Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2009


Репортаж

Эксперимент удался

Нужно ли приобщать детей к пониманию того, что творится в душе каждого из них? Можно ли через познание себя и других стать более адаптированным к условиям нашей непростой жизни, научиться быть активным и самостоятельным, овладеть навыками продуктивного обучения?

Ответ на эти вопросы был очевиден для большинства участников московской городской научно-практической конференции «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения» (она прошла 21 октября в Московском городском психолого-педагогическом университете). Ведь в зале собрались в основном те, кто в течение многих лет принимал участие в работе городской экспериментальной площадки по преподаванию психологии (руководитель И.В.Дубровина). Сейчас эта работа становится особо актуальной в связи с реализацией «Концепции модернизации российского образования». По этой причине организаторы конференции решили не только проанализировать и обобщить свой опыт, но и оценить его роль в развитии системы образования.

Выступления участников слушали
с вниманием и зал, и президиум

На конференции отсутствовали незаинтересованные лица. Поговорить о будущем эксперимента пришли не только учителя психологии, но и директора школ, методисты и руководители подразделений окружных управлений образования, участвующих в работе городской экспериментальной площадки, а также преподаватели вузов, студенты и аспиранты, интересующиеся проблемой преподавания психологии в школе и вопросами профессиональной подготовки учителей психологии.

Напомним, что попытки включить психологию в круг общеобразовательных предметов были предприняты еще в начале XX века. Авторами первых учебников стали крупные отечественные психологи Г.И.Челпанов и К.Н.Корнилов. Но в начале 1930-х в рамках борьбы с «педологическими извращениями» психология была исключена из перечня школьных дисциплин. Спустя несколько лет, в 1947 году, психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Новый учебник был написан Б.М.Тепловым, а через десять лет появился еще один учебник для школьников, подготовленный А.В.Петровским и Г.А.Фортунатовым. В 1959 году от преподавания психологии в школе вновь отказались. Одной из причин стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. В 90-е годы прошлого столетия, когда в нашей стране началась широкая подготовка психологов для системы образования, вновь встал вопрос о необходимости преподавания этой науки как общеобразовательной дисциплины.

Сейчас взгляды психологов на то, как и в какой форме должно осуществляться знакомство детей с основами психологии, расходятся. Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие нацелены прежде всего на обучение школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования. Этому посвящены, в частности, и многочисленные элективные курсы.

На открытии конференции выступил Ю.М.Забродин (проректор по научной работе МГППУ, доктор психологических наук, профессор). Приобщение к психологическим знаниям, считает Юрий Михайлович, должно способствовать становлению у школьников завершенной, полной картины мира, центром которой является Человек. Выступление научного руководителя эксперимента, академика РАО, доктора психологических наук, зав. лабораторией «Практическая психология образования» МГППУ И.В.Дубровиной было посвящено проблеме психологической культуры. Освоение психологической культуры как части духовной культуры представляется Ирине Владимировне необходимым для развития современных школьников.

Психологическая грамотность, овладение основами научных психологических знаний в процессе обучения закладывают фундамент психологической культуры личности.

Особый интерес у собравшихся вызвали выступления непосредственных участников эксперимента: учителей психологии и руководителей образовательных учреждений, на базе которых он ведется.

Подробно проанализировала опыт преподавания психологии в своей школе Л.С.Лямбек (директор школы № 1108 ЮЗАО). Она отметила, что введение нового учебного предмета «Психология» существенным образом меняет атмосферу всего образовательного учреждения, повышая ценность школьного образования в глазах учащихся и их родителей. Главным показателем успешности этой работы она считает то, что дети уверенно используют психологические знания в жизни.

Т.Н. Нестерова (учитель психологии школы № 868 ЮАО) подчеркнула, что уроки психологии позитивно влияют на создание психологически безопасной образовательной среды. А сам курс построен таким образом, что не только дети, но и их родители с увлечением изучают новый предмет. А.В.Блинова и С.В.Самойлова (учителя психологии центра образования № 1883 ЮЗАО) поделились опытом преподавания психологии в старших классах.

Они отметили, что приобщение детей к психологической культуре возможно не только на уроках психологии, но и в процессе внеучебной работы, например при создании школьного психологического журнала, проведении Дня психологии.

Одним из самых запоминающихся стал доклад Т.А.Егоровой (учителя психологии школы № 799 ВАО), которая имеет самый большой опыт работы по данной учебной программе. Она отметила значение таких уроков не только для воспитания психологической культуры, но и для формирования и совершенствования приемов учебной работы школьников, их общего умения учиться. А во время выступления Э.Б.Шохиной (учителя психологии школы № 2001 ЮАО), сопровождавшегося видеопоказом, участники конференции смогли познакомиться с учебным кабинетом психологии. Статистический материал, подтверждающий интерес родителей к преподаванию учебного предмета «Психология», представила О.В.Мельник (учитель психологии школы № 832 ЮАО).

В конце пленарного заседания Н.Н.Нечаев (академик РАО, доктор психологических наук, профессор) отметил, что психология должна стать составной частью восприятия мира у всех участников образовательного процесса. Е.С.Романова (доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ) высказала мнение, что преподавание психологии способствует решению конкретных задач образовательного процесса.

И.В.Вачков (доктор психологических наук, профессор, главный редактор газеты «Школьный психолог»), который является автором программы по изучению основ психологии в начальной школе «Психологическая азбука», поддержал идею раннего приобщения школьников к психологическим знаниям и призвал учителей психологии активнее делиться опытом работы на страницах газеты.

На заседании круглого стола участники конференции обсудили актуальные проблемы введения нового предмета в учебный план школы, образовательного стандарта, подготовки учителей психологии и их аттестации.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина лакокрасочных материалов "Краски на диване". Краски, лаки, эмали, масла и воски, антисептики, строительные шпаклевки, грунты, штукатурки, декоративные покрытия и многое другое. Удобная навигация сайта, визуальные модели выбора цвета для дома, расчёт стоимости колеровки онлайн. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, котрый раполагается по адресу: http://kraskinadivane.ru/.

По итогам конференции была принята резолюция, в которой ее участники констатируют: в Москве созданы все условия для преподавания психологии как целостного курса, охватывающего все этапы школьного обучения. Авторским коллективом под руководством И.В.Дубровиной разработана целостная программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы. Весь цикл обучения обеспечен оригинальными учебно-методическими материалами. Изданы учебные пособия (учебники) для 3–11-х классов общеобразовательной школы, а также учебно-методическое пособие для учителя психологии, составной частью которого являются тематические и поурочные планы преподавания. Разработана и на протяжении ряда лет успешно внедряется (на базе МГППУ) программа подготовки учителей психологии.

Знакомство с опытом преподавания психологии в школе показало, что учащиеся считают этот предмет одним из самых интересных и важных для себя.

Администрация, педагоги и родители полагают, что уроки психологии дают возможность развивать познавательную мотивацию и способности детей, повышают их социальную компетентность, гармонизируют развитие школьников, расширяют их представления о себе и других. Они также способствуют улучшению психологического климата в отдельном классе и в школе в целом.

Ольга РЕШЕТНИКОВА