• Что понравилось на занятии, что не понравилось? Почему?
• Что получилось легко, а что было сложно сделать?
Домашнее задание. нарисовать ежика и его друзей в конце сказки в счастливом мире (первом мире, куда отправил его волшебник).
Мария МИНАЕВА,
педагог-психолог,
Москва
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина msk-moda.ru. "msk-moda" - это одежда и обувь по модным тенденциям, только лучшие бренды. Вы можете заказать спортивную одежду, обувь и сумки, детскую, мужскую, а также женские аксессуары, одежду и женскую обувь в интернет-магазине msk-moda.ru Просмотреть полный каталог магазина, узнать цены и оформить доставку Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://msk-moda.ru/.