Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2009


Книга в газете

Евгений ПЯТАКОВ

Основы конструктивной философии жизни

Юность — переломное время, несущее с собой много возможностей, но и много опасностей. Одна из них — формирование пассивной, упаднической личной философии, способной испортить человеку всю последующую жизнь. И, к сожалению, современное состояние общества немало этому способствует.

Как же несмотря на это развить в себе волю, творческие таланты, любовь к жизни? Об этом рассказывается в этом материале. Говоря совсем простым языком, автор попытался раскрыть глубинную суть таких явлений, как пессимизм и оптимизм. По его мнению, и первое и второе — особые формы мировоззрения и мировосприятия. А поскольку их формирование может быть вполне осознанным и управляемым процессом, именно от человека во многом зависит, кем он станет: пессимистом, оптимистом, рационалистом-обывателем. И, соответственно, как сложится его судьба.

Не претендуя на бесспорность, автор надеется, что его рассуждения будут полезны не только подросткам, юношам, их родителям и учителям, но и другим людям, пытающимся разобраться в себе. В конце концов, пока жив человек, изменения к лучшему возможны.

КТО ВИНОВАТ?

Всякое здание состоит из подземного фундамента и верхней надстройки. Первое складывают из малочисленных крупных блоков, второе — из многочисленных мелких.

Структура мировоззрения выглядят примерно так же. В основе лежат немногочисленные базовые идеи и стремления (как правило, неосознанные), а поверх них многочисленные мелкие идеи и убеждения — вторичные, производные. Для перестройки пессимистического мировоззрения мало менять вторичные идеи — на их месте возникают новые аналогичные. Нужно менять сами базовые убеждения и стремления — иногда откровенно неадекватные и деструктивные.

Для удобства разделим их на пары-антиподы (оптимистические и пессимистические) и попробуем понять, какие вторичные мировоззренческие идеи они порождают, как те влияют на поведение человека и как поведение отражается на его жизни.

1.

Стремление пессимизма к простоте, завершенности, логичности и «законсервированности» Стремление оптимизма к открытости, активности и творчеству (а значит, в некотором смысле, — к хаосу, непостоянству, изменчивости)

Итак, что больше всего ценит в мире пессимист? Каким он хочет его видеть?

Простым. Предельно рациональным. Абсолютно логичным и предсказуемым, основанным на наборе доступных, понятных, раз и навсегда утвержденных правил и законов. Такой мир он старается построить в своей голове как можно скорее. А построив — активно и агрессивно защищает от попыток изменения, даже если этот мир приносит много страданий. Проще говоря, пессимист предпочитает жить в замкнутом, однообразном и враждебном мире — черно-белом, если тот при этом полностью понятен и предсказуем, а не в интересном, многообразном, изменчивом, но не контролируемом.

Что нужно сделать, чтобы реальный переменчивый мир лично для тебя стал неизменным, застывшим? Найти в нем такое место, где практически ничего не меняется, где можно жить изо дня в день, не учась ничему новому, не проявляя активности.

Простейший способ: найти работу — простую, однообразную, без каких-либо перспектив, но зато стабильную и всегда востребованную; окружить себя людьми, предпочитающими не действовать и искать, а философствовать и критиковать; избегать каких бы то ни было «бессмысленных» занятий, не дающих прямой непосредственной выгоды, — хобби, общественной работы, активного коллективного отдыха, собственного дела и пр.

Результат — блокирование всех путей для дальнейшего познания окружающего мира и людей (не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном и духовном уровнях), быстрое затухание какого-либо развития, а затем — деградация.

Именно поэтому многие пессимисты искренне не верят в существование таких иррациональных вещей, как искренняя любовь, дружба, вдохновение. Просто они их никогда не испытывали, поскольку не дозрели. Но зато великолепно научились скрывать свое духовное невежество за маской цинизма, показной «крутизны» и «знания этой жизни без прикрас».

Дополнительные примеры вторичных пессимистических идей, возникающие из стремления к максимальной простоте: мир делится только на «черное» и «белое», на «своих» и «чужих», главное в жизни — деньги, миром правят только простая грубая сила, корысть и расчет, человек человеку — волк.

Следует признать, что иногда сторонники подобных идей достигают немалых внешних успехов (идя «по головам», а то и «по трупам»). Однако цена такого успеха почти всегда слишком высока: одиночество, всеобщая враждебность, часто — болезни на нервной почве. Нередко — насильственная смерть (доказательство тому — регулярная гибель «крутых» уголовных «авторитетов»).

Мы описали крайние варианты, и многие реальные пессимисты могут с нами поспорить. Однако повторимся: одна из их главных бед состоит в том, что они не принимают мир со всей его нерациональностью и многообразием. В результате они либо бесконечно ищут свой простой идеал, не находят и страдают, либо «заползают» в свое «болото» и тихо живут в нем. Причем в полной уверенности, что кроме «болот» в мире ничего больше не существует.

С оптимистом картина иная. Ему нравятся движение и перемены — постоянные или время от времени (несмотря на возможные неудачи), и он отлично осознает, что мир не строго рационален, что он контрастен, что в нем есть, образно говоря, как гнилые болота, так и сияющие горные вершины (а еще леса, моря, пустыни…). При этом то, как и где живет человек, где он бывает, — во многом зависит от него самого, от его активности и устремлений, а также умения находить поводы для радости и скрытые возможности для развития.

Примечание: сказанное не означает, что оптимист — шустрый, вечно мечущийся, брызжущий энергией и весельем индивид. У него тоже бывают и периоды спадов, когда он сидит сложа руки, и плохое настроение, когда мир кажется черно-белым, и даже депрессивные состояния, когда реально не хочется жить. Однако — и в этом главное отличие — в нем всегда горит (ярко или еле-еле тлея) внутренний огонь, имя которому — жажда деятельности и стремление к лучшему. Оптимист старается сознательно контролировать его: иногда, позволяя почти угаснуть, если навалилась усталость, а иногда — сознательно раздувая, когда силы накопились и стало «скучновато».

2.

Стремление пессимизма к безопасности Стремление оптимизма к новым ощущениям и переживаниям

Что есть безопасность? Простейшее определение — когда тебя не трогают. А когда это происходит? Когда ты прячешься в укромном месте, никуда не высовываешься без крайней нужды, никак себя не проявляешь.

Наблюдать подобное поведение, только хорошо завуалированное под «разумное», «правильное», «высоконравственное», «осторожное», приходится регулярно. Жаль только, что окружающие относятся к таким людям иначе, называя «трусами», «занудами», «перестраховщиками», «моралистами», «крючкотворами-законниками» и опять же «пессимистами». Каковы их общие черты?

1) Постоянный и сознательный поиск плохого везде и во всем (на всякий случай).

2) Боязнь чего-либо нового и ТВОРЧЕСКАЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Именно творческая. Она обнаруживает себя в ситуациях, когда нужно проявить даже минимально «нестандартный» подход (открутить винт без отвертки) или принять безобидное, но «непривычное» предложение (сходить на вечеринку, в поход). Не говоря уже о том, чтобы поменять работу, пойти учиться, завести семью, написать книгу, начать свое дело.

Хуже того, нередко такие люди откровенно боятся любого нестандартного действия, и этот страх блокирует творческое мышление как таковое (ТАК НЕ ПОЛОЖЕНО!!!).

