|
|
Надежда, а что такое «СоцОбраз»? «СоцОбраз» — это проект, направленный на внедрение новых интернет-технологий в работу психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Он разрабатывается в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» Федеральной целевой программы развития образования РФ. Над его реализацией работают Национальный фонд подготовки кадров и Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика». На первом этапе проект реализуется в 16 регионах, а с 2010 года будет охвачено еще 20 регионов. Присоединившись к сетевому сообществу на сайте поддержки «Социального образования» (http://wiki.openclass.ru), можно бесплатно пользоваться предоставленными ресурсами. Сетевое сообщество — это группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Это и своеобразная интерактивная площадка для обмена опытом и повышения квалификации учителей, методистов, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Мы стремимся показать, как использовать возможности Интернета и по-новому выстраивать общение с родителями с использованием сервисов web 2.0. А каковы возможности сервиса web 2.0? Если в формате web 1 на сайте просто размещалась статичная информация, то web 2.0 позволяет обсуждать, вносить изменения, обновлять информацию, взаимодействовать, совместно работать. Это блоги, форумы, чаты, социальные сети, сервис интернет-документов Google, сервисы типа FriendFeed. FriendFeed — это интернет-сервис, который
позволяет создавать свою новостную ленту, куда
можно собирать информацию из разных источников:
блогов, рассылок, фото- и видеосервисов, других
каналов FriendFeed. (Подробнее см. на Многие родители, не говоря уже о школьниках, хорошо знают эти сервисы, а многие педагоги используют их для организации уроков и внеурочной деятельности Что предлагается психологам в рамках проекта «СоцОбраз»? Для психологов, участвующих в проекте, приоритетной является работа с родителями, включающая их дистанционное консультирование, дистанционные тренинги, создание совместных детско-родительских проектов с использованием сервисов Интернета, рассылок и библиотеки полезных материалов, ведение блога психолога для родителей и др. Все это дает возможность перевести работу с родителями на качественно новый уровень, сделав их активными участниками образовательно-воспитательного процесса. Приведу пример. В нашей гимназии недавно прошло родительское собрание в 8-м «Г» классе, где мы проверили возможность использования технологии FriendFeed. Темой собрания была поддержка мотивации детей к учебе, которая, к сожалению, снижается в средних и старших классах. Мы поставили перед собой задачу — понять, что могут сделать родители, школьные учителя и психолог, чтобы сохранить и даже усилить мотивацию у детей. Сначала мы провели беседу, где рассказали родителям о роли мотивации в учебном процессе, познакомили с данными анкет детей, где те высказали свои ожидания по оптимальной организации учебной деятельности. Затем началась проектная интерактивная работа. Мы разделили родителей на три группы, у каждой был свой компьютер с установленной на нем программой FriendFeed. Результаты деятельности каждой из групп выводились на большой экран, что позволило обменяться наработками, а затем воспользоваться ими с домашнего компьютера. Любой человек может принять участие в этом проекте? Конечно, при этом неважно — из пилотного региона специалист или нет. Сначала нужно пройти дистанционный обучающий базовый тренинг, рассчитанный на 18 часов. По окончании выдается документ о повышении квалификации от Национального фонда подготовки кадров. Сейчас тренинг существует в двух вариантах: индивидуальном и командном. Участники индивидуальной программы могут проходить его в том темпе, в котором им удобно, главное, чтобы к определенному времени все формы работы были освоены. Особенность этого тренинга заключается в том, что он начинается и заканчивается в скайпе. Мы обсуждаем варианты интернет-деятельности психолога, объясняем, как можно использовать возможности проекта в профессиональной работе. Участники представляются, пишут свои ожидания, затем учатся осваивать различные программы, узнают, как можно организовать работу психолога с родителями на школьном сайте или форуме. Они ищут ссылки в Интернете, создают свою профессиональную библиотечку. На втором этапе обучения участники осваивают дистанционное консультирование, деятельностные подходы к работе с родителями. Они получают материалы, которые анализируются и прорабатываются, а затем проходят «полевую практику» на сайте www.kras.mama.ru, где должны проконсультировать кого-то из родителей. Эта деятельность идет под контролем супервизора. В качестве итоговой работы участники должны предложить свой интернет-проект. Это может быть родительское собрание, семинар или акция для родителей. У нас разработана единая форма презентации проекта, которую участники заполняют. Затем осуществляется экспертиза, в ходе которой консультанты и тренеры оценивают плюсы и минусы каждой работы, указывают, что необходимо доделать. В завершение участники должны реализовать свой проект и представить отчет о реализации. Кроме индивидуальной формы обучения, есть и командная, когда для осуществления проектной деятельности собирается группа из психологов, педагогов, социальных педагогов, руководителей. Эти специалисты могут либо представлять одну школу, либо объединяться для общего дела, находясь в разных уголках России. Как психолог может использовать интерактивные технологии в индивидуальной работе с родителями? Не секрет, что при работе с проблемными детьми необходима постоянная обратная связь с родителями. Причем не только психолога, но и педагогов, классного руководителя. Полноценно реализовать такие контакты раньше не представлялось возможным. Интерактивные технологии позволяют сделать настоящий прорыв. При необходимости психолог может ежедневно консультировать родителей при помощи эсэмэс, ай-си-кью, скайпа или доступных социальных сетей (таких, как «ВКонтакте»). Правильно ли я поняла, что любой родитель может задать интересующий его вопрос школьному психологу и оперативно получить на него ответ? Да, в моей школе такая практика широко применяется. На родительском собрании я раздаю памятки, где написаны номера моего мобильного телефона, «аськи», адрес блога. Я веду блог школьного психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com/), и мои сообщения регулярно приходят всем желающим на электронную почту. Таким же образом любой психолог может общаться с родителями, обсуждать с ними различные проблемы, оповещать о предстоящих мероприятиях. Насколько готовы учителя, родители, психологи к таким формам работы? Безусловно, вначале требуются определенные усилия со стороны участников. Но эта работа дает много преимуществ. Например, используя новые технологии, можно легко и оперативно проводить анкетирование с дальнейшим обсуждением его результатов, делать рассылки полезных материалов. Возможности Googlе позволяют за несколько минут создать любую анкету. У нас в школе проводился мониторинг с 1-го по 11-й класс удовлетворенности детей и родителей процессом обучения, в нем были задействованы 1200 детей и столько же родителей. Представляете, сколько времени заняла бы ручная обработка?! А электронная анкета Googlе позволила буквально за пять минут провести обработку и представить готовые проценты, графики, диаграммы. У нас в проекте участвует школа села Середка Псковской области, где ИКТ-технологии используются очень активно. Несмотря на то что в селе проживает всего 4000 человек, родители и дети участвуют в сетевых проектах. Родители общаются дистанционно, налажена система рассылок, проводятся родительские собрания с использованием Интернета, а отдельные учителя ведут блоги. Там понимающий директор, увлеченная команда. Родители общаются с психологом и педагогами через мобильную связь, выходят в Интернет через модемы. Для психолога интернет-технологии — новый мир, который открывает большие возможности. А проектная деятельность в рамках «СоцОбраза» направлена не только на получение новых знаний, но и на развитие умения творчески и нестандартно мыслить, формирование профессиональной рефлексии и профессионального проектного мышления психолога. На сайте Подготовила
|