|
||||||||||||||||
Я ищу работуДеловая играПроблема профессионального самоопределения старшеклассников — задача не только самих учащихся, их родителей и педагогов, но и в большой степени психологов, так как профессиональное самоопределение — это результат становления самосознания. В большинстве учебных заведений профориентационная работа сводится к групповой диагностике интересов и склонностей учащихся, на основании которой каждому предоставляется перечень соответствующих профессий. В ряде случаев мы можем наблюдать движение ребенка «по пути наименьшего сопротивления» — поступление в наиболее доступный вуз или туда, куда решили родители, так как они будут оплачивать обучение. Результатом такого выбора профессии является необходимость переобучения после окончания вуза, работа не по специальности. А это значит, что половина ресурсов высшей школы расходуется впустую и огромное количество людей вынуждены заново решать проблемы профессионального самоопределения, что нередко приводит к нарушению психического и душевного равновесия. Сегодня даже наличие профессионального диплома не гарантирует рабочего места. Переход к рыночной экономике повысил требования к конкурентоспособности личности. В службах занятости населения нередко главными критериями становятся не только профессиональные качества, но и психологические особенности. Как показывает анализ объявлений о вакансиях рабочих мест в современных СМИ, в большинстве случаев (в том числе к людям до 25 лет) работодатели предъявляют требования: наличие опыта работы, коммуникабельность, умение работать в команде, творчество и инициативность, ответственность, целеустремленность и лидерские качества, компьютерная грамотность, исполнительность, быстрая обучаемость и способность к переобучению. Важным личностным качеством современного человека является психологическая мобильность — готовность к переменам, в том числе в профессиональной деятельности. Таким образом, следует готовить учащихся к тому, с чем им придется столкнуться на рынке труда, а это актуализирует необходимость целенаправленной работы по профессиональной ориентации и осознанному выбору профессии. Можно предположить, что выпускники школ смогут осознанно выбрать будущую профессию при условии: • если будут иметь объективные представления о современном рынке труда, наиболее востребованных профессиях, о требованиях к личности, которая находится в поисках работы; • если получает полное представление о своих способностях и склонностях, их соответствии выбранной профессии. Поэтому вся профориентационная работа должна строиться в двух направлениях: • личностное самоопределение; • профессиональное самоопределение. Работа по профориентации предполагает осуществление ряда мероприятий: • информирование учащихся о наиболее востребованных обществом профессиях; • ознакомление со спецификой той или иной профессии; • ориентирование учащихся в социально-экономической ситуации в стране; • определение ближайших профессиональных целей выпускников; • определение основных внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленных целей; • развитие способности к анализу собственных индивидуальных особенностей, интересов, ценностей и целей. В качестве примера такой работы можно использовать авторскую методику, прошедшую проверку в выпускных классах лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете. Данная методика предполагает разные виды заданий (дискуссию, практическую работу со СМИ, работу над притчами и др.). Профессиональное самоопределение,
|
Перечень наиболее востребованных профессий |
Ранжирование по количеству предложений |
Профессии, которые появились за последние 10 лет |
Требования к личным качествам |
Рейтинг | Требования к профессиональным качествам |
Рейтинг |
Каждая команда представляет свои результаты, свой рейтинг профессий и требований.
III ЭТАП
Обсуждение притчи
Ведущий. Послушайте притчу.
Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Георгий Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1888 году. Прожил 3 года» или «Нугзар Гаприашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет…»
Вопрос
• Что, на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?
IV ЭТАП
Спорные утверждения
Инструкция. Вам даны карточки красного и зеленого цвета. Если вы полностью согласны с предложенным утверждением, поднимите зеленую карточку, если нет — красную.
1. Сегодня ситуация на рынке труда заставляет человека совершенствовать свой образовательный и профессиональный уровень, чтобы быть конкурентоспособным.
2. При планировании карьеры очень важен материальный мотив (сколько я буду зарабатывать).
3. Планирование карьеры диктуется жизненными условиями.
4. Подлинная карьера — это когда нет зависимости профессии от личных особенностей человека.
5. Успешность профессиональной карьеры тесно связана со здоровьем человека.
6. Профессиональная карьера — это «выгодная сделка», наиболее выгодная продажа своих услуг.
7. Профессиональное карьера — это следование судьбе, року, предназначению.
8. Профессиональные интересы личности всегда должны стоять выше интересов общества.
9. В бизнесе личность — это уже не столько личность, сколько машина для делания денег.
В процессе зачитывания спорных утверждений ведущий просит участников прокомментировать выбор той или иной карточки. Участники приводят аргументы. В результате может получиться дискуссия, столкновение мнений. Каждый присутствующий высказывает собственную точку зрения, не совпадающую с мнением остальных. Особый интерес может вызвать мнение приглашенных гостей из числа бизнесменов, ученых, спортсменов, представителей разных профессий, которые имеют свои мотивы, занимаясь той или иной деятельностью. Можно заранее спланировать встречу людей одной профессии, но имеющих различные мотивы своего профессионального выбора.
Ключевым моментом в процессе деловой игры должно стать понимание основных критериев осознанного выбора профессии и знакомство с понятиями «жизненное, профессиональное и личностное самоопределение».
Говоря о жизненном самоопределении, можно выделить не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальные стереотипы, выбор жизненного стиля и образа жизни. В этом случае сама профессия или какие-то социальные роли могут выступать как средства для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа.
Личностное самоопределение может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами.
Целенаправленная психолого-педагогическая работа с учащимися по профессиональному самоопределению должна способствовать постепенному формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего развития, готовности развиваться во времени и самостоятельно находить для себя личностно значимые смыслы в конкретной самостоятельной деятельности.