За этими словами можно услышать нечто иное: МНЕ СТРАШНО СХОДИТЬ С ПРОТОРЕННОГО ПУТИ, ВЫБЕГАТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ СТЕН, КОТОРЫЕ МЕНЯ ЗАЩИЩАЮТ. ТАМ ТЕМНО, А ЗНАЧИТ, ОПАСНО. ЛУЧШЕ Я БУДУ БЕЗВЫЛАЗНО ЖИТЬ В КЛЕТКЕ, ЗАТО ТЕПЛОЙ И БЕЗОПАСНОЙ.

В итоге естественная тяга к безопасности, став во главу угла, рано или поздно приводит человека к духовной и творческой бездеятельности и в конце концов к деградации — психологической и социальной (кому нужны люди, которые на любое предложение сразу отвечают: «А ЗАЧЕМ? А ЧТО Я С ЭТОГО ПОИМЕЮ?» Сами же не способны предложить ничего интересного).

Кто-то скажет: «Ну и что? Здоровый рациональный подход». Мы ответим: «Нет, не здоровый, а приземленный и абсолютно нежизнеспособный». Ведь он говорит: «Никогда ничего не делай даже при минимальном риске неудачи». Между тем риск есть всегда, и к нему надо быть готовым, если хочешь чего-то добиться. Да и просто — получать удовольствие от жизни.

Полезный совет от психологов: не отвергайте сразу и бездумно любые предложения (что-то сделать, что-то изменить). Вспомните, сколько раз в вашей жизни происходили интересные, радостные события после того, как вы сказали «нет». Скорее всего, ни одного. Большинство таких событий происходило тогда, когда вы говорили «да» (впрочем, необходимость думать головой никто не отменял — наше примечание).

Мы уже не говорим о ситуациях экстремальных, например когда во время войны человеку нужно бежать из захваченного врагом города в неизвестность, а не сидеть дома в надежде, что беду «пронесет».

Теперь о непоседливости оптимистов.

«Куда тебя несет? Чего тебе не сидится? Что ты опять затеял?» — подобные упреки знакомы многим подлинным оптимистам. Действительно, большинство из них кажутся непоседливыми и «неудобными». По крайней мере — «правильным» и «солидным» людям. Ведь те ждут, что оптимисты будут ходить «в ногу» с ними и только по «проверенным тропам». А оптимисты не хотят. Им, видите ли, «скучно».

Чего же не хватает последним? НОВОГО — знаний, ощущений, переживаний, смыслов. Ради них они и рвутся: кто по «проторенной дороге», но обгоняя других, а кто «вбок» — туда, куда «нельзя» или «непонятно, что там такое». При этом изначально конкретные цели не ставятся (чаще всего). Оптимисты просто движутся туда, куда их «тянет». Смысл приходит потом. При этом он не обязательно бывает глобально общественно значимым. Он может быть совсем крохотным и сугубо личным. Главное, что он свой, идущий «изнутри», поддерживаемый собственным внутренним огнем.

Чем он полезен? Тем, что человек сам c удовольствием учится не только своему специфическому делу, но и универсальным навыкам, необходимым в любой деятельности — трудовым, познавательным, исследовательским, мыслительным, творческим. Кроме того, неизбежно расширяется и усложняется кругозор. Зачастую это происходит незаметно для самого человека. И это в то время, как других людей, не нашедших своего интереса, пытаются учить этим навыкам «из-под палки», а им, «бедненьким», не хочется, так как сам процесс труда для них тяжел.

Сказанное не значит, что благодаря полученным навыкам человек становится способным легко постигать любое мастерство (математик-теоретик редко становится хорошим психологом — слишком разный стиль мышления). Но то, что основы схожих дел ему постигать легче, — верно почти всегда. А таких дел много. От той же математики прямая дорога ведет и в экономику, и в физику, и в химию, и в технику, и в компьютерное программирование. Словом, в области, казалось бы, очень далекие друг от друга.

Какова же практическая польза от базового стремления к новым ощущениям? Об этом лучше спросить справочник по биографиям знаменитых людей.

Пример. Чарли Чаплин. Родившийся в семье нищих актеров, рано потерявший родителей, прошедший через приют, он вполне мог так и остаться подсобным рабочим где-нибудь на стекольном заводе. Но он слушал свой внутренний зов, упорно развивал себя в нужном направлении и старался «зацепиться» как артист. Итог всем известен.

Примечание: ни в коем случае не стоит путать оптимистов, тяготеющих к новым и глубоким переживаниям, которые требуют предварительного приложения усилий (радость от создания чего-то нового и действительно красивого), и лентяев, стремящихся получать примитивные острые ощущения «на халяву» (через наркотики, примитивные развлечения и пр.).

3.

Стремление пессимиста отделять себя от окружающего мира (эгоистическая позиция) Стремление оптимиста быть и чувствовать себя частью окружающего мира (альтруистическая позиция)

На что бы ни жаловался пессимист, легко услышать два мотива.

1) Как мир меня обижает (честному человеку нигде не рады).

2) Как этому миру не стыдно не соответствовать моим четким логичным идеалам?

В обоих случаях картина одна: человек отделяет себя от мира, отказывается от своей причастности к нему. (Я — это я, мир — это мир, и нечего нас смешивать.) Логичный результат — он либо пытается стать повелителем (который, как поется в песне группы «Машина времени», «прогибает» мир под себя), либо принимает на себя роль жертвы и сам «прогибается», либо уходит в сторону (становится бродягой или отшельником).

Подобное поведение запускает особый разрушительный механизм. Его действие просто: отделившись, человек перестает тонко чувствовать и понимать окружающий мир, начинает воспринимать его только на уровне логического интеллекта, а это очень грубый инструмент. Используя его, пессимист приходит к грубым и примитивным выводам, вслед за этим совершает грубые и примитивные действия, и мир отвечает тем же.

Пример. «Суперкрутой» парень везде и всюду пытается добиться своего силой. Наиболее вероятные результаты: те, кого он бил, объединяются и набрасываются на него скопом; он натыкается на еще более «крутого» парня и бывает бит. Но самое главное — он получает в общественном сознании ярлык «отморозка», от которого шарахаются нормальные люди, перед которым «захлопываются двери» и которого «берут на карандаш» правоохранительные органы.

Еще одно проявление механизма — мир перестает полноценно подпитывать человека особой энергией (с ней, как с воздухом, чье присутствие не замечаешь, зато ощущаешь нехватку). В итоге начинает ощущаться странный и непонятный «голод» (одни воспринимают его как острый недостаток общения, другие — как эмоциональное отупение).

Пример. Некоторые студенты-психологи проходят особую стадию развития, на которой начинают считать себя умнее других. В результате они пытаются учить окружающих жизни, вслух интерпретируют их поведение и даже пробуют тайно манипулировать ими. Вскоре, помимо чувства враждебности со стороны окружающих, возникает еще одно неприятное ощущение — чувство невидимой стеклянной стены. Она возникает вокруг манипулятора, отделяет его от других людей и не пропускает к нему «простое человеческое тепло», которым обмениваются другие в ходе повседневного общения.

Отделение от мира имеет и иные негативные последствия.

Одно из них — недоразвитие навыков самоанализа, самокритики, рефлексии. Ведь их надо развивать сознательно, а для этого нужно понимать, что ты связан с этим миром и взаимодействуешь с ним. Что действие на мир порождает встречную реакцию — порой невидимую для глаза, а реакция возвращается назад.

Пример. Если человек регулярно огрызается на окружающих людей и не замечает этого, не извиняется — не стоит удивляться, что очень скоро люди перестанут с ним разговаривать кроме как «по делу». Это не потому, что они злые. Это потому, что он — хам, с которым противно общаться.

Блокируя развитие даже таких — относительно простых — навыков, «гордый одиночка» не развивает в себе и более сложных умений, требующих от человека духовно-нравственного развития. Под ними мы подразумеваем умение любить, прощать, становиться «над собой».

Примечание: по нашему определению, любовь — это способность к чувству духовного единения с кем-либо или чем-либо, к взаимному обмену, обогащению, поддержке и даже самопожертвованию. Умение прощать: способность понимать собственное несовершенство и не осуждать огульно другого человека за допущенную ошибку. Умение становиться «над собой»: способность отстраняться от собственной личности и собственного стихийного потока мыслей, способность спокойно анализировать эти мысли, брать под контроль.

Последнее особенно важно. Как уже давно замечено многими психологами, занимающимися проблемами оптимизма и пессимизма, именно умение контролировать собственные мысли — ключевое отличие большинства типичных оптимистов от типичных пессимистов. К сожалению, многие пессимисты даже не подозревают, что мыслями можно и нужно управлять. Что они бывают ложными и даже смертельно враждебными по отношению к человеку (например, мысли о самоубийстве, о мести). Результат — любая мысль, пришедшая пессимисту в голову, кажется ему истинной — ведь это ЕГО мысль. Вслед за ней приходит другая, логично продолжающая первую и нередко еще более мрачная. А дальше, как пелось в песне Олега Газманова: «МОИ МЫСЛИ — МОИ СКАКУНЫ… ЭСКАДРОН МОИХ МЫСЛЕЙ ШАЛЬНЫХ…»

Пример. Ученик поспорил с учителем и впал в дурное настроение. Возникла естественная, наполненная «ядом обиды» мысль: учитель — подлец, желающий лично ему зла. Не попытавшись переосмыслить ее даже после того, как горечь обиды схлынула (а уж тем более обсудить с кем-то другим), ученик принимает эту идею как аксиому и начинает логически «танцевать» от нее дальше. Итог — окончательное озлобление против учителя, который, в принципе, не сделал ничего страшного.

Примечание: подлинный оптимист не трусит и не бежит от негативных мыслей. Он позволяет им развиваться до определенного разумного предела и лишь затем, когда польза иссякает, пресекает их поток или переводит в другое русло.

Подлинный же оптимист умеет любить, прощать, контролировать свои мысли. Поэтому он имеет сильнейшие средства от многих бед: долгого уныния, энергетического истощения, потери чувства радости и уверенности в себе. Ведь все названные умения помогают ему жить в мире с окружающими людьми, а человек, как ни верти, существо коллективное и от коллектива черпает свои силы (значительную часть).

Пример мышления оптимиста, способного следить за своими мыслями: «Ой, как же меня замучил мой начальник, к каждой ерунде цепляется. А дети... Колька опять «пару» принес, а Ленка снова истерику закатила — новый плеер ей подавай... Как все надоели, бросить бы все, к черту и... ТАК, СТОП, ЧЕГО ЭТО Я ТУТ СОПЛИ РАЗВЕЛ?.. НУ УСТАЛ ЗА НЕДЕЛЮ, БЫВАЕТ... ВЫХОДНЫЕ ВПЕРЕДИ, ОТДОХНУ — И ВСЕ НОРМАЛЬНО БУДЕТ. СИЛЫ ПОЯВЯТСЯ, И ВСЕ ДЕЛА РЕШУ.

Теперь о том, как же помогает человеку умение жить в мире (а не вне его), в гармонии с ним и по его законам.

Выше уже говорилось, что, принимая мир в его подлинном виде, человек начинает воспринимать его на тонком уровне. Не только интеллектуальном, но и чувственном. Соответственно — вести себя адекватно. Кроме того, мир начинает щедро подпитывать человека своими энергиями, давая ему силы (энергию от общения с интересными людьми, с природой, с умными книгами). Всего этого пессимист лишает себя сам, думая не о том, что есть (или что с этим можно реально сделать), а о том, что должно было бы быть в идеале.

К сожалению, мы не можем не сказать напоследок о некоторых явлениях в мире и обществе, которые на первый взгляд опровергают правильность вышесказанного.

Есть такие места и ситуации, которые объективно враждебны к нормальному человеку. Приспосабливаться к ним, жить по их законам — чревато деградацией и даже гибелью. Им надо либо противостоять и постепенно перестраивать под себя, либо бросать все силы на то, чтобы вырваться из них или пережить нахождение в них с минимальными потерями.

В природе это места с неблагоприятным климатом и природными ресурсами. В них приходится либо жить, прозябая на грани голодной смерти, либо из них бежать, либо бороться и преображать — вырубать лес, осушать болота, удобрять почву.

В обществе таким местом может стать тюрьма, криминогенный район, агрессивная субкультура, в которой «человек человеку волк». Полное приспособление здесь для нормального человека очень чревато. Что остается? Вариант первый: вступать в отчаянную борьбу, уничтожая или «загоняя в угол» «криминальных вожаков» и заставляя всех прочих жить по новым правилам. Вариант второй: притворяться, что ты «как все» и «не высовываться», сохраняя свою истинную человеческую суть глубоко внутри.

Не только борьба, но и полноценное притворство почти невозможно, если человек психологически не дистанцируется от травмирующей ситуации, не закрывается от нее невидимой броней. В ней его спасение и его сила. Но только в экстремальной ситуации и недолго.

В мирной жизни такое поведение противопоказано, если только человеку не нравится вечная «борьба против всех».

4.

Стремление пессимизма к сужению границ существования и мировосприятия Стремление оптимизма к расширению границ существования и мировосприятия

Человек существует не только в том мире, который непосредственно видит и осязает, но и в том, который помнит и представляет на основе полученной ранее информации. При этом многое зависит от того, насколько он сам активен в ее поиске и усвоении.

Один человек, который «типа, и так все видел и жизнь знает», может объехать полмира, но не заметить ничего, стоящего его внимания. Все ему будет казаться серым и однообразным. Это отнюдь не способствует развитию творческой активности и оптимизма. Причина же такого «критического настроя» — упомянутое стремление к предельной простоте и рациональности.

Пример. Когда-то в школе человек «забил» на историю, литературу и прочие гуманитарные дисциплины — «фигню, которая никому не нужна и только портит жизнь». А теперь, стоя в группе туристов, искренне и с затаенным дыханием любующихся средневековым замком, недоумевает: «Чего они в этом нашли? Камни они и есть камни, таких и у нас в городе полно». Причина: эти реальные «камни» не «накладываются» ни на что в его душе и памяти, поэтому он не испытывает столь свойственной образованным людям радости узнавания и открытия. (читать об этом — читал и только теперь увидел вживую. Вот это да! Умели раньше строить.)

Другой человек, сознательно стремящийся расширить границы своего мировосприятия, сможет получить «вагон» новых впечатлений даже от поездки в соседний город. А поскольку мир огромен и многогранен, потребность в познании можно удовлетворять бесконечно. Одновременно будет постигаться все большее число жизненных смыслов (ради чего стоит жить).

Какова же практическая польза ?

Начнем издалека. Любому взрослому человеку знакомы ситуации, когда жизнь казалась конченной или зашедшей в тупик, когда становилось неясно, что делать дальше, когда вера в свои силы катастрофически таяла.

Что говорили такому человеку его друзья и родственники, чтобы утешить и взбодрить? Они обращали внимание на факты из его прошлой биографии, на факты, связанные с другими людьми, живущими в другом пространстве и даже времени, но чем-то для него значимыми. Словом, на все то, что человеку было близко и с чем он мог себя идентифицировать. Их целью было показать, что его ситуация не так плоха по сравнению с ситуациями других людей и имеет много преимуществ. Надо просто о них вспомнить.

