|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Татьяна ГОВОР,
|
Ситуации проявления | Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик |
Когда нужно действовать быстро | Легко включается в работу | Действует со страстью | Действует спокойно, без лишних слов | Действует неуверенно, робко |
Реакция на замечание учителя | Говорит, что больше так делать не будет, но опять делает то же самое | Возмущается, что ему делают замечания | Выслушивает и реагирует спокойно | Молчит, но обижен |
Обсуждение вопросов, которые очень волнуют | Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других | Быстро, со страстью, но других не слушает | Медленно, спокойно, но уверенно | С большим волнением и сомнением |
Нужно сдать контрольную, но она не закончена или есть ошибка | Легко реагирует на создавшуюся ситуацию | Торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки | Решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, про ошибки говорит мало | Сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнения в правильности решения |
Если сразу не получается выполнение трудного задания | Бросает, потом опять продолжает решать | Решает упорно и настойчиво, но часто выражает свое возмущение | Спокойно | Проявляет растерянность, неуверенность |
Если спешит домой, но нужно остаться в школе | Быстро соглашается | Возмущается | Остается, не говоря ни слова | Проявляет растерянность |
В незнакомой обстановке | Проявляет активность, легко и быстро ориентируется, быстро принимает решения | Проявляет активность в одном направлении, из-за этого не получает нужных сведений, быстро реагирует | Спокойно присматривается к происходящему, с решением не спешит | Робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно |
5. Кофе-пауза
Десятиминутный перерыв, после которого проводится упражнение для разминки.
6. Индивидуально-психологические особенности учащихся
Показ флеш-мультфильма «Разные темпераменты», мультимедийная презентация «Свойства темперамента, проявляющиеся в поведении учащихся».
Ведущий. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.
Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент — это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя, и поэтому тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Знание свойств темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности поведения, дает возможность варьировать приемы воспитательных воздействий.
Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то будет труднее раскрыть особенности личности. Конечно, учебно-воспитательный процесс в школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и пр. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса.
Показ флеш-мультфильма.
Ведущий. Очевидно, что обучать детей без учета особенностей темперамента — значит не осуществлять индивидуальный подход при обучении.
Дети, имеющие сангвинический и холерический темперамент, чаще относятся к экстравертам, а дети, имеющие флегматический и меланхолический темперамент, — к интровертам. Известно, что одни и те же методы обучения могут оказаться пригодными для интровертов, но совершенно не подходят для интровертов.
Изучение связи между личностью и методами обучения показывает, что одни методы отражают возможности экстравертов, другие — интровертов. Учитель начальных классов — экстраверт переключает деятельность учащегося в ходе урока от 10–12 до 17 раз, что способствует активизации познавательной деятельности учеников-экстравертов. Учитель-интроверт переключает деятельность учащихся 3–4 раза, что отвечает возможностям интровертов.
С учителем-интровертом учащиеся-интроверты работают вдумчиво, последовательно, рассчитывая свое время. Они реализуют себя в актуально-смысловой учебной деятельности, а учащиеся-экстраверты, выполнив задание, мучаются от безделья и мешают вдумчиво работать интровертам.
Учитель должен учитывать модели поведения экстравертов и интровертов, эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых (тревожных) детей с тем, чтобы применять наиболее эффективные методы обучения детей разных способностей и разных типов темперамента. Это позволит осуществлять индивидуальный подход в обучении.
7. Практическая работа
Анализ конспектов урока с помощью схемы анализа психологического качества урока
Работа в группах.
Ведущий. Каждый учитель в процессе своей работы решает одну и ту же проблему: как сделать урок более познавательным, развивающим, продуктивным, используя оптимальные методы и приемы обучения?
Мы убеждены, что ведущая роль в процессе достижения поставленных целей принадлежит грамотной оценке психологического качества урока. Анализу урока посвящено довольно много психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). В этих работах дается комплексный анализ урока, где рассматриваются его психологический, педагогический, методический и предметный аспекты.
Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), закономерности процесса обучения; психологические особенности учащегося, всего класса (деятельность по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков). Это и психологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленные спецификой учебного предмета,
Психологическая структура урока состоит из трех блоков: когнитивное взаимодействие, коммуникативное взаимодействие и контрольно-оценочное взаимодействие. Все это можно оценивать по достаточно конкретным показателям.
Задавшись целью оказать помощь администрации в анализе урока с точки зрения оценки его психологического качества, мы разработали одну из систем критериев и ориентиров — схему анализа психологического качества урока. Она является своеобразной панорамой урока, что позволяет учителю оценить свои возможности, определить цели, соизмерив одно с другим. Таблица (см. приложение) может служить подсказкой для педагога при планировании уроков, а также для администрации при психологическом анализе урока.
Формируются конкретные предложения по устранению педагогом обнаруженных в ходе анализа недостатков, указывающие пути и время их исправления, а также повторной проверки.
Мы не претендуем на глубокое научное исследование, но в то же время, основываясь на опыте работы, предпринимаем попытку выделить и проанализировать основные актуальные вопросы оценки психологического качества урока.
Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая группа получит по три конспекта урока и схему анализа психологического качества урока.
Вам нужно будет с помощью схемы произвести анализ психологического качества данных уроков (подсчитать баллы, определить достоинства урока и дать рекомендации по повышению его эффективности).
Работа в группах (20 минут). Участники групп имеют по три одинаковых конспекта уроков: урок русской литературы — 8-й класс, урок белорусского языка — 7-й класс, урок по предмету «Человек и мир» — 4-й класс.
8. Обсуждение уроков с точки зрения оценки их психологического качества
Ведущий. Давайте обсудим полученные результаты. У вас были одинаковые конспекты уроков.
Урок русского языка
1-я группа оценила урок в 78 баллов; 2-я группа — в 73 балла; 3-я группа — в 76 баллов.
Итак, мы видим, что ваши мнения практически совпали.
Урок соответствует не только классическим требованиям, но и значительной части современных.
Знания усваиваются на продуктивном уровне — поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Много внимания уделяется развитию познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у детей. Учитель является организатором продуктивной деятельности учащихся (проблемное обучение).
Урок белорусского языка
1-я группа оценила урок в 64 балла; 2-я группа — в 53 балла; 3-я группа — в 60 баллов.
Урок удовлетворяет практически всем классическим требованиям. Знания усваиваются больше на репродуктивном уровне — воспроизведение по образцу, по инструкции. Преобладает самостоятельная работа учащихся по заданному алгоритму. Нужно уделять больше внимания совместному обсуждению, проблематизации заданий, а также поиску учащимися разнообразных способов решения задач и определению ими личного порядка действий. Продумывать задания для развития познавательных способностей детей: мышления, восприятия.
Урок по предмету «Человек и мир»
1-я группа оценила урок в 34 балла; 2-я группа — в 38 баллов; 3-я группа — в 38 баллов.
Урок не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических. Знания усваиваются только на репродуктивном уровне — воспроизведение по образцу, по инструкции. Наиболее загружена память учащихся (без логического осмысления материала). На уроке знания передаются учащимся в готовом виде. Дети следуют жесткому алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем. Нужно больше внимания уделять развитию самостоятельности у детей, формированию у них контрольно-оценочных умений, а также развитию познавательных процессов.
Вы заметили, что в зависимости от урока, его цели и задач, формы организации и технологии психологические характеристики могут быть выражены в большей или меньшей степени. Это очень важно знать учителю и администратору для анализа урока, восприятия его учащимися, для самосовершенствования и, наконец, для улучшения учебного процесса.
Каждый урок зависит от его технологической и организационной формы, от целей, подхода учителя, восприятия его учащимися, а потому он уникален, неповторим. Каждый урок имеет свое лицо, психологическое сопровождение, психолого-педагогический результат, присущий только ему. И после урока настроение как учителей, так и учеников всегда различно. Данная схема позволяет оценить психологическое качество урока даже только по предъявленному учителем конспекту.
Если вас заинтересовала эта схема, вы можете сделать такой психологический анализ уроков сами, использовать этот опыт в своей педагогической практике.
9. Подведение итогов семинара-практикума
Анкетирование
Ведущий. На этом наша теоретическая и практическая часть закончены. Осталось только подвести итоги.
Оцените, пожалуйста, по 10-балльной системе наш семинар с позиции «интерес» на зеленых листочках и с позиции «польза» — на желтых листочках, которые мы наклеим вот на эту березку. На голубом листочке оцените достоинства и недостатки предложенной вам схемы анализа психологического качества урока.
Общий итог: «интерес» — средний балл 8,5; «польза» — средний балл 9. Достоинства схемы: разработанность критериев, они лаконичны, понятны и содержательны; удобно анализировать достоинства урока и писать рекомендации по повышению качества преподавания учебного материала; схема позволяет фиксировать как количественную, так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.
Схема анализа психологического качества урока
Параметры | Содержание | Баллы | Итог |
Цель урока | 1. Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания | 2 | |
2. Передать учащимся знания в готовом виде | 1 | ||
3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу | 1 | ||
4. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи | 2 | ||
5. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы | 2 | ||
6. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок | 1 | ||
Метод урока | 7. Организация работы с учебником, учебными и неучебными текстами | 1 | |
8. Предъявление нового материала учителем в готовом виде | 1 | ||
9. Учебные задания с заданным порядком действий | 1 | ||
10. Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения | 2 | ||
11. Творческие задания | 2 | ||
12. Различные виды работ на оценку | 1 | ||
13. Беседа, экскурсия | 1 | ||
13. Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг | 2 | ||
Средства организации урока | 14. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма (объяснение нового материала в готовом виде) | 1 | |
15. Проведение устного и письменного опроса, самостоятельной работы, взаимоопрос и пр. — с выставлением оценок | 1 | ||
16. Формулирование задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами | 2 | ||
17. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником — по алгоритму | 1 | ||
18. Совместное обсуждение, проблематизация | 2 | ||
19. Поощрение детей к поиску своих способов решения | 2 | ||
20. Стимулирование познавательной активности без выставления оценки | 1 | ||
21. Организация взаимодействия, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности | 2 | ||
22. Предоставление конкретных образцов решения той или иной учебной задачи | 1 | ||
23. Организация творческой работы с поддержанием интереса к процессу работы | 2 | ||
Действия учащихся | 24. Внимательное слушание, наблюдение, объяснение и запись | 1 | |
25. Пассивное восприятие информации | 1 | ||
26. Индивидуальная проработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме | 2 | ||
27. Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать | 2 | ||
28. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий | 2 | ||
29. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем | 1 | ||
30. Списывание чужого способа | 1 | ||
31. Воспроизведение материала учебника в готовом виде | 1 | ||
32. Участие в планировании дел, дискуссии | 2 | ||
33. Стремление получить отметку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность | 1 | ||
34. Дискуссия, вопросы, работа с книгой | 1 | ||
35. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку | 0 | ||
Приемы развития мышления | 36. Поиск закономерностей: найти лишнее, найти закономерность и расставить в правильном порядке; назвать одним словом; сворачивание информации в виде таблицы и анализ таблицы; составление подписей к кроссвордам | 1–3 | |
37. Анализ: найдите соответствие; что лишнее и почему; подчеркните то, что относится к..; подчеркните понятия | 1–3 | ||
38. Синтез и обобщение: перечислены характеристики объекта — о чем речь; рисунки нескольких объектов — в каком процессе они участвуют; перечислены даты, имена, место — о каком событии идет речь; составление развернутого плана темы, опорного конспекта | 1–3 | ||
39. Сравнение: найдите сходство и различие между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы); выделите ведущие характеристики для сравнения | 1–3 | ||
40. Причинно-следственные связи: продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент; расположите в логической последовательности; постройте систему понятий или интеллект-карту; составление и решение развивающих канонов; составление опорных конспектов, графиков; графическое описание закономерностей | 1–3 | ||
41. Умение делать вывод: прочитать или прослушать текст (диалог, монолог) и сформулировать вывод; предложить как можно больше вариантов решения проблемной ситуации; сделать вывод о причинах изменения в протекании процесса, в структуре или в составе объекта | 1–3 | ||
Управление вниманием на уроке | 42. Особенности наглядного материала ( яркость, новизна, структурирование) | 1 | |
43. Изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, речевых форм) | 1 | ||
44. Установка быть внимательными | 1 | ||
45. Смена видов деятельности на уроке (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными) | 1 | ||
46. Организация активности детей | 1 | ||
47. Формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни | 1 | ||
48. Ключевые моменты урока получают отражение на доске | 1 | ||
49. Выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями | 1 | ||
50. Пояснения с помощью аналогий и примеров | 1 | ||
51. Учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке | 2 | ||
Обеспечение качественного восприятия материала | 52. Установка на восприятие учебного материала | 1 | |
53. Контроль точности и полноты восприятия учебного материала | 1 | ||
54. Благоприятный фон восприятия при изложении материала | 1 | ||
55. Использование прошлого опыта при организации восприятия материала | 1 | ||
56. Учет возрастных особенностей восприятия | 1 | ||
Развитие мнемических способностей учащихся | 57. Формирование установки на запоминание | 1 | |
58. Акцентирование внимания на запоминаемом материале | 1 | ||
59. Учет индивидуальных мнемических особенностей учеников | 1 | ||
60. Определение ключевых слов | 1 | ||
61. Учет средних показателей запоминания | 1 | ||
62. Организация материала для заучивания (дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление, использование ассоциаций) | 1–2 | ||
63. Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости) | 2 | ||
Контроль и коррекция деятельности учащихся | 64. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним | 1 | |
65. Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся | 1 | ||
66. Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга | 2 | ||
67. Ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся | 2 | ||
68. Пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся | 1 | ||
69. Тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах учащихся | 1 | ||
70. Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке | 2 | ||
71. Для самооценки и самоконтроля применяются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке | 1 | ||
Поддержание приемлемого поведения в классе | 72. Варьирование форм учебной активности | 1 | |
73. Использование приемов активизации учащихся на уроке | 1 | ||
74. Использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей) | 2 | ||
75. Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся | 2 | ||
76. Учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке | 1 | ||
77. Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя | 1 | ||
78. Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся | 2 | ||
79. Педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для таких ребят особые формы учебной работы | 2 | ||
80. Наблюдаются авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми | 0 | ||
81. Заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми | 0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы. Баллы ставятся только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Итоговый результат определяется следующим образом: если конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится балл. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла, а также в 3 балла. Данная методика позволяет провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя, а также определить уровень психологического качества урока по формуле:
По величине У (ср) определяется уровень профессиональной деятельности учителя:
менее 0,5 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;
0,61 — удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;
0,75 — удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;
более 0,9 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.
Литература
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. — М., 1982.
Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван, 1981.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
Иванов С.В. Анализ урока. — Воронеж, 1975.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., 2003.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М.: Ось-89, 2007.
Львова Ю.Л. Как рождается урок. — М., 1976.
Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1993.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1999.