|
Закончилось десятилетие нулевых. Двадцать первый век без задержки устремился в свое второе десятилетие, легко перешагнув рубеж между нулем и единицей. В этом событии можно усмотреть определенный символический смысл. В нулевых годах новый век только стартовал, разгонялся, набирал обороты, постепенно ускорял свое движение. Это была эпоха детства (можно предположить, что в каждом веке циклично повторяются, сменяя друг друга, разные возрастные периоды развития мира). И, как обычно бывает в детстве, в эту эпоху происходили события очень разные, иногда диаметрально противоположные по своему значению: яркие и тусклые, прогнозируемые и неожиданные, радостные и трагические, хорошие и дурные. А человечество, проживая эти события, часто вело себя как наивный ребенок. Теперь мир вступает в подростковую пору, то есть пору, еще более непредсказуемую. Однако кризис у мира начался чуть раньше, чем предполагает традиционная возрастная периодизация, — что поделаешь, вероятно, и у века случилась акселерация. Может быть, пережив подростковый кризис заранее, наша цивилизация обеспечила себе в десятых годах более стабильное и ровное развитие? В том, что происходило и происходит с российской психологической службой, можно видеть сходные тенденции. В нулевые годы был и период бурной активности психологов образования и беспечно-оптимистичного взгляда в будущее, был и период кризиса, потерь и трудностей. Будем надеяться, что этот последний период остался позади и мы переходим к этапу наращивания новых возможностей и накопления новых ресурсов для осуществления резкого рывка вперед. С Новым годом вас, дорогие коллеги! С новым десятилетием! ИГОРЬ ВАЧКОВ,
|