Пример № 1. «С чего ты взял, что не справишься? Вспомни, были у тебя проблемы и похуже. Тоже сперва ныл, а потом брался за них и решал. Чем же сегодняшняя проблема страшней? Ничем? Ну так в чем дело? Отдохни, успокойся, подумай и — вперед…»

Пример № 2. «Ну что ты за глупости говоришь? Никуда «мир не катится», проблемы всегда были, и уж поверь, у твоих предков их было гораздо больше — вспомни историю. У тебя одна проблема — слишком много телевизор смотришь, особенно криминальные новости и сериалы про бандитов…»

Если человек оптимист или хотя бы реалист, ему такие разговоры помогают. Ставят «мозги на место» и запускают их работу. Например, по переоценке ситуации и поиску выхода. Если человек пессимист, его это загоняет в еще большую тоску, обижает, злит и даже бесит («Ты что, издеваешься? Какое мне дело до чужих проблем? Мне своих хватает!»).

Почему так происходит? Потому, что внутренний мир пессимиста чаще всего тесен. В нем не помещаются сразу и настоящее, и прошлое, и будущее, а также ситуации «здесь и сейчас» и «где-то там». Поэтому он «зациклен» на чем-то одном и мало ценит другое. Например, живет только прошлым («вот были люди в наше время»). В итоге при возникновении реальной проблемы на значимом участке такому человеку некуда на время «отойти» и дистанцироваться, чтобы отдохнуть, спокойно подумать. Ему кажется, что проблема (даже только возможная и отсроченная) стоит перед ним и через минуту «ударит».

В чем же глубинная причина эффективности подобных советов для одних и бесполезности для других? В том, что мировосприятие человека как система знаний и опыта может быть не просто складом информации, не имеющей к самому человеку никакого отношения (как у типичного пессимиста). Знания о мире могут быть живой средой, способной давать жизненную энергию и даже неожиданные спасительные решения. Но только в том случае, если человек реально хочет и способен почувствовать, что он — живая часть этой среды, часть семьи, общества, истории. А не просто отдельная «человекоединица», живущая только здесь и сейчас в изоляции от всех.

Примечание: говоря о мировоззрении как о системе знаний, мы имеем в виду и те знания, которые были получены давно, осели глубоко в подсознании и теперь подспудно влияют на нас. Благодаря этому подспудному влиянию образованный человек, находясь в историческом музее, картинной галерее, гуляя по улицам старинных городов, читая добротный исторический роман, чувствует какой-то особый прилив сил и вдохновения. Образно говоря, то, что снаружи, входит в резонанс с тем, что внутри.

К примеру, любой боевой командир знает, какой вдохновляющей силой обладает хорошая пламенная речь, произнесенная перед солдатами накануне боя. Силой, способной победить сам страх смерти и пробудить готовность «сложить голову за други своя». Что почти всегда присутствует в таких речах? Утверждения, что солдаты — сыны великого народа с великой победоносной историей, что их предки — такие же простые солдаты — не щадили своих жизней в бою и отстаивали для себя, своих близких и своих потомков право на свободу и саму жизнь. И теперь пришла пора новым солдатам отдать долг предкам и обеспечить свободу и жизнь своим близким и своим потомкам. Даже ценой собственной жизни, чья ценность меркнет перед ценностью жизни народа. (Суть приема — актуализация исторической народной памяти.)

Как правило, такие речи не действуют на людей с узким примитивным мировоззрением, ничего не желающим знать о мире и собственной истории, занятых только своими узкоэгоистическими заботами. Это, конечно, иногда помогает им в решении мелких проблем, но в целом делает жизнь убогой и скучной.

Таким образом, развитое, широкое, более или менее систематизированное мировосприятие, которое формируется под влиянием культурного и научного образования (и самообразования), может быть великолепным средством для психологической самотерапии человека и его жизненной самомотивации. Особенно в этом помогают знания из истории, философии, культурологии, классической литературы, психологии и пр. То есть те самые, которые многие люди считают ненужными и «оторванными от жизни».

Единственная предосторожность: не стоит загружать свое мировосприятие одной лишь негативной информаций. Следует помнить, что Зло было всегда, но Добро, в целом, до сих пор побеждало. Доказательство тому — продолжение жизни на Земле несмотря на все катаклизмы.

5.

Базовое стремление пессимизма к формальной нравственности (оперированию «моральными шаблонами») Базовое стремление оптимизма к развитию и использованию нравственного чувства и мышления

Есть известная нравственная притча на тему закона и нравственности.

У одного человека любимая жена заболела редкой болезнью, считавшейся неизлечимой. Официальная медицина развела руками. Но тут он узнал, что есть некий фармацевт, который только что изобрел нужное лекарство — очень дорогое. Человек пришел к фармацевту, рассказал про свою беду, попросил помощи. Тот в ответ выставил огромную цену — в десять раз превосходящую себестоимость лекарства. Человек в отчаянии кинулся искать деньги. Несмотря на все усилия, смог собрать только половину суммы. Снова попробовал уговорить фармацевта продать лекарство. Не вышло. И тогда он решился лекарство украсть. Вопрос: как можно отнестись к поступку данного человека? А к поведению фармацевта? Кто из них прав, а кто виноват?

Напрашиваются две диаметрально противоположные точки зрения. Первая будет принадлежать типичному моралисту, для которого «закон превыше всего». Он скажет: укравший лекарство — преступник, поскольку нарушил конкретный закон, запрещающий воровство. В лучшем случае он достоин смягчения наказания в связи с тяжелыми обстоятельствами.

Его оппонент ответит: нет! Преступник — фармацевт. Он не только решил нажиться на горе одного человека, но и чуть не стал виновником смерти второго — о котором тоже знал (или мог удостовериться в его отчаянном положении, если б захотел).

Каков мотив первого «судьи»? Уже знакомое стремление к упрощенчеству и/или снятию с себя ответственности за сложный выбор (зачем думать, если есть правила, выполняющие роль костылей?). Часто сюда добавляется стремление возвыситься над другими людьми за счет своей «беспристрастности». Понятно, что этот человек вряд ли будет пользоваться симпатией окружающих (хотя уважать его за «принципиальность» будут многие). А такое отношение редко способствует популярности.

Почему? Почти любой человек может вспомнить встречу с подобным персонажем, который уверенно проповедовал высокие нравственные ценности, но при этом лицо и глаза у него были… ЗЛЫЕ, осуждающие, пристрастно-оценивающие. И страшно было в его присутствии допустить какую-нибудь оплошность. Не ровен час, на тебя обрушится со стороны «праведника» волна обличений. Казалось бы, он все говорит правильно, только жизнь вокруг него как-то сразу замирает, съеживается и прячется в тень. Уходит радость, накатывает безысходность и тоска, и жить как-то уже не хочется.

Каков наиболее частый итог жизни «высоконравственных» людей? Духовное одиночество (если только не удается создать вокруг себя группу единомышленников). А одиночество — хороший повод для пессимизма.

Пример «высоконравственного» рассуждения, основанного на механическом следовании моральным принципам: за одинаковую кражу надо одинаково наказывать всех преступников. И не важно, что один из них — вор-рецидивист, делавший то же самое много раз без зазрения совести, а другой — молодой неопытный человек, которого товарищи спровоцировали, «взяв на слабо», и который теперь пребывает в глубоком шоке от содеянного, раскаивается и зарекается на всю жизнь так поступать.

Известный психотерапевт М.Е. Литвак подметил: подобные моралисты наносят еще один удар по своей жизнерадостности (той немногой, что еще остается). Оценивая и осуждая других в соответствии с собственными завышенными требованиями, они постепенно начинают думать, что и другие, в случае чего, осудят их так же. В результате, совершив небольшой промах, они начинают ждать «громов и молний», что обрушатся на их голову со стороны окружающих (точно такие они обрушили бы сами). Опять же такое положение дел не способствует излишнему оптимизму.

Второй «судья» в рассмотрении проблемы пошел гораздо дальше. Он не ограничился уголовной статьей. Он вспомнил об изначальном нравственном законе, стоящем зачастую над уголовным, — законе о необходимости сохранения жизни ближнего. Именно этот закон соблюдал муж умирающей женщины. И его же — с особым цинизмом — нарушил фармацевт.

Мыслительную операцию, которую проделал второй «судья» при анализе ситуации и ее возможных последствий, мы назовем проявлением нравственного мышления. Выбор же наиболее значимого нравственного закона — проявлением нравственного чувства.

Любой нормальный человек хочет, чтобы к нему подходили именно так: углубленно, пристально, стараясь вникнуть во все обстоятельства дела — психологические и нравственные. Поэтому вряд ли кто поспорит, что «судьи» именно второго типа чаще пользуются заслуженной популярностью у окружающих, а значит, имеют больше поводов для оптимизма.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

На этом мы завершаем анализ базовых основ пессимистического и оптимистического мировоззрений и переходим к вопросу о том, что же делать с полученными знаниями.

Если совсем просто, то необходимо использовать их для анализа собственных мировоззренческих убеждений. Находить среди них те, которые могут привести к негативному результату, и начинать менять их на более позитивные.

Могут возразить, что многие мировоззренческие установки закладываются в раннем детстве, спрятаны очень глубоко в подсознании и их не извлечешь наружу без помощи профессионального психолога-психоаналитика. Это так, но не совсем. Многие установки закладываются в более позднее время (а иногда это происходит прямо сейчас, если ты подросток, пересматривающий сами основы своей личности и свое место в мире).

Что же мы посоветуем конкретно?

1) Самое главное: учитесь смотреть «со стороны» — на ситуации, в которых участвуете, на себя, на собственные стихийные мысли, а также на все вышеназванное, но глазами других людей.

Это первый шаг. Вторым шагом станет умение брать под контроль стихийную ситуацию. Например, вовремя останавливать друзей, «слово за слово» начавших перебранку и готовых броситься в драку; себя, готового поддаться на «слабо» и сделать какую-нибудь глупость; свои «шальные мысли», вышедшие из-под контроля и готовые спровоцировать на какую-нибудь опасную авантюру. «Высшим пилотажем» станет умение повлиять на друга, мысли которого тоже «понеслись». Как? Очень просто — угадав эти мысли, произнеся их вслух и доказав, что они неверные.

Пример. Ну, чего ты ждешь? Почему не звонишь, не говоришь о своем согласии на работу? Думаешь, что ты для них такой незаменимый? Что других достойных не найдется? Ничего подобного. Им нужен ПОМОЩНИК, а не ты конкретно. Может, они уже другого ищут…

Примечание: не стоит, правда, увлекаться самоконтролем постоянно. Это может быть чревато отчуждением человека от мира. Человек просто перестанет его чувствовать на тонком эмоциональном уровне. Впрочем, навык приходит с практикой.

2) Вы думаете, что все в этом мире вам понятно и известно? Отбросьте эту мысль, ибо она — один из самых страшных ваших врагов. Благодаря ей очень многое в жизни пройдет мимо вас: интересные люди (кому нужны самоуверенные «дети-переростки», думающие, что они все знают лучше всех), интересные дела (вас никто не пригласит в них участвовать), интересные впечатления — вы просто не поймете, а что тут интересного, ваш мозг будет к этому не готов. Образно говоря, вы будете подобны двухлетнему ребенку, который, стоя перед картиной, воспринимает ее просто как испачканный красками холст — возрастная особенность зрительного восприятия.

3) Изучайте окружающий мир. САМИ. Это интересно, нужно только начать. Для этого сегодня есть все условия. Не обязательно сразу начинать читать большие заумные книги. Там много громоздких неизвестных понятий, часто — тяжелый язык. Начинать можно с популярных энциклопедий, популярных научных журналов, сайтов в интернете. Их интересно и легко читать — как приключенческие романы. Они просто и доступно раскрывают основные понятия и помогают найти ту тему, которая покажется интересной вам и которую вы захотите изучать всерьез.

Если же вас смущает, что этим знаниям пока не видится применения, успокойтесь. Общая компетенция и эрудиция еще никому не мешали. Особенно когда друзья смотрят на тебя раскрыв рты и спрашивают: «Откуда ты столько знаешь?» Кроме того, умение отвечать на многие теоретические вопросы, а также приятное чувство «заполненности» мозга очень способствует оптимизму.

По тем же причинам стоит читать художественную литературу. Разную. Из нее можно многое узнать о тонкостях человеческих отношений, возможных «сценариях судьбы» (а также о плохой и хорошей литературе).

Зачем это все нужно в глобальном смысле? Затем, чтобы не просто знать, но чувствовать, что ты — не один, что ты член общества, народа, человечества, часть истории, часть огромного мира. Тому, кому знакомо это чувство, не надо рассказывать, насколько оно обогащает, окрыляет, придает жизни смысл. Тому же, кому не знакомо, едва ли можно что-то доказать.

Примечание: вот чего не стоит делать, так это зазнаваться из-за своей «учености», использовать ее в корыстных целях, а также пренебрегать собственно жизнью (той же игрой в футбол с друзьями, свиданиями с любимой девушкой) ради чтения умных книг. Книги могут подождать, а друзья — уйти. Да и сама жизнь может научить таким вещам, которым не научит ни одна книга (к сожалению, иногда и плохим тоже, но тут уж нужно включать голову и советоваться со взрослыми).

4) Не стойте на месте. Будьте активными — хотя бы минимально — на физическом, интеллектуальном, творческом уровне. Не позволяйте повседневной рутине поглотить вас полностью. Сознательно ищите и находите силы и время для творческих хобби, спорта, познавательных увлечений. Если конкретнее, давайте себе регулярные физические нагрузки (длинные прогулки, езда на роликах и велосипедах, игра в бадминтон, посещение фитнес-клубов), читайте интересные для вас книги, имейте творческие увлечения.

Тем, кому этого мало, можно посоветовать и более сложные дела с элементами риска: экстремальные походы, общественные дела, бизнес-проекты, выход с результатами своих творческих трудов «в люди».

Зачем это нужно? Не лучше ли валяться на диване перед телевизором? Нет. Без регулярных нагрузок, без минимального риска организм начинает быстро слабеть и деградировать — на всех уровнях. В молодости в это трудно поверить — время «гормональных бурь». Но уже после 30 лет факт становится очевидным (а исправить его бывает трудно — слишком укоренилась привычка жить «не напрягаясь»). Если же посмотреть на людей лет в пятьдесят, то можно поразиться, насколько они становятся разными. Одни — старики. Слабые, больные, вялые, с первыми признаками начинающегося маразма (пессимисты отпетые). Другие — «живчики». Бодрые, здоровые, активные, с кучей творческих идей и планов, с отличной памятью и высоким интеллектом.

Когда начинается подобное «расслоение» на «живчиков» и «доходяг»? Чаще всего — уже в юности.

Пример. Человеку, который никогда не занимался спортом, но чувствует себя «в целом неплохо», трудно объяснить, зачем ему ходить в тот же фитнес-клуб. Но если он все-таки начнет его регулярно посещать и преодолеет первые трудности, вопрос отпадет сам собой через пару месяцев. Ведь чувствовать себя «упругой пружиной», полной энергии и жизненных сил, гораздо приятнее, чем «вялым мешком с дряблыми мышцами и жиром». (Раньше этот факт не осознавался, ибо не с чем было сравнивать.)

5) Откройте шире глаза. Смотрите и находите вокруг те шансы, которые дает вам жизнь для развития, творчества, общения, просто сиюминутной радости. Как они могут выглядеть? По-разному. Новые встречи, знакомства, внезапно возникший интерес к новому делу, новые идеи, новые дела, которыми предлагают заняться. Ни в коем случае (за исключением тех особых, о которых будет сказано ниже) не отталкивайте других вопросом: А ЗАЧЕМ? (ожидая при этом четкого, логичного ответа, наделенного «высоким смыслом»). Ответ придет позже. И даже если попытка не принесет «великих» результатов, небольшой опыт плюс интересные воспоминания — достойная награда за нее. В то же время дело, начатое как пустячная забава, может изменить весь ход жизни.

Пример. Поход в горы с новыми знакомыми — встреча со своей «второй половиной» — роман — свадьба. Спрашивается, почему здесь упоминается именно поход, а не вечеринка или дискотека? Ответ: именно в походе с его повышенной нагрузкой люди быстро «снимают маски» и предстают друг перед другом в истинном свете.

Молодость, и это подтвердит большинство взрослых людей (кто с блеском в глазах, а кто — с горьким разочарованием), — это время, когда сама природа дает человеку право на пробы и ошибки (огромный заряд энергии, общительность, природное стремление к новому).

И пускай сегодня вам кажется, что вас завалили предложениями, не вздумайте начинать грубое и огульное «отшивание» всех. Придет время, и предлагать станут все меньше и меньше (на всех навалятся взрослые заботы). Если же начнете «отшивать», процесс ускорится многократно. Очень скоро все старые друзья и приятели детства исчезнут с вашего горизонта. А найти новых друзей, таких же близких, станет очень трудно.

Что же делать, если действительно «достали»? Вежливо и «на время» отклонять неудобные предложения, благодарить за них. Идеально — назначать время для повторных разговоров и не забывать об обещании. В результате, даже если ничего не получится, даже если вы расстанетесь с этим человеком, расставание будет спокойным и мирным, а новая встреча — приятной и радостной, не отягощенной старыми обидами и недомолвками.

Пример. Неправильный вариант отказа: нет, сегодня встретиться не получится, давай в другой раз. Пока-пока… (Какой другой? Кто должен назначать время? Кто предлагать? Кто за кем бегать?) Правильный вариант отказа: извини, сегодня не получится, контрольную назавтра назначили. Послезавтра тоже не выйдет. Вот что, давай послезавтра вечером я сам позвоню, у меня, скорее всего, суббота свободна.

Теперь об исключениях. Молодость — время поиска, неопытности, а значит — опасностей. Поэтому бездумно соглашаться на каждое предложение не стоит. Особенно если оно исходит от малознакомых, а тем более — подозрительных людей.

Прежде чем принимать его, стоит хорошенько подумать, посоветоваться со старшими друзьями и со взрослыми (то, что для вас экзотичная новость, для них может оказаться знакомой банальностью, с которой они сталкивались неоднократно).

Основные источники опасности:

А) «Прожигатели жизни», призывающие «забить на все», а вместо этого посидеть с ними, выпить, покурить, поболтать «за жизнь».

Б) Наркоторговцы, предлагающие «попробовать разок курнуть или нюхнуть».

В) «Дворовые авторитеты», уговаривающие поучаствовать в сомнительной авантюре, «за которую ничего не будет».

Г) Сектанты, предлагающие «поговорить о Боге» или «смысле жизни».

Д) Представители агрессивных экстремистских субкультур, призывающих в ряды «истинных русских» против «инородцев».

Основные признаки опасности:

А) Повышенный интерес к вашей персоне, чрезмерная доброжелательность, подробные расспросы о личных делах и интересах.

Б) Навязчивое заманивание в свое сообщество.

В) Упорная агитация и втягивание в дискуссию.

Г) Настойчивое «выманивание» личных контактов.

Самый легкий и эффективный способ избежать опасности: угрюмая замкнутость и жесткое уклонение от контакта (некогда, не интересуюсь, как-нибудь потом). Можно на грани грубости. Главное — уход от разговора. Это не трусость, а разумное поведение. Ведь часто подобных агитаторов специально учат работать с «лохами», находить их «слабые места», «зацепки». Вы же, замкнувшись и упрямо уходя от разговора, не даете таких «зацепок». Если «навязчивые собеседники» перейдут к откровенной агрессии (что вряд ли), вам тем более не придется мучиться сомнениями, как быть.

Примечание: есть, конечно, много других способов более «изящного» поведения в отношении подобных людей, но они слишком разнообразны и сложны для описания в рамках этой работы.

6) Звучит «банально и старо», но нужно учиться не только брать — материальные блага, положительные эмоции, добрые дела, интересные предложения, любовь, но и отдавать. Причина: жизнь построена по принципу круговорота и взаимного обмена. Там, где он прекращается, прекращается и жизнь. Примеры в природе можно видеть повсюду: в широких текучих реках вода чистая, а жизнь «кипит», в маленьких стоячих болотах вода гнилая и почти мертвая.

В жизни происходит примерно так же. Сначала человеку что-то дается (родителями, людьми, желающими познакомиться и завести отношения). Если он не начинает отдавать в ответ, люди от него отворачиваются. Можно, конечно, попытаться найти других людей, которые сперва тоже что-то дадут, но и с ними повторится та же история. В конце концов эта игра заведет в тупик по двум причинам. Во-первых, тех, кто когда-то что-то дал описываемому человеку, станет слишком много. Информация о нем начнет распространяться повсеместно и «бежать впереди него». Во-вторых, устоявшаяся привычка брать не отдавая быстро станет чертой характера. Характер «отпечатается» на лице, в поведении и пр. «Печать» же будет замечаться окружающими на интуитивном уровне, и они станут его избегать (симпатичный вроде человек, но что-то в нем настораживает, нет, лучше его сторониться).

Пример. Девушка, стремящаяся найти себе богатенького мужа, который ее обеспечит и будет вечно носить на руках, просто обречена на то, что ее будут «покупать» как красивую куклу, пользоваться и выбрасывать. Либо возьмут замуж, но «посадят в золотую клетку» и будут относиться как к зверюшке или мебели. (А что такого? С нее ж кроме красивой фигурки и мордашки и взять нечего.) В любом случае ее жизнь придет не к тому, о чем она мечтала когда-то. Чего-то будет не хватать — уважения, чувства собственного достоинства, уверенности в завтрашнем дне, смысла жизни. И не хватать ОЧЕНЬ остро.

К сожалению, многим людям с детства в семье внушается мысль, что им ВСЕ ДОЛЖНЫ, что ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО НА… Жизнь же ставит их «на место» задавая простой вопрос: А С КАКОЙ СТАТИ? А ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ, ЧТОБЫ ЧЕГО-ТО ТРЕБОВАТЬ? Если человек не исправляется, его вскоре ждет одиночество. (Или прозябание в роли паразита, если все-таки удается «присосаться» к какой-нибудь «доброй душе», которая не может или не хочет сбросить с себя нахлебника. Типичный пример — полунищая семья, где один «вкалывает» на грязной работе за гроши, а другой — «пьет горькую» и рассуждает о том, что жизнь — д…).

Не хотите такого? Повторяем: учитесь отдавать. Не обязательно деньги или что-то материальное. Акт «отдавания» может быть очень простым и необременительным, а эффект от него — очень высоким. Элементарно вежливый, доброжелательный разговор с человеком, после которого у него улучшается настроение, предложение простейшей помощи, о которой не просят, но явно нуждаются (старушка, перетаскивающая верх по лестнице тяжелую сумку-тележку), проявление простой заинтересованности в чужой жизни (как дела? как вы тут живете?). Ответное «спасибо», благодарный взгляд могут дать огромный заряд энергии, а главное — чувство смысла, которого так часто не хватает в жизни.

Если же такие акты «отдавания» входят в привычку и становятся потребностью, ответный приток энергии становится постоянным, превращается в «фон». Благодаря этому фону жизнь становится насыщенной и осмысленной всегда, а не от случая к случаю. Причем вопреки происходящим иногда «актам неблагодарности».

К сожалению, есть несколько «но». После сказанного напрашиваются возражения из области так называемой народной мудрости.

Во-первых, будешь отдавать постоянно, «на шею сядут» (начнут нагло пользоваться твоей добротой, ничего не давая взамен, да еще станут обижаться, если ты перестанешь им это добро делать).

Во-вторых, «не делай добра, не получишь зла».

В-третьих, «всем давать — что тебе останется?».

На это можно ответить следующее.

Во-первых, отдавать надо, сохраняя чувство собственного достоинства, а не ставя самого себя в роль униженного слуги — «чего изволите» — или наивного дурачка. Если же такое отношение все-таки начинает возникать, его надо пресекать немедленно, но с достоинством, не боясь обидеть своим отказом. Сначала, конечно, это может не понравиться окружающим, но затем чувство уважения к вам возрастет. Сильных людей уважают.

Пример. Позвольте! Что значит «принеси-ка чайку»? Что за тон? Нет, я не выпендриваюсь. Просто я не мальчик на побегушках — это раз, у меня есть имя — это два, слово «пожалуйста» никто не отменял — это три.

Во-вторых, «добро», которое делается с расчетом на обязательное встречное «добро», добром не является. По сути — это попытка навязать сделку (я тебе, ты мне). Причем такую, условия которой заранее не оговариваются и согласия на которую никто не давал. Неудивительно, что, не получая в ответ на свое «добро» «добра» ответного, «добродетель» обижается (как же, ее «кинули»). В результате начинает воспринимать получателя «добра» как «нехорошего человека». Если же тот сделал что-то не так, как «должен», то это и вовсе воспринимается как зло с его стороны. Отсюда и поговорка.

Подлинное же добро делается не в расчете на выгоду, а ради УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА делать добро ближним. Сам акт делания добра, благосклонно принятый окружающими, — достаточная награда. Если в ответ продемонстрирована благодарность или оказана услуга — это награда дополнительная.

И в-третьих, законы обмена нематериальными благами — мыслями, чувствами, услугами — совсем не те, что обмен материальными. Как говорится, поменяйся с ближним одним яблоком — оба останетесь при одном яблоке. Поменяйся одной мыслью — у каждого будет по две мысли.

Примечание: могут возразить, что жить по законам «взаимообмена» можно не везде, что есть группы и сообщества, где такого «отдавателя» «сожрут» в момент. Выжить в них можно только беря и отнимая. Это действительно так. Чаще всего такие отношения встречаются в подростковой и… уголовной среде. В первой потому, что подростки только осваивают полноценные взрослые отношения, невозможные без «взаимообмена». Проходит время, и большинство подростков «дозревает» до него. А кто не «дозревает», рано или поздно оказывается среди изгоев общества и даже тех же уголовников. Причина: общество полноценных взрослых отторгает социальных и духовных паразитов, коими, по сути дела, и являются люди из названных категорий.

7) Не берите бездумно все, что вам предлагают, — мысли, идеи, правила, эталоны. Особенно если это навязчиво пытаются вам внушить, преподнести под видом «подлинной правды», «суперсовременной передовой идеи», последнего «писка моды» и т.д.

К сожалению, большая часть информации, которую на нас упорно изливают общедоступные СМИ, либо откровенный негатив, либо сведения, вызывающие лишь негативные эмоции. В лучшем случае что-то нейтральное. Информации о чем-то хорошем и вдохновляющем очень мало.

Пример. Новостные ссылки, взятые наугад с сайта Yandex.ru (если быть точным, в 19 часов 13 минут 29 августа 2009 года):

1. Сергея Михалкова похоронили на Новодевичьем кладбище.

2. Губернатор Магаданской области прибыл в разрушенный поселок Карамкен.

3. Возобновлена спецоперация по ликвидации боевиков в Кабардино-Балкарии.

4. Guardian: Шевченко подписал контракт с киевским «Динамо».

5. Пьяный водитель сбил людей на автобусной остановке в Волгодонске.

Могут возразить: но это же правда?! Мы ответим: нет, это ОДНА СОТАЯ ПРАВДЫ о реальной жизни в целом, если не одна тысячная, а ее, вольно или невольно, выдают за правду полную. Правда же гораздо шире, она вмещает в себя огромное количество положительных фактов. Беда лишь в том, что «жареными», или сенсационными, они бывают редко, поэтому и «кричать» о них коммерчески невыгодно.

Впрочем, проблема не нова, и нам не хочется повторяться. Вопрос: что делать с позиции нашей темы?

Во-первых: сознательно «пропускать мимо ушей» большую часть сиюминутной негативной информации. Она ничем вам не поможет, а только испортит настроение. Если случится что-то действительно серьезное, вы об этом все равно узнаете, поскольку сообщение о событии будет повторяться многократно.

Пример. Как это ни цинично прозвучит, но какое лично вам дело до того, что на другом конце света утонул корабль с людьми? На вашу жизнь это никак не влияет. Своими бесконечными переживаниями «как это ужасно» вы никому не поможете (тем более что через неделю об этой катастрофе все забудут, зато станут говорить о какой-нибудь новой — мир велик). Все, что вы могли бы сделать (теоретически), — это перевести деньги на счет родственников погибших. Только номера счетов публикуют редко, да и деньги эти (равно как и ваши душевные силы) гораздо нужнее вашим близким — здесь, рядом, а не где-то там за морями.

Во-вторых: искать ту информацию, которую СМИ не дают (потому что невыгодно), но которая будет помогать лично вам. Например, решать практические вопросы или просто повышать культурный уровень, делать жизнь интересной. Для этого есть множество книг (художественных и научно-популярных), специализированных газет и журналов, познавательных фильмов, Интернет. Конечно, это не то же самое, что лежать на диване и пассивно впитывать все, что «льют» на вас СМИ помимо вашего желания. Нужны некоторые усилия, чтобы в море доступной информации найти интересную для вас тему и начать ее изучать, но оно того стоит.

Пример. СМИ говорят: «настают «темные времена», общество деградирует по сравнению с «чистыми, добрыми и замечательными» предками». Вас это взволновало? Потрудитесь изучить вопрос подробно. Поверьте, прочитав, к примеру, об ужасах жизни в средневековом городе, охваченном чумой, вы перестанете смотреть на современные кризисы как на «конец света».

В-третьих: что бы ни заявляли СМИ, не впадать в уныние и не начинать бездумно выполнять их рекомендации. Лучше выяснить мнение компетентных людей. Скорее всего, оно будет сильно отличаться.

Пример. Когда-то реклама заявила: идеал женской красоты — 90–60–90 (так было удобно корпорациям легкой промышленности). Результат — огромное количество женщин стали подгонять свои фигуры под эти размеры диетами, изматывающими тренировками и хирургическими операциями. Результаты известны — подорванное здоровье миллионов из них, как физическое, так и психическое. Между тем любой медик подтвердит, что такие «костляво-худосочные» параметры чаще всего противоестественны для нормальной, физически здоровой женщины, имеющей по этой причине все предпосылки для того, чтобы быть красивой, сексуальной и привлекательной для мужчин.

К сожалению, у пессимистических идей, которые часто и легко усваиваются молодыми людьми, есть еще несколько конкретных культурных источников, не имеющих к СМИ прямого отношения. О нескольких из них мы расскажем напоследок.

Для ребят «попроще» — это песни. В первую очередь, так называемый русский шансон. С французским классическим первоисточником он не имеет почти ничего общего. Это красивое название, часто прикрывающее не самое приглядное содержание, в действительности же — слегка приукрашенный тюремный и дворовый «блатняк». Фальшиво-задушевный, часто облагораживающий грязную и жестокую суть уголовных и тюремных нравов, а главное — внушающий мысль о бессмысленности активной, но законопослушной жизни или же просто вгоняющий в «возвышенно-задушевный депресняк»

Вот пример из песни покойного Михаила Круга:

Я в детстве подружился с сигаретой,
Бывало, по карманчикам шмонал.
И папа ремешком лупил за это,
Но я тайком, как прежде, воровал.

Меня девчонки рано полюбили
И с вечеринок пьяного вели.
Однажды было — чуть не посадили,
За что жиган-лимоном нарекли.

Припев:

Жиган-лимон — мальчишка симпатичный!
Жиган-лимон, с тобой хочу гулять!
Жиган-лимон с ума сводил отличниц.
Тебя, жиган, хочу поцеловать!

Недаром именно такие песни часто используются «дворовыми авторитетами» для проникновения в компании подростков и постепенного втягивания их в криминальную среду.

Что касается ребят пообразованнее, то для них источниками пессимистических идей могут стать различные положительные персонажи из литературы, чье поведение ошибочно воспринимается как прямое руководство к действию. Как правило, пессимизмом на этой почве страдают типичные «гуманитарии», предпочитающие жить не в реальном мире, а в мире литературных грез.

О том, что Золушка, нашедшая своего принца, — весьма сомнительный образец для подражания, давно известно многим. Особенно тем женщинам, которые огульно отвергли все предложения от «не принцев», а когда опомнились, поняли, что стали никому не нужными старыми девами.

Гораздо коварнее оказываются более сложные и глубокие персонажи из русской литературы.

Примечание: то, что будет сказано дальше, на первый взгляд может показаться вопиющей крамолой и оскорблением в адрес русских классиков — того же Достоевского, Гончарова, Грибоедова и др. Однако в правильности этой идеи приходилось убеждаться неоднократно. Особенно при работе со школьниками-гуманитариями.

Насколько мы знаем, впервые об этом сказала психолог Ольга Арнольд. Вкратце она выразилась так: с точки зрения психотерапевта, классическая русская литература XIX — начала XX века совершила своеобразное преступление. Она великолепно, тонко описала, а затем романтизировала самые разнообразные типы патологических, дезадаптивных, не приспособленных к продуктивной жизни человеческих характеров (вспомним тех же братьев Карамазовых из одноименного романа или Чацкого из «Горя от ума»). И в то же время не описала столь же глубоко и проникновенно НИ ОДНОГО предприимчивого, дипломатичного, адаптированного к реальной жизни, а значит СЧАСТЛИВОГО героя (нечто близкое иногда попадается, но, как правило, эти персонажи второстепенны, несимпатичны и часто несут на себе ярлык «обывателей» и «приспособленцев»).

Итог: при восторженно-близоруком отношении русская классика становится пособием на тему, как сделать вашу жизнь сплошной драмой, полной борьбы, «возвышенного страдания», «непонимания со стороны современников» и «надежды на то, что потомки оценят». Но ничего не говорит о том, как сделать свою жизнь счастливой и продуктивной — здесь и сейчас.

Мы не беремся судить о причинах. Нас интересует, что делать с имеющимися фактами. А факты таковы, что нередко вроде бы умные, начитанные юноши и девушки искренне верят, что жизнь лишь тогда имеет смысл, когда она полна борьбы, драмы и страдания. В итоге сознательно ищут все это в реальной жизни и находят (борются за справедливость там, где это не нужно, изводят себя и других неадекватно завышенными требованиями, упорно избегают «легких путей», теряют друзей и близких, которым, видите ли, хочется спокойной счастливой жизни, а не «вечного боя»).

Что делать? Та же Ольга Арнольд рекомендует обратить внимание на качественную западную беллетристику. А точнее — поучиться у заграничных (впрочем, теперь уже и у многих отечественных) книжных героев правилам эффективного поведения в обществе и умению строить личное счастье.

От себя же добавим еще один совет: постарайтесь понять, что за вашим стремлением соответствовать «высоким литературным идеалам» и презрением к счастливым «обывателям» нередко кроются банальная гордыня и тщеславие. А тщеславие, как сказал Дьявол в знаменитом фильме «Адвокат Дьявола», — МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГРЕХ…

Последним источником пессимистических идей «высшей интеллектуальной категории» можно назвать некоторые философские системы. Базовые идеи таких систем могут казаться очень умными, логичными, правильными, возвышенными. Однако на практике такие направления философии нередко приводят человека в состояние глубочайшего пессимизма или депрессии. Как отличить такие негативные философские направления? Очень просто. Потрудитесь изучить историю их развития. А еще лучше — личные биографии создателей. Так, идея Ницше о сверхчеловеке была взята на вооружение одним из величайших злодеев истории — Адольфом Гитлером. Практическим итогом стала гибель десятков миллионов людей (сам же Ницше окончил жизнь в сумасшедшем доме).

Примечание: могут возразить, что сама по себе конкретная философия хороша, просто ее неверно истолковали. Ответим: даже если и так, где гарантия, что именно вам удастся ее правильно истолковать и использовать во благо после стольких неудач предшественников? Кроме того, уверены ли вы, что конкретная философия не несет в себе негативные идеи, связанные с личными психологическими и даже психопатологическими» проблемами авторов? А то, что многие философы имели такие проблемы (тот же великий волюнтарист Артур Шопенгауэр), явствует из их биографий. И дело тут вовсе не в «непонимании современников». Таких «непонятых философов» — чаще всего самоуверенных и самовлюбленных эгоистов — любой может найти немало в своем собственном окружении, просто сочинять философские трактаты берутся не все.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, многое из сказанного здесь покажется спорным, а кого-то даже заденет за живое. Пусть. Мы не настаиваем на своей абсолютной правоте. Мы попытались лишь прикоснуться еще к одной тайне человеческой души и поделиться немногими выводами, полученными на основе опыта — личного, своих знакомых и подопечных, а также более опытных и авторитетных коллег психологов.

Принимать предложенные идеи или нет — пусть каждый решит для себя сам, ибо только на нем лежит главная ответственность за собственную судьбу.