Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2009


Методическая копилка

Николай ВАЛУЕВ,
Москва

Путешествие на паруснике «Коммуникато»

Коммуникативные игры-плавания

Находясь в одном времени и пространстве с другими людьми, человек постоянно общается с ними. Иногда только с помощью взглядов, но чаще вербально.

Основное значение при этом имеет способность правильно выражать свои мысли и правильно понимать собеседника.

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; развитие навыков постановки вопросов; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

Условия проведения: программа тренинга осуществляется в 6 этапов в течение 16 учебных часов. Занятия проводятся или дважды в неделю по 8 часов, или раз в неделю по 4 часа в течение 4 недель.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя этапы:

• вводная часть;

• знакомство;

• разогревающие упражнения;

• различные учебные модули, работу в группах, индивидуально;

• дискуссии и игровые упражнения;

• короткие перерывы и часовой обеденный перерыв при 8-часовом формате;

• повторение и закрепление учебного материала;

• обсуждение, рефлексия и подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Невербальная коммуникация и типы межличностной коммуникации. Типы вопросов. Слушать и слышать собеседника».

Цель: развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью невербальной коммуникации, коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слушать и слышать собеседника.

Необходимое оборудование: стулья для участников, свободное пространство для перемещения, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, листы картона и бумаги, карточки с заданиями, доска или флипчарт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление (15 минут)

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга. Вводятся и принимаются правила тренинга:

• активность;

• один в эфире;

• здесь и сейчас;

• внимание на себя;

• конфиденциальность;

• пунктуальность.

2. Представление участников (30 минут)

Игра «В портовой таверне»

Ведущий. Все мы в детстве зачитывались рассказами о морских приключениях. Помните, как, читая, мы слышали шум океанских волн, чувствовали запах соленых брызг, как нас манила романтика наполненных ветром парусов и неоткрытых земель?

Сегодня у вас есть шанс принять участие в путешествии на паруснике. И пока он стоит под погрузкой, вы все находитесь в уютной портовой таверне. Помните, как Садко набирал себе дружину? Каждый претендент блистал перед князем своими самыми удивительными и самыми сильными сторонами. Представьте себе, что команда парусника очень нуждается в отважных, умелых и веселых попутчиках. Такими, как вы все.

Капитану очень интересно узнать, кто же собирается подняться на борт, и он предлагает вам в течение 2–3 минут подготовить короткий рассказ о себе: представиться и показать свое умение, или качество, или хобби, которое будет крайне полезно в путешествии или о котором не знает никто из членов команды.

3. Развитие навыков невербальной коммуникации (1,5 часа)

Игра «Учения»

Ведущий. Итак, паруса поймали попутный ветер, портовая суета и пыль остались за кормой, ласково греет солнышко, вы слышите крики чаек и ощущаете на губах соленые брызги. Но согласитесь, такая идиллия бывает на море не всегда. Случаются и шторма, и туманы. В таких случаях только слаженная работа команды, члены которой понимают друг друга с полуслова, может спасти корабль. Вот отработкой такой слаженности мы сейчас и займемся, пока берег недалеко и погода благоприятствует. Для этого нам не нужны ни нос, ни корма, а понадобятся левый и правый борт. Представьте себе бушующее море, рев волн, в таких условиях и себя не услышать, а надо передать товарищу важное послание.

Ведущий делит группу на две команды. Первым двум участникам, подхватившим слова про борта, предлагается выбрать себе по одному компаньону, последние выбирают следующих, и так, пока группа не разделится на две части. При нечетном количестве оставшийся делает выбор сам. Ведущий предлагает командам взять из набора карточек с заданиями по пять и в течение пяти минут придумать, как без помощи слов, используя только жесты, показать, что написано на карточке. Одна команда представляет, другая угадывает. Потом команды меняются. На представление фразы из карточки даются три попытки, на угадывание и обсуждение одного представления — одна минута.

Фразы для представления

Осторожно, кок пересолил суп.
У нас на стоянке украли винт.
Пираты по правому борту!
Держитесь по центру — мокрая палуба.
Помоги закрепить груз.
Пушку залило волной.
Вижу кита и двух дельфинов
Тихо! Капитан спит.
Вижу землю!
Шлюпки на воду!
Риф слева — право руля!

Вопросы и задания для обсуждения

• Описать ощущения во время угадывания и представления.

• Что способствовало угадыванию, что мешало?

• На что больше обращали внимание?

• Какова была стратегия убеждения?

• Какие были переживания в ходе упражнения?

Игра «Артиллерийские стрельбы»

Ведущий. Умение понимать друг друга без слов мы потренировали, но на море всякое может случиться. Бывает, что слово берут пушки. Разные корабли бороздят морские просторы, разные капитаны и команды ходят на них. Одни ведут себя спокойно, зрело, тверды как камень. Другие — импульсивны и спонтанны, поступают неожиданно, как в голову взбредет, капризны и остры, словно ножницы. Ну а третьи — все из норм и законов, представлений и чувств, прямо как бумага, на которой это все записано. Представьте, как могли бы вести себя экипажи таких кораблей.

Командам предлагается обсудить и представить свое видение поведения каждой группы. В ходе обсуждения акцентируется самый характерный признак поведения, и далее начинается игра между командами, известная как «Камень, ножницы, бумага». Команда представляет выбранный тип поведения. Игра длится до трех побед.

Вопросы для обсуждения и рефлексии

• Как чувствовали себя в разных ролях?

• Какой была каждая группа?

• Что было сложным, в какой группе было комфортнее?

(Перерыв 15 минут.)

4. Что такое коммуникация. Групповая дискуссия (1,5 часа)

Игра «Полный штиль»

Ведущий. Наше приключение продолжается, но парусник есть парусник, и все его ходовые возможности зависят от силы ветра. А на море наступил полный штиль. Не стоит даром терять время, давайте обсудим, что такое процесс коммуникации, какая бывает коммуникация, на какие признаки стоит обращать внимание в процессе коммуникации.

Ведущий делит группу на три подгруппы упражнением «Кто Я?». Каждой группе предлагается в течение 5 минут найти и представить на обсуждение свой вариант определения коммуникации. (В широком смысле — это обмен информацией между индивидами при общей системе символов. Может осуществляться вербальными и невербальными средствами.) После группового обсуждения и нахождения определения один из участников перемещается по часовой стрелке в другую группу и слушателям предлагается в группах в течение 10 минут сформулировать этапы процесса коммуникации (см. схему).

 

 

Далее опять перемещаются по одному участнику группы против часовой стрелки, и группам предлагается найти в течение 15 минут признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения (см. табл. 1 на с. 22).

Таблица 1

Параметры форм коммуникации Неуверенный тип Уверенный тип Агрессивный тип
Вербальная коммуникация Слова-извинения. Ложные обещания. Разговор не по делу. Многословность, бессвязность, стесненность в словах Выражение желаний. Проявление чувств. Объективный выбор слов. Прямое высказывание своего мнения. «Я»-сообщения Необдуманные замечания. Обвинения. Преувеличенные, субъективные высказывания. Повелительные, надменные слова. «Ты»-сообщения. Обвинения и ярлыки
Невербальная коммуникация Действия вместо слов, в надежде, что кто-то угадает желания. Выражение лица противоречит словам Внимательное вслушивание.
Обычно уверенное выступление, сигнализирующее о силе
Чрезмерная демонстрация силы и превосходства. Держится дерзко и саркастично
Специфическая коммуникация Тихо, робко, слабо, колеблясь Твердо, горячо, выразительно, увлеченно Возбужденно, остро, громко, требовательно, высокомерно, авторитарно, холодно
Глаза, взгляд Глаза опущены, взгляд нерешительный Открытый, искренний, прямой, но не пристальный Невыразительный, холодный, веки сужены, пристальный, невидящий взгляд
Положение тела Потребность прислониться к чему-то, склоненная голова, выразительный кивок Уверенно стоит на ногах, прямо, ровно, расслабленно Руки на бедрах, ноги расставлены, с несгибаемыми коленями и неподвижно, невежливо и властно
Руки Неспокойные, нервные, влажные и холодные Расслабленные Сжаты в кулаки, резкие жесты, указание пальцем, удары кулаком

Ведущий. Пока мы искали ответы на вопросы, наступил вечер, и команда корабля готовится отдыхать. А капитан обратился к вам с просьбой организовать вечер отдыха и устроить театральное представление, иллюстрирующее типы поведения. Каждой группе дается 15 минут на подготовку.

Вопросы для обсуждения и рефлексии

• Каковы ваши ощущения и чувства?

• На что обратили внимание?

• Какие жесты и позы вы используете чаще?

• Как влияете на окружающих и как воспринимаетесь ими?

• Что чувствовали в роли?

(Обед 1 час.)

5. Разминка и сплочение команды (30 минут)

Игра «Парусная сноровка»

Ведущий. Путешествие продолжается. Пока команда и участники путешествия обедали, поднялся долгожданный ветер, который уже наполнил паруса. Предлагаю рассчитаться на первый-второй и приготовиться к очередному заданию.

Расставляются два ряда стульев, которые превращаются в ванты и реи корабля. Участники выстраиваются за спинками стульев. Крайний левый участник в каждой команде становится мачтовым матросом и должен пройти по рее. Товарищи по команде помогают ему. Пройдя весь ряд, он поднимает парус — руки, и на рею вступает следующий матрос. Команды соревнуются, кто проделает это быстрее.

6. Развитие навыков постановки вопросов (1 час)

Игра «Неведомые страны»

Ведущий. Паруса наполнены ветром, и «Коммуникато» летит по водной глади. Очень скоро вдали покажется незнакомый берег. Экзотические растения и пальмы, белоснежные пляжи. Вот уже виднеется вершина храмовой пирамиды и бесснежная шапка горы. Капитан отдает приказ бросить якорь.

Часть группы временно становится туземцами, другая — любопытными исследователями. Аборигенам предлагается в течение 10 минут придумать рассказ о себе, содержащий сведения о том, как называется страна, сколько в ней жителей, чем они занимаются, какие у них праздники, что за пирамида виднеется вдали, опасны ли ее флора и фауна, как пройти на главную площадь. Прибывшим на корабле надо сочинить рассказ о том, кто они, откуда, зачем прибыли, мирные ли у них намерения, чем они готовы поделиться с туземцами, как долго собираются гостить, какая мода в их стране. Кроме того, участникам предлагается сочинить по 10 вопросов с целью как можно полнее узнать о своих визави. Команды встречаются и, по очереди задавая вопросы, обмениваются информацией.

Далее выясняется, что было сложнее — задавать вопросы или отвечать на них. Происходит обсуждение, какие вопросы бывают и что они помогают узнать (см. табл. 2).

Таблица 2

Тип вопроса Признак Применение и влияние Пример
Открытый вопрос Как? Почему?
По какой причине?
Оживляет атмосферу беседы.
Мотивирует к разговору.
Дает дополнительную информацию
Как вы это делаете?
Почему вы откладываете дело?
Прямой вопрос Как? Что?
Из-за чего?
Переводит беседу непосредственно к делу Почему вы делаете это?
Уточняющий вопрос Рассчитан на конкретику В начале разговора Какая красивая картина.
Это вы нарисовали?
Непрямой вопрос Внешне направлен на второстепенное Позволяет избежать вынужденной рациональности, выуживание ответа У вас очень красивое офисное здание. Вы хорошо себя в нем чувствуете?
Предопределяющий вопрос Направляет реакцию в необходимое русло Может привести к неправильным ответам и мыслям У нас есть еще пара минут. Может, кто-то хочет затронуть важную тему?
Закрытый вопрос Возможен только однозначный ответ «да» или «нет» Принуждает к однозначному ответу Это в вашей компетенции? Это ваш автомобиль?

Вопросы для обсуждения и рефлексии

• Как вы себя ощущаете?

• Были ли трудности и с чем они связаны?

• Какие вопросы сложнее для вас?

• Каким типом вопросов вы чаще пользуетесь в повседневной жизни:

• От чего зависит выбор типа вопроса?

(Перерыв 15 минут.)

7. Развитие умения слушать и слышать (1,5 часа)

Продолжение игры «Неведомые страны»

Ведущий. Экскурсия по экзотическому берегу продолжается. Вы задавали вопросы, на них отвечали, вы слушали. Так что же вы услышали?

Участники делятся своим видением историй. Ответы могут расходиться очень сильно. Ведущий дополнительными вопросами может усиливать расхождение. Выясняется, что слушать и слышать — не одно и то же. Что же такое процесс слушания? Что он в себя включает? Как можно слушать? Группа делится на 3 подгруппы, и в них участникам предлагается найти ответы на эти вопросы.

Процесс слушания включает четыре ступени.

Восприятие — наиболее полное включение и сохранение сообщения говорящего. Это способность:

• не перебивать;

• переспрашивать, если непонятно;

• полностью концентрироваться на говорящем, не отвлекаться;

• подавать сигналы, побуждающие к продолжению разговора.

Идентификация — понять сообщение говорящего так, как понимает его он сам. Для облегчения понимания сообщения надо рассмотреть что стоит за сообщением:

• предметное содержание;

• обращение;

• самовыражение;

• отношение.

Оценка и характеристика.

Ответы.

Хорошего слушателя отличает также то, что он может изложить сказанное своими словами. Лучшая форма слушания — активное слушание. Оно позволяет не только охватить предметное содержание, но и учесть уровень отношений. При активном слушании вы не пересказываете слова партнера, как при описательном слушании.

Вы облекаете в слова то, что обращает на себя внимание. Вы даете понять, что можете представить себя на месте другого человека, понимаете его положение.

Четыре вида слушания:

• «Я понимаю…»

• Усваивающее слушание.

• Описательное слушание (пересказ).

• Активное слушание.

После обсуждения и ответа на поставленные вопросы участникам предлагается в парах потренировать различные виды постановки вопросов и типов слушания.

8. Завершение первого дня (15 минут)

Ведущий завершает тренинг. Участники вспоминают, какие проходили этапы. Что понравилось, что не очень. Что было сложно, но они справились. Ведущий напоминает регламент следующего дня.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: конфликты.

Цель: развитие знаний и навыков поведения в конфликтной ситуации.

Необходимое оборудование: тренинговый класс, стулья для участников, свободное пространство для перемещения, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, листы картона и бумаги, карточки с заданиями, доска или флипчарт

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разогрев участников, предоставление дополнительных сведений (15 минут)

Игра «Возьмите, сколько надо»

Ведущий приветствует участников и передает по кругу коробку с цветными карандашами или фломастерами. Участникам предлагается взять себе столько карандашей, сколько им надо. Затем каждому предлагается сообщить о себе столько фактов, сколько предметов он взял. Следующий участник повторяет все высказывания предыдущих участников и сообщает сведения о себе. Обратить внимание на то, что многие участники не слушают своих коллег, думая о том, что будут говорить сами.

2. Развитие навыков сотрудничества (2 часа)

Игра «Повернуть или идти дальше»

Ведущий. Наше путешествие продолжается. «Коммуникато» отважно бороздит морские просторы. Но где же берег? Нам жарко, запасы воды и пищи иссякают. На борту возникли две группы: одна предлагает изменить курс судна и повернуть, другая — идти прежним курсом. И в один прекрасный день сторонники поворота оказываются на одном борту, а те, кто за прежний курс, на другом. Атмосфера накаляется, в руках участников появляется оружие. На беду «Коммуникато» входит в полосу тумана, и команды скрывает густая серая пелена. Можно попытаться договориться, но для этого надо выйти к мачте на середину палубы, а соперники могут этого и не сделать.

Жребием определяется, кто из участников какую сторону будет представлять.

В этой игре командам придется решать, как поступить, совершив 10 ходов. Каждый ход предполагает выбор — открыть огонь или выйти к мачте. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых фиксируется в карточке. На ход отводится 5 минут, и решение должно быть принято единогласно. Если команда не успевает принять решение — штраф 3 очка. За каждого, проголосовавшего «против», команда лишается одного очка. Решение команд сообщает ведущий после каждого хода. Побеждает та команда, которая после 10 ходов наберет максимальное число баллов.

В карточках фиксируются решения, принимаемые командами. Ведущий перемещается между командами, следит, как принимается решение, все ли согласны с ним. На 4-м и 8-м ходу ведущий объявляет удвоение баллов. Попадание в минус не означает выигрыш. Только положительные баллы учитываются.

Остаться Повернуть Остаться Повернуть
огонь огонь –3 –3
огонь переговоры +5 –5
переговоры огонь –5 +5
переговоры переговоры +3 +3

Рефлексия

Дать возможность всем участникам высказать свои чувства, «выпустить пар» и проанализировать развитие ситуации. Подготавливает участников тренинга к следующему этапу.

(Перерыв 15 минут.)

3. Феномен конфликта. Работа в мини-группах и дискуссия (3 часа)

Игра «Погружение в глубины»

Ведущий. Пока на палубе нашего парусника бушевали нешуточные страсти, потянуло свежестью, надулись паруса и резкий порыв ветра разорвал в клочья туман. Оказалось, что «Коммуникато» течением занесло в одну из самых интересных и загадочных зон океана — в Море Бушующих Страстей, где носятся бурные потоки Конфликтных течений. Вам предлагается занять места в трех глубоководных исследовательских аппаратах и приготовиться к изучению этих непростых потоков.

Ведущий делит группу на 3 подгруппы и предлагает в мини-группах обсудить и найти ответы на вопросы:

Когда возникает конфликт

При наличии напряженной ситуации, в которой две или несколько сторон зависят друг от друга; они настойчиво пытаются реализовать противоречия внешние и внутренние (предполагаемые и реальные) и при этом осознают враждебное отношение друг к другу.

Что такое конфликт

Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую с интересами другой стороны.

№ хода Принято решение остаться Принято решение повернуть Баллы за «остаться» Баллы за «повернуть»
1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            
10            
Итоговые результаты

Конфликты — препятствия, преодолевая которые можно лучше узнать друг друга

Какие бывают конфликты

Внутриличностные: внутри одной личности, чаще называют внутренним конфликтом.

Межличностные: между отдельными людьми или коллективами.

Индивидуальные: противостояние отдельных людей. Разногласия могут быть связаны с представлениями о целях и ценностях.

Межгрупповые: между конкурирующими группами.

Внутригрупповые: между отдельными членами одной группы.

Какие условия необходимы для решения конфликтов

Равноправие участников.

Общая заинтересованность в сотрудничестве.

Открытость, честность, порядочность.

Слушание и понимание.

Описание, а не морализация.

Наглядные примеры.

Непосредственное обращение к людям.

Каковы стадии развития конфликта

1. Формирование отдельных мнений — позиций участников конфликта. Группировка вокруг них сторонников.

2. Обстановка резко меняется. Усиливается конфронтация. Подчеркивается разница мнений. Возникает страх, что противник получит превосходство.

3. Создание препятствий для противника на пути достижения цели. Осознание, что противник чинит препятствия.

4. Особенно заметны враждебные действия. Возникновение устойчивого стереотипного образа противника. «Я» и «они».

5. Под сомнение ставится личность противника. Конфликт ценностей. Усиливается динамика конфликта. Жесткая конфронтация.

6. Позиции становятся еще более радикальными. Угрозы. Эскалация напряжения. Прекращение коммуникации из-за непреодолимых эмоциональных проблем.

7. Человеконенавистнический болезненный образ мыслей. Готовятся средства для уничтожение противника, удерживает только стремление к выживанию.

8. Привлекаются все силы. В политике — пресса, в частной жизни — сплетни, слухи. Используются хитрость и коварство.

9. Исчезает самоограничение. Шаг назад невозможен, издержки неважны. Самоуничтожение не страшно — враг тоже будет уничтожен.

Какие могут быть стили решения конфликта

Отступление — целесообразно, если человек осознал, что конфликт эмоциональный и стороны сами могут его решить.

Гармонизация — частный конфликт подчиняется высшим целям, на фоне которых противостояние отходит на второй план.

Компромисс — оптимальное для всех решение найти практически невозможно, но с помощью взаимных уступок можно найти «золотую середину».

Решение проблемы — интересы сторон учитываются, проблема обсуждается на предметном уровне.

Реализация — разрешение конфликта с привлечением авторитетного лица (например, при возникновении непреодолимых противоречий, когда иные способы труднодостижимы).

Рефлексия

• Как вы справляетесь с конфликтами, как преодолеваете конфликтные ситуации?

• Какие чувства возникают?

(Обед 1 час.)

4. Подведение итогов и обобщение полученных знаний и навыков (1 час)

Игра «Остановись, мгновение»

Ведущий. Итак, близится к завершению наше путешествие. Участники хорошенько проветрились, просолились. Поднялись на верхушку мачты, спустились в глубины морские. Замечательное путешествие получилось. И конечно, вернувшись из путешествия, каждый стремится показать друзьям и знакомым фотографии, видеофильм, поделиться впечатлениями.

Вот мы сейчас и посмотрим, что вы сняли на свои видеокамеры.

Ведущий делит группу на две команды. Каждой дается задание: за 20 минут подготовить сценку, отражающую события тренинга и усвоенные знания. Участники готовят номера и представляют их.

Рефлексия: проводятся обсуждение, обмен воспоминаниями, эмоциональная разрядка.

5. Завершение тренинга (30 минут)

Ведущий. Морское путешествие незаметно подошло к концу. Поскрипывая бортами и такелажем, парусник возвращается в порт. Громко булькнув, вцепились в илистое дно якоря. Команду и пассажиров доставили на берег юркие ялики. И вот вы снова находитесь там, откуда стартовала наша регата. Прошу всех поднять руки, сделать глубокий вдох и стряхнуть с себя пыль странствий и приключений. Вы больше не путешественники. Добро пожаловать в XXI век!

Статья подготовлена при поддержке компании «ДомЭко». Если Вы решили приобрести качественный и надежный деревянный коттедж, дом или дачу, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ДомЭко». Перейдя по ссылке: «деревянные дома», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и условиях предоставления услуг компанией «ДомЭко». В компании «ДомЭко» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами, которые смогут ответить на ваши вопросы.

Далее ведущий кратко резюмирует лекционный материал, отвечает на вопросы. Участники обмениваются контактной информацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2008.

Еремеева Н.А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 5-е изд., стереотип. — М.: Когито-Центр; Московский психолого-социальный институт, 2007.

Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность / Пер. с нем. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.

Уизерс Б. Управление конфликтом. — СПб.: Питер, 2004.