|
||
Компьютерные технологии для психологаИнформатизация деятельности педагога-психолога может идти по четырем направлениям: 1. Психодиагностика. 2. Психологическое просвещение и консультирование. 3. Коррекционная и развивающая работа. 4. Организационно-методическая работа. ПсиходиагностикаНаличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации. • Конструктор тестов С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся. Кроме этого, с помощью конструктора тестов психолог может создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и учителей и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. В Интернете также есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста: http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910 http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1 http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024 • Компьютерная диагностика Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам. Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие. В-третьих, обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации. И в-четвертых, результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования. Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Что касается компьютерных вариантов тестов, то сеть Интернет также предлагает немало таких ресурсов. Некоторые из них написаны под систему DOS, некоторые под Windows (что предпочтительнее). Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах: http://psytest.info/taxonomy/term/16/all http://vch.narod.ru/myprog.htm • Обработка информации Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд. В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по классу, параллели, педагогу-психологу необходимы обработчики тестов. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные детей в систему. Полной автоматизации добиться сложно, но подспорье огромное. Обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://pl-42.narod.ru/ Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете скачать по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib. Там же можно найти готовые обработчики. Психологическое просвещение и консультированиеК психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. У учителей существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися. • CD-фильмы Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. Вы (или ваш помощник) можете и сами создать фильм. Например, вы проводите какое-нибудь занятие, урок, игру, а ваш помощник в это время снимает этот процесс на видео. В ваш фильм могут быть включены как ваши личные наработки, так и заимствованные из Интернета или телепередачи интересные моменты. Кроме этого, если в вашей школе установлена телевизионная сеть, с помощью которой можно транслировать видеосюжеты, то этим непременно нужно воспользоваться. Создавать собственные рубрики: «Психология для учителя», «Вместе с родителями», «Нашим детям» и др. и передавать важную и интересную информацию. Такой способ представления информации, кроме всего прочего, привлечет внимание непосредственно к психологической службе школы. Дети не будут бояться обращаться к психологу, учителя станут серьезнее относиться к его работе, да и родители проявят к ней интерес. • Веб-сайт школьной сети Конечно, свой веб-сайт есть не во всех школах, но мы думаем, что и это не за горами. С помощью веб-сайта вы можете создать свою страничку. Здесь можно будет разместить информацию для учителей, родителей, детей: материалы для проведения классных часов, конспекты родительских собраний, психологические особенности детей разных возрастов, информацию о причинах неуспеваемости и о проблемах в поведении учеников, различные рекомендации. Там же можно разместить интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для учащихся, а также развивающие программы. Еще одним преимуществом веб-сайта является возможность организовать психологический форум, при этом школьный психолог может задавать любые темы для общения (волнующие учителей и родителей) и, конечно же, общаться сам и отвечать на вопросы. • Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места. В нашем же случае сетевое взаимодействие не настолько распространено в общеобразовательных учреждениях, за исключением, пожалуй, только электронной почты. А вообще этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений — через сеть Интернет, с помощью электронной почты, с помощью системы ICQ, а также благодаря локальной сети школ. Воспользовавшись этими системами, вы можете пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с клиентом, коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп. • Медиапрезентации Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. А при желании и при вашем согласии участники семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно. В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из жизни класса. В создании презентаций незаменима программа Power Point. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний. Коррекционная и развивающая работаШирокое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. • Развивающие игры Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Развивающие игры вы можете скачать на сайтах: http://gameboss.ru/games/all/page-2_ http://www.solnet.ee/games/g1.html http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua • Развивающие психологические тренажеры Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр. • Коррекционно-развивающие занятия К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность. Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах: http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml http://www.effecton.ru/758.html • Медиауроки психологии Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point). Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями. В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае — навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать. Конечно, медиауроки психологии вы можете составить и самостоятельно, а можете скачать на сайте: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib • Мультстудии Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал. Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути. Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com • Психологические компьютерные программы В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Но все же мы рекомендуем школьным психологам приобрести несколько таких программ. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз. Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой. Организационно-методическая работаВ организационно-методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п. • Составление отчетов, результатов тестирования Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, учителей и родителей форме. Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др. Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли. • Фиксация и хранение результатов Очень важной и часто проблемной для школьных психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности, но впоследствии забывают вносить туда проводимую ими работу и мероприятия. Благодаря электронному журналу психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал педагога-психолога вы можете скачать здесь: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib • Электронная библиотека С появлением электронного документооборота объем информации, которая хранится у психолога в электронном виде, резко возрос, следовательно, возникли потребность в систематизации этих данных и возможности быстрого поиска. В своей работе школьный психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но в конце концов случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся ваша информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: — в виде папочек с различной информацией на рабочем столе; — через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page. • Психологические паспорта детей Психологические паспорта детей — это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся — особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что психолог может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения. Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных. Дополнительные возможности1. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета • Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога»); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике. • Составление личного каталога психологических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок. • Дистанционное обучение. • Проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и мэтрами. • Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в Интернете). • Участие в открытой развивающей экспертизе. Данная технология предполагает, что в рамках дистанционных мероприятий и конкурсов участникам сообщается не только сухой вердикт экспертов: «прошел — не прошел», но и даются ориентиры для совершенствования работы: что надо сделать участнику, чтобы работа стала выигрышной. • Взаимодействие между психологами и представителями издательств, фирм и других организаций. Данное сотрудничество позволяет издательствам найти новых авторов, а психологам (в том числе и из отдаленных районов) стать авторами известных периодических изданий и собственных тиражируемых печатных продуктов. 2. Дистанционная школьная психологическая служба В рамках дистанционной школьной психологической службы актуальны те же направления деятельности: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через: — создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам; — представление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line; — проведение дистанционных психологических акций и конкурсов; — организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента); — организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет; — организацию школ дистанционного обучения; — проведение чата команды психологов с детьми, родителями, организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.; также дистанционная школьная психологическая служба позволяет проводить чаты с привлечением специалистов из других городов; — проведение телемостов с педагогами, детьми и др.; — проведение опросов целевых групп; — организацию психологического практикума для целевых групп; — распространение рассылок дистанционной школьной психологической службой, которые позволяют: • информировать родителей о результатах диагностики их ребенка, давать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств; • распространять информацию, единую для всех родителей, педагогов, детей определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.; • информировать родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях, которые проводятся в школьной психологической службе. В заключение хотелось бы сказать, что компьютерные технологии уже в ближайшее время прочно войдут в наш обиход. Они станут надежными помощниками школьной практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени. От нашей активности и жизненной позиции зависят развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Болсуновская Н.А. Сетевое методическое объединение психологов образования: понятие и технологии реализации // www.it-n.ru Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // www.som.fio.ru Олейникова Е.В. В ногу со временем: опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий. Вторая Всероссийская неделя школьной психологии // www.tochkapsy.ru Дарья СОЛОВЬЕВА,
|