Графическая беседа
«Мой профессиональный выбор»
Проективный метод на этапе предпрофильной
ориентации
Метод графической беседы,
направленный на изучение взаимоотношений и
взаимосвязи между выбирающим человеком и
влиянием его социального окружения, относится к
классу проективных методов, позволяющих
испытуемому самостоятельно проецировать и
интерпретировать заданную область реальности.
Как и все графические методы, он накладывает
отпечаток на получаемый результат, несущий в
себе не только ответ на поставленные задачи, но и
информацию об эмоциональном состоянии,
особенностях личности, ее представлениях и
отношениях.
Кроме того, данные, которые «обнаруживает»
использование указанного метода, необходимо
разделить на две группы:
специфически-индивидуальные и
нормативно-общественные.
Порядок проведения графической беседы,
получившей название «Мой профессиональный
выбор», включает в себя четыре этапа работы и
проводится индивидуально с каждым участником
исследования. Испытуемому предлагается
заготовленный бланк (см. приложение), простой
карандаш, синий и красный цветные карандаши,
ластик.
I. На первом этапе происходит знакомство
психолога и испытуемого, в процессе которого
напоминается цель организованной встречи: «Давай
с тобой побеседуем о том, как человек обычно
выбирает свой профессиональный и жизненный путь,
как определяет себя в профессии. Помнишь, мы
говорили о профессиональном самоопределении
человека? А как ты понимаешь термин
«самоопределение»? Как ты считаешь, что это такое
для тебя, для твоей жизни? Знаешь, чтобы нам легче
было беседовать и у нас в результате получилось
какое-либо наглядное представление о твоей
ситуации, я предлагаю использовать вот этот
рисунок».
Затем испытуемому предъявляется бланк, на
котором изображены четыре окружности различного
диаметра с единым центром, поделенные на четыре
области: «учителя», «родители, родственники»,
«друзья, сверстники, одноклассники», «другие
взрослые». В нашем эксперименте для ведения
протокола беседы использовался диктофон,
позволяющий экспериментатору не отвлекаться от
работы.
II. На втором этапе экспериментатор
объясняет порядок заполнения бланка и
предлагает подростку «заселить представленные
круги» неким установленным способом: «Смотри,
центр этого рисунка — это ты, вокруг тебя четыре
окружности, в которых мы будем символически
размещать тех людей, которые участвуют в твоем
выборе. Все окружности поделены на четыре
сектора, в каждом надо разместить тех, кто
относится к обозначенной категории. На самую
близкую к тебе окружность мы поместим тех, кто
наиболее активно принимает участие в этом
выборе, а на самую дальнюю — кто наименее. Женщин
будем обозначать кружками, а мужчин —
квадратиками, чтобы было понятно, кто есть кто,
подписывай их имена по первым буквам инициалов,
хорошо?»
III. Третий этап работы заключается в
«расселении» всех людей, которые принимают
участие в профессиональном самоопределении
старшего подростка, на четырех представленных
окружностях. «С кого ты хотел бы начать? А
теперь? Есть еще люди, которых необходимо
обозначить на нашем рисунке?»
Затем ребенку предлагается дополнительная
задача: «Отметь, пожалуйста, тех людей, чья
помощь тебе была бы еще необходима при решении
этого вопроса на любой окружности и на нужном
тебе расстоянии».
IV. Четвертый этап предполагает
установление характера взаимоотношений между
указанными на рисунке «символами людей» и
собственно испытуемым: «Последнее задание на
сегодня — обозначь, пожалуйста, характер твоего
взаимодействия со всеми людьми, которых ты
разместил(а) на рисунке. Если действие идет
только от одного человека, не взаимно — тогда
ставь стрелочку с одного конца, если по вопросу
профессионального выбора идет активное
взаимодействие — вы совместно обсуждаете,
планируете, пробуете, — то стрелочки будут идти с
двух сторон».
Следует отметить, что при проведении метода
графической беседы мы придерживались ряда
правил, позволяющих сделать эксперимент
наиболее эффективным.
Во-первых, испытуемому было дано достаточно
времени для того, чтобы он мог выполнить желаемое
действие. Однако экспериментатор имел право
озвучить общее время заявленной встречи и
указать на его окончание.
Во-вторых, экспериментатор не давал оценок
на тему количества фигур, заселяющих рисунок,
характера их отношений с самим рисующим,
характера размышлений подростка в процессе
изобразительной деятельности, не подгонял его.
Важным было выявить субъективное представление
испытуемого о решении задачи профессионального
самоопределения, степень вовлеченности других
людей и содержание ее обсуждения с ними.
В-третьих, испытуемый имел право прекратить
деятельность по своему желанию, а также
отказаться от ее выполнения.
В-четвертых, в случае когда диктофон не
используется, психологу необходимо вести
протокол, где тщательно и детально фиксируются
все вербальные и невербальные символы.
Необходимо отметить, что метод графической
беседы «Мой профессиональный выбор» решает
несколько задач: диагностическую,
консультационную и развивающую. Применение
этого метода в практической деятельности
педагога-психолога образовательного учреждения
позволяет выстраивать субъективное
пространство подростка в совместной с ним
проектировочной деятельности. Действительно, по
своему содержанию полученный эскиз
взаимоотношений выбирающего и его социального
окружения дает возможность наглядно представить
эту модель, обозначить сильные и слабые места
выбора, оценить степень включенности в ситуацию
других людей и, наконец, обозначить
специфическое субъектное отношение к реальности
самоопределения.
Татьяна АНАНЬЕВА,
аспирант Волгоградского государственного
педагогического университета
Спонсор публикации статьи: медицинский центр «Дом Здоровья» предлагает такие медицинские услуги, как лечение ангины у детей и взрослых, бронхита, отита и других заболеваний. Высокопрофессиональные специалисты с большим опытом работы, произведут качественную диагностику, выявят заболевания на самой ранней стадии и быстро вылечат ангину, гайморит и другие виды болезней.