Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Из первых рук

Ключевая роль в обновленной системе образования

Интервью с доктором психологических наук, профессором, действительным членом РАО, ректором МГППУ, директором Психологического института РАО, президентом Федерации психологов образования России Виталием Владимировичем РУБЦОВЫМ

 

Виталий Владимирович, сейчас, когда наметились реальные контуры «Новой школы», как будет развиваться психологическая служба в системе образования?

Национальная инициатива «Наша новая школа», с которой год назад выступил президент России Дмитрий Медведев, дает нам возможность увидеть, как через совершенствование системы образования Россия будет двигаться к тому, что можно назвать инновационным обществом.

По существу, школа становится институтом, который должен систематично заниматься развитием интеллектуального потенциала своих граждан. Внедрение инновационных технологий невозможно без людей, которые свободно владеют этими технологиями — могут проектировать, создавать и использовать их. Поэтому «Новая школа» — это школа, где надо создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должны соответствовать обновленное содержание и цели образования.

Обучение и воспитание в школе будут ориентированы на новые стандарты общего образования. Они созданы на серьезной научной и научно-методологической базе — культурно-деятельностном подходе к развитию человека. С учетом установок этого подхода выстроена личностно-ориентированная развивающая модель начальной школы, которая будет совершенствоваться на других ступенях обучения. Существенно для новых стандартов, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции.

Меняются требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Перед психологами и педагогами возникает и новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам — оценивать придется формирование надпредметных и личностных компетенций. Но даже если представить, что такая система разработана, встает не менее важный вопрос: кто сможет оценить уровень формирования этих компетенций? На наш взгляд, с этой задачей может справиться специалист, отвечающий за проблемы полноценного и комфортного обучения детей, то есть школьный психолог.

Вместе с учителем он должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Задачи на первый взгляд непростые, хотя и имеют свое решение. Ведь развитие личности — это не аморфное понятие, а процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе. И за это в значительной степени должен отвечать психолог. Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Изменится ли роль психолога в образовании?

На наш взгляд, новые образовательные стандарты могут существенно поменять «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника может превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас будут переходить к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

«Новая школа» обеспечивает необходимые условия для развития детей. А кто будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории? Кто будет отвечать за интеграцию, за инклюзию в рамках школьного обучения? Ведь в одной школе будут учиться и дети с ограниченными возможностями здоровья, и одаренные дети, и дети с задержкой и отставанием в развитии, и дети с девиантным поведением. Специалистом, который должен владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса, и является психолог. Именно он знает особенности различных категорий детей, так же как и особенности развития каждого ребенка. Психолог вместе с учителем будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Он может и должен это делать, это — его функционал.

В этом вопросе мы можем ориентироваться на опыт европейских стран. В Норвегии, например, есть должность заместителя директора школы по интегрированному образованию, который составляет индивидуальные программы обучения для различных категорий детей, где учитываются особенности их развития. Допустим, ребенок с СДВГ: 20 минут он может активно работать вместе со всем классом, а следующие 20 минут, когда у него проявляется гиперактивность, он работает по индивидуальному плану в другом помещении.

Видимо, «Новой школе» потребуются новые психологи. Как нужно их готовить?

Большая работа в этом направлении уже проделана. На базе Московского городского психолого-педагогического университета создан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Сейчас он проходит стадию утверждения.

Важно, что стандарт строится на той же методологической базе (культурно-деятельностная психология), как и стандарт общего образования. Новизна этого стандарта в том, что в систему подготовки педагогических кадров заложены те компетенции, которые отвечают требованиям работы с детьми в «Новой школе». В стандартах заложены девять профилей подготовки бакалавров по этому направлению. Среди них психолог, специалист в области индивидуального образования, социальный педагог. В стандарте есть профили по подготовке воспитателей, учителей начальной школы.

Почему мы настаиваем на том, чтобы воспитатель и учитель начальной школы получали подготовку по направлению «Психолого-педагогического образование»? Ответ прост. Если вы хотите, чтобы специалисты работали над развитием детей, то и подготовьте педагога, владеющего теми компетенциями, которые должны формироваться у учеников, в том числе надпредметные и личностные. К таким компетенциям следует отнести умение конструктивно общаться, работать в группе, а также строить деятельность в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.

В отечественной психологии создано такое научное направление, как психодидактика развития, основоположниками которой являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Развитие ребенка возможно, если обучение строится в формах ведущей деятельности ребенка, соответствующей его возрасту. И это — большая наука. Здесь еще раз можно сослаться на президента России, который подчеркнул, что основой нового образования должна стать прежде всего наука или комплекс наук о ребенке. Это значит, что нам надо обучать детей на научной основе, опираясь на принципы детского развития. А для этого надо так готовить самих педагогов, чтобы в процессе обучения у них формировались соответствующие компетенции. Возьмите стандарт по направлению «Психолого-педагогическое образование» — и вы увидите, что там содержится весь комплекс необходимых для этого компетенций.

А как быть с работающими специалистами?

При переходе к «Новой школе» нужно кардинально изменить сложившуюся систему повышения квалификации, взяв за основу новые стандарты педагогического образования. И в рамках этих стандартов менять систему повышения квалификации.

Кроме того, надо ввести в профессиональное образование профильную интернатуру. В МГППУ нам удалось создать модель будущей интернатуры. Это система подготовки студентов старших курсов. На четвертом курсе ребята начинают работать в одном из образовательных учреждений города под руководством штатных психологов, они изучают проблемы детей и те методы, с помощью которых с этими проблемами справляются опытные специалисты. Они занимаются и проектной деятельностью, разрабатывая совместные формы работы детей и взрослых, продуктивные виды взаимодействий. Студенты находятся под постоянным супервизорским наблюдением наставников. Иначе говоря, обучение на последних курсах вуза имеет практическую направленность. будущие выпускники постоянно проходят практику в образовательных учреждениях. На мой взгляд, это серьезный прорыв в подготовке специалистов: практико-ориентированная работа с проблемными детьми в реальных детско-взрослых сообществах.

Специально отмечу, что после окончания вуза студенты постоянно находятся в поле нашего зрения, находясь под наблюдением опытных наставников. При этом ничего нового мы не придумали, а ориентировались на европейский стандарт подготовки психологов по модели 4+2 (бакалавр + магистр). Там получение степени бакалавра является ступенью образования, а не уровнем профