Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Я ищу работу

Деловая игра

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников — задача не только самих учащихся, их родителей и педагогов, но и в большой степени психологов, так как профессиональное самоопределение — это результат становления самосознания.

В большинстве учебных заведений профориентационная работа сводится к групповой диагностике интересов и склонностей учащихся, на основании которой каждому предоставляется перечень соответствующих профессий.

В ряде случаев мы можем наблюдать движение ребенка «по пути наименьшего сопротивления» — поступление в наиболее доступный вуз или туда, куда решили родители, так как они будут оплачивать обучение.

Результатом такого выбора профессии является необходимость переобучения после окончания вуза, работа не по специальности. А это значит, что половина ресурсов высшей школы расходуется впустую и огромное количество людей вынуждены заново решать проблемы профессионального самоопределения, что нередко приводит к нарушению психического и душевного равновесия.

Сегодня даже наличие профессионального диплома не гарантирует рабочего места. Переход к рыночной экономике повысил требования к конкурентоспособности личности. В службах занятости населения нередко главными критериями становятся не только профессиональные качества, но и психологические особенности.

Как показывает анализ объявлений о вакансиях рабочих мест в современных СМИ, в большинстве случаев (в том числе к людям до 25 лет) работодатели предъявляют требования: наличие опыта работы, коммуникабельность, умение работать в команде, творчество и инициативность, ответственность, целеустремленность и лидерские качества, компьютерная грамотность, исполнительность, быстрая обучаемость и способность к переобучению. Важным личностным качеством современного человека является психологическая мобильность — готовность к переменам, в том числе в профессиональной деятельности.

Таким образом, следует готовить учащихся к тому, с чем им придется столкнуться на рынке труда, а это актуализирует необходимость целенаправленной работы по профессиональной ориентации и осознанному выбору профессии.

Можно предположить, что выпускники школ смогут осознанно выбрать будущую профессию при условии:

• если будут иметь объективные представления о современном рынке труда, наиболее востребованных профессиях, о требованиях к личности, которая находится в поисках работы;

• если получает полное представление о своих способностях и склонностях, их соответствии выбранной профессии.

Поэтому вся профориентационная работа должна строиться в двух направлениях:

• личностное самоопределение;

• профессиональное самоопределение.

Работа по профориентации предполагает осуществление ряда мероприятий:

• информирование учащихся о наиболее востребованных обществом профессиях;

• ознакомление со спецификой той или иной профессии;

• ориентирование учащихся в социально-экономической ситуации в стране;

• определение ближайших профессиональных целей выпускников;

• определение основных внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленных целей;

• развитие способности к анализу собственных индивидуальных особенностей, интересов, ценностей и целей.

В качестве примера такой работы можно использовать авторскую методику, прошедшую проверку в выпускных классах лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете. Данная методика предполагает разные виды заданий (дискуссию, практическую работу со СМИ, работу над притчами и др.).

Профессиональное самоопределение,
или Критерии осознанного выбора профессии

Деловая игра с элементами дискуссии и практической работы

Цель: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.

Задачи: обобщить знания учащихся о существующих профессиях; способствовать правильной мотивации выбора профессии; сформировать представление о потребностях рынка труда; определить критерии осознанности выбора профессии.

Подготовительный этап

1. Посещение учащимися совместно с психологом центров труда и занятости города с целью изучения востребованности профессий и рынка труда.

Вопросы, обращенные к работникам центра труда и занятости, работникам кадровых агентств:

— Какие профессии сегодня относятся к разряду престижных?

— Какие профессии мы можем назвать профессиями будущего?

— Какого возраста люди чаще всего обращаются в центр труда и занятости?

— В ком нуждается общество и какие требования предъявляют работодатели тем, кто находится в поисках работы?

— Какие ошибки совершают выпускники школ при выборе профессии?

— Как осуществить осознанный выбор профессии, существуют ли критерии осознанного выбора профессии?

2. Выбор ведущих деловой игры из числа учащихся, выпускников школ и психолога.

3. Подбор теоретического материала, спорных утверждений.

4. Приглашение гостей.

5. Приобретение газет «Работа для вас», «Работа сегодня», других изданий, где есть информация о рынке труда.

6. Выбор ответственного в классе.

7. Распределение обязанностей.

8. Подбор иллюстративного материала.

I ЭТАП

Участники игры занимают свои места, оформляют бейджи, знакомятся с гостями и программой деловой игры, распределяются на группы, где обязательно вместе с учениками работают педагоги, родители, приглашенные гости.

Вступительное слово психолога

Картина жизненного пути, который человек проходит со дня своего рождения до смерти, каждому представляется по-своему. На этой картине можно видеть либо плавание по бурному морю, либо блуждание по замкнутому запутанному лабиринту, либо восхождение на высокую гору.

Вспомним, что писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

У всякого своя охота,
Своя любимая забота,
Кто целит в утку из ружья,
Кто бредит рифмами, как я,
Кто бьет хлопушкой мух журнальных,
Кто правит в замыслах толпой,
Кто забавляется войной,
Кто в чувствах нежится печальных,
Кто занимается вином,
И благо смешано со злом.

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще так, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно.

Все ошибки, которые совершают выпускники при выборе профессии, можно разделить на три группы:

1. Незнание мира профессий (слабая информированность) это одна их главных причин неправильного выбора профессии.

2. Наличие устаревших представлений о характере труда по конкретным профессиям.

3. Незнание себя. Требования к профессии должны совпадать с личностными качествами человека, его возможностями и способностями, состоянием здоровья.

4. Незнание правил выбора профессии.

Часто ученики автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой — стану физиком, увлекаюсь географией — стану геологом» и др. Или переносят личные отношения с человеком на его профессию. «Стану, как мама, экономистом, как папа — хирургом, как любимый учитель…»

Нередко поступают в вуз «за компанию». Психологи утверждают, что это продиктовано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением.

Решение проблемы правильного выбора профессии тесно связано с формированием соответствующих мотивов. Самые распространенные мотивы: интерес к профессии, самоутверждение, социальные, познавательные, творческие мотивы, престижность, материальный мотив.

Кто из присутствующих назовет количество существующих в мире профессий? (Дискуссия о количестве профессий в мире.) В мире существует более 40 тысяч профессий. Каждое десятилетие технический прогресс рождает новые виды профессий, в то же время некоторые из них уходят в небытие.

II ЭТАП

Экскурсия в мир современных профессий (практическая работа)

Ведущий. Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься, кем я хочу быть?» но этого недостаточно.

Вы все хорошо знаете слова Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус». Однако только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек, на деле профессия тоже выбирает человека, так как каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.

Инструкция участникам деловой игры

• В течение 10 минут вам необходимо просмотреть газеты «Работа для вас», «Работа сегодня», «Работа», изучить рынок труда и заполнить бланк.

Перечень
наиболее востребованных профессий
Ранжирование
по количеству предложений
Профессии, которые появились
за последние 10 лет
     

 

Требования
к личным качествам
Рейтинг Требования
к профессиональным качествам
Рейтинг
       

Каждая команда представляет свои результаты, свой рейтинг профессий и требований.

III ЭТАП

Обсуждение притчи

Ведущий. Послушайте притчу.

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Георгий Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1888 году. Прожил 3 года» или «Нугзар Гаприашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет…»

Вопрос

• Что, на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?

IV ЭТАП

Спорные утверждения

Инструкция. Вам даны карточки красного и зеленого цвета. Если вы полностью согласны с предложенным утверждением, поднимите зеленую карточку, если нет — красную.

1. Сегодня ситуация на рынке труда заставляет человека совершенствовать свой образовательный и профессиональный уровень, чтобы быть конкурентоспособным.

2. При планировании карьеры очень важен материальный мотив (сколько я буду зарабатывать).

3. Планирование карьеры диктуется жизненными условиями.

4. Подлинная карьера — это когда нет зависимости профессии от личных особенностей человека.

5. Успешность профессиональной карьеры тесно связана со здоровьем человека.

6. Профессиональная карьера — это «выгодная сделка», наиболее выгодная продажа своих услуг.

7. Профессиональное карьера — это следование судьбе, року, предназначению.

8. Профессиональные интересы личности всегда должны стоять выше интересов общества.

9. В бизнесе личность — это уже не столько личность, сколько машина для делания денег.

В процессе зачитывания спорных утверждений ведущий просит участников прокомментировать выбор той или иной карточки. Участники приводят аргументы. В результате может получиться дискуссия, столкновение мнений. Каждый присутствующий высказывает собственную точку зрения, не совпадающую с мнением остальных. Особый интерес может вызвать мнение приглашенных гостей из числа бизнесменов, ученых, спортсменов, представителей разных профессий, которые имеют свои мотивы, занимаясь той или иной деятельностью. Можно заранее спланировать встречу людей одной профессии, но имеющих различные мотивы своего профессионального выбора.

Ключевым моментом в процессе деловой игры должно стать понимание основных критериев осознанного выбора профессии и знакомство с понятиями «жизненное, профессиональное и личностное самоопределение».

Говоря о жизненном самоопределении, можно выделить не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальные стереотипы, выбор жизненного стиля и образа жизни. В этом случае сама профессия или какие-то социальные роли могут выступать как средства для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа.

Личностное самоопределение может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами.

Целенаправленная психолого-педагогическая работа с учащимися по профессиональному самоопределению должна способствовать постепенному формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего развития, готовности развиваться во времени и самостоятельно находить для себя личностно значимые смыслы в конкретной самостоятельной деятельности.

Эльвира БАШЛАЙ,
педагог-психолог, Лицей имени Н.И. Лобачевского
при Казанском государственном университете