|
||
Психология, лингвистика
|
Под ред. Т.В. Ахутиной,
|
Книга с таким названием, скорее всего, привлечет к себе внимание специалистов в области психолингвистики, а также психологов, занятых исследованием механизмов речевой деятельности, в то время как психологи образования отнесут ее к категории научных изданий, поставив под сомнение возможность извлечь из нее полезную для ежедневной практической работы информацию. Действительно, и по содержанию, и по стилю изложения данный сборник представляет собой образец научного издания, что полностью соответствует замыслу составителей — посвятить его памяти известного отечественного психолога, одного из авторитетных представителей деятельностного подхода. А.А.Леонтьев (1936–2004), так же как и его отец А.Н.Леонтьев, придавал особое значение разработке теоретических вопросов психологической науки, и прежде всего проблеме деятельности.
Однако психологи постарше, может быть, припомнят вышедшую 30 лет назад в издательстве «Знание» брошюру А.А.Леонтьева «Педагогическое общение». Введением в психолого-педагогическую науку и образовательную практику термина «педагогическое общение» мы обязаны именно А.А.Леонтьеву. Данный факт служит наглядной иллюстрацией междисциплинарного стиля мышления и энциклопедического масштаба личности известного психолога. Издание, о котором идет речь, отражает многообразие его профессиональных интересов.
В книгу включены различные материалы, которые адресованы достаточно широкому кругу читателей: с одной стороны, не только психологам, но и представителям смежных областей знания, а с другой, о чем следует обязательно сказать, — как теоретикам, так и практикам. Оригинальна структура издания, которая как бы повторяет научный путь А.А.Леонтьева: от лингвистики к психолингвистике и социальной психологии, далее — к общей психологии, затем к проблемам образования. Своими личными воспоминаниями об А.А.Леонтьеве делятся известные современные ученые. И наконец, завершает книгу публикация архивных материалов — программа читавшегося им курса по методологии психологии.
Каждый из разделов издания по-своему интересен, но на некоторых публикациях хочется остановиться специально. В статье Н.Д.Твороговой о педагогическом общении речь идет преимущественно о проблеме взаимодействия преподавателя вуза со студентами, но некоторые факты носят универсальный характер. Так, автор ссылается на работы Макаренко, который обращал внимание на такие «пустяки», как умение произнести одну и ту же фразу с двадцатью оттенками, не позволять себе, чтобы голос отражал настроение, и т.п. Также привлекает внимание статья А.Е.Войскунского, посвященная анализу языка Интернета. Причем автор поднимает моральную проблему особенностей речевого поведения в условиях интернет-общения и допустимости пренебрежения правилами орфографии. И делает вывод: атрибуция социально желательных качеств меркнет перед ошибками речи.
Сказанное относится к общению не только в Интернете.