|
Наука о мастерствеО технологиях и реалиях психологической службыПрикладная психология… Не будет преувеличением сказать, что недавно состоявшийся третий Всероссийский конкурс «Педагог-психолог — 2009» собрал участников со всех концов нашей страны — от Карелии до Камчатки, от Республики Коми до Северной Осетии, а потому позволил увидеть, чем же заняты психологи образования, какие ставят перед собой задачи и насколько им удается реализовать задуманное. Правда, в данном случае нельзя сказать, что появилась возможность увидеть работу психолога, — для этого пришлось бы не один день присутствовать на занятиях и участвовать в психолого-педагогических консилиумах и совещаниях. Удалось всего лишь подсмотреть за тем, как психологи работают с детьми и их родителями, педагогами и школьной администрацией. Однако даже этого небольшого наблюдения оказалось достаточно, чтобы выявить некоторые заметные проблемы психологической службы образования и задуматься о путях их разрешения. Мечты и реальностьОдно из заданий конкурса звучало так: «Защита психолого-педагогической технологии». От участников конкурса требовалось не только рассказать, но и показать, какой вклад они вносят в решение стоящих перед современным образованием задач. Обратило на себя внимание прежде всего, что абсолютно все задачи носили реальный характер, а это говорит о включенности психологов (по крайней мере, участников конкурса) в жизнь образовательного учреждения — будь то школа, детский сад или психологический центр. Работа с умственно отсталыми и слабослышащими детьми, подготовка старшеклассников сельской школы к взрослой жизни, волонтерство, эмоциональное развитие дошкольников и родительский клуб в детском саду — вот далеко не полный перечень тех видов деятельности, которые выполняли конкурсанты. Казалось бы, вот оно — то, о чем мечтали создатели психологической службы: желание и умение психологов видеть проблемы и находить средства для их продуктивного решения. Нуждаются ли подростки в помощи психолога в ходе профессионального и личностного самоопределения? Ответ положительный. Если молодые родители затрудняются в определении того, как их слова и поступки сказываются на состоянии ребенка, то к кому, как не к психологу, им следует обратиться, и очень хорошо, если психолог, предвидя подобные вопросы, готов создать клуб для пап и мам, бабушек и дедушек. О родителях, дети которых оказались не совсем здоровы и совсем не здоровы, говорить и вовсе не приходится: порой непонятно, кто больше нуждается в психологической помощи — ребенок или растерявшаяся мама. В то же время по ходу демонстрации участниками конкурса своих профессиональных умений, или, как сейчас принято говорить, компетенций, становилось очевидным, что, хотя задачи актуальны и действуют психологи уверенно, работают они очень по-разному. Можно предположить, что и результат будет разным, причем уже не на сцене, а в реальной жизни. И дело тут не столько в сложности и содержании решаемых проблем, сколько в самих подходах к их решению. Парадоксальная ситуацияНапомним, что психологи показывали психолого-педагогические технологии работы. Ключевым в данном словосочетании является слово «технология». По итогам конкурса не остается сомнений, что участники выступили с разной степенью успешности, точнее говоря, не всем удалось показать именно технологию работы. Сразу же следует сделать одно весьма существенное замечание: не стоит винить в этом психологов, так как конкурс выступает лишь отражением той ситуации, которая сложилась в нынешней психологии образования. По-видимому, есть все основания говорить о недостаточной разработанности психолого-педагогических технологий. Прежде чем анализировать сложившуюся ситуацию, необходимо определить, а что же понимается в нашей науке под технологией. Это слово греческого происхождения, и точный перевод звучит как «наука о мастерстве», а в толковых словарях «технология» определяется как «совокупность операций, которые выполняются определенным образом и в определенной последовательности». Что касается психолого-педагогических технологий, то, судя по многочисленным публикациям, в последнее время проведено немало исследований по здоровьесберегающим, личностно-ориентированным и другим технологиям. Однако это не означает, что достигнута ясность в понимании всех этих новых терминов. Например, есть такие технологии обучения, которые обеспечивают усвоение материала за меньшее число учебных часов, при этом они, как правило, обладают развивающим эффектом и способствуют появлению устойчивого интереса к учебе. Исследователи расходятся во мнении, к какой категории технологий они относятся — к здоровьесберегающим или личностно-ориентированным? Складывается парадоксальная ситуация: пока ученые заняты определением, что такое «психолого-педагогические технологии», по каким основаниям и на какие типы их можно разделить, практики заняты их активным внедрением. Правда, остается открытым вопрос: а что же они все-таки внедряют и не окажется ли так, что интуиция и опыт в данном случае не совсем надежные помощники? Есть еще один вопрос, который так и остался без ответа: где пролегает граница между работой педагога и работой психолога и, соответственно, между педагогическими и психологическими технологиями или можно говорить о психолого-педагогических технологиях? Разве этого мало?О необходимости, и даже более того — целительности, технологического подхода в психологии известно давно. Еще в конце 20-х годов прошлого века Л.С. Выготский писал о психотехническом подходе как имеющем решающее значение для развития самой психологической науки. Именно такой подход, по его мнению, обеспечивает искусственное управление поведением, приводит к подчинению и овладению психикой. В его учебнике «Педагогическая психология», который предназначался не только преподавателям вузов, но и школьным учителям, есть глава, которая так и называется — «Психология и учитель». По мнению Выготского, чтобы охватить полностью процесс воспитания и обучения, недостаточно рассматривать его лишь с точки зрения воспитанника, необходимо учесть и психологию учительского труда. Выготский рассматривает учителя как организатора той социальной среды, которая выступает воспитывающим и обучающим фактором для ребенка. От учителя, писал Выготский, требуется знание техники своего дела. То же самое сегодня можно сказать и про психолога, который наравне с учителем принимает самое непосредственное участие в образовательном процессе. Лишь спустя несколько десятилетий эти общие идеи Выготского получили дальнейшее развитие. Наш современник Ф.Е. Василюк заметил, что появление психолога-практика как массовой профессии создало радикально новую ситуацию для всей нашей психологии. Возникла потребность в таких подходах, которые были бы включены в контекст психологической практики и, наоборот, включали бы практику в свой контекст. Этим требованиям отвечает практико-ориентированный психотехнический подход. Продолжая свою мысль, Василюк обращает внимание на уже существующие образцы реализованного психотехнического подхода. Это классический психоанализ Фрейда и теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФ) П.Я. Гальперина. Именно психотехнические подходы обеспечивают работу психолога с психикой. Не случайно психоанализ выступил основой консультирования и психотерапии — Василюк назвал его первой психотехнической системой. Что касается ТПФ, то на ее основе возможна разработка собственно психологических технологий в школьном обучении. Гальперин выделил основные направления приложения своей теории к практике обучения, правда не называя их при этом психотехническими. Справедливости ради необходимо добавить, что он видел ограниченность собственной теории возможностью ее использования лишь в обучении; приложение выводов ТПФ к процессу воспитания представлялось для него делом будущего. Но разве этого мало? Если мы знаем, как сделать обучение развивающим, а процесс получения знаний — интересным, то не обладаем ли мы одновременно и средством воздействия на личность ребенка? Воспитание как педагогическое производствоИнтересно, что указания на целительность психотехнического подхода в образовании встречаются и в работах педагогов. А.С. Макаренко писал о педагогической технике, с грустью замечая, что одинок в понимании ее важности. Он обращал внимание на то, что на вершинах педагогического олимпа всякая педагогическая техника в области воспитания считается ересью и ребенок рассматривается как существо с душой, обладающей способностью саморазвития. В условиях такого благоговения перед природой, отмечал Макаренко, вырастало то, что естественно могло вырасти, — обыкновенный бурьян. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?» Слова Макаренко звучат как приговор, когда он пишет, что в педвузах захирела (именно так и написано!) педагогически-техническая мысль, поэтому воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое. Сказано это было в 1938 году, когда педагогическая система Макаренко, которая, по мнению ее создателя, была выведена из практики, прошла испытание этой самой практикой и таким образом доказала свою эффективность в решении задачи, сформулированной Выготским как задача управления поведением. От конкурса психологов к конкурсу психологииМожет быть, на вопросе о психолого-педагогических технологиях и их недостаточной разработанности и не стоило специально останавливаться, если бы не одно существенное обстоятельство. Этот вопрос имеет самое непосредственное отношение к оценке эффективности психологической службы, так как о работе психологов судят по тому, каких результатов им удается добиться. Если с детьми проводятся тренинги коммуникативных навыков, то становится ли им впоследствии легче общаться друг с другом? Если психолог берется за задачу сплочения педагогического коллектива с использованием деловых игр, то о каких ожиданиях может идти речь? Значение образовательных технологий можно проиллюстрировать на примере школьного обучения. Вряд ли найдется такой психолог, который не слышал бы о системе развивающего обучения. Но постараемся припомнить, когда в последний раз приходилось сталкиваться с позитивной ее оценкой? Разве что на защите студенческих работ или в научных публикациях. А вот в школе все обстоит совсем иначе: учителя и директора все чаще отдают предпочтение традиционной системе. Однако не стоит спешить с окончательными выводами о бесперспективности ее использования в школьной практике — дело не в самой системе, а в том, насколько педагоги ею овладели. Один из создателей теории развивающего обучения В.В. Давыдов, анализируя опыт внедрения ее в практику, отмечал недостаточную технологическую разработанность, в отличие от всестороннего психологического анализа теории. Это вполне объяснимо, так как инициаторами и участниками исследования развивающего образования были главным образом психологи. Под руководством Давыдова были открыты специальные центры по переподготовке специалистов, желающих работать по данной системе. С уходом из жизни идеолога и организатора развивающего обучения, который ездил по городам и весям, с тем чтобы обучать учителей, система развивающего обучения стала потихоньку сдавать позиции в системе начального образования. Аналогичная ситуация наблюдается и в нынешнем психологическом обеспечении школьного обучения. Психологам удается добиться высоких результатов в таких областях, как коррекция школьных трудностей, активизация профессионального выбора, установление продуктивных отношений между администрацией и педагогами, но нередко это только частный опыт одного человека. В этой связи одной из актуальных для практической психологии выступает задача разработки с опорой на накопленный опыт психологических технологий. И далеко не последняя роль в этом деле принадлежит психологам-практикам, оказавшимся в состоянии решать профессиональные задачи. Поэтому — как ни громко это звучит — сегодня от качества технологий в немалой степени зависит судьба нашей психологической службы: быть ли ей или нет. Если продолжить эту мысль и вспомнить слова Выготского о той роли, которую он отводил прикладной психологии, то станет понятно, что судьба не только службы и не только прикладной психологии, но в известном смысле и психологической науки в целом. Следовательно, конкурсы психологического мастерства проводить очень полезно, по крайней мере по той причине, что они лучше всяких отчетов о проделанной работе и методических рекомендаций проливают свет на реальное положение дел в практической психологии образования. И как следствие — помогают сосредоточиться на решении актуальных проблем. А конкурс психологов оборачивается, таким образом, конкурсом для самой психологии. Марина СТЕПАНОВАСпонсор публикации статьи: информационный сайт про болезни кожи Ekzema-Neirodermit.Ru. Интернет ресурс содержит большую подборку статей про такие болезни кожи, как экзема на руках, псориаз, крапивница и многие другие болезни кожи и статьи по аллергологии. Информация поможет Вам определить симптомы, найти методы лечения и профилактики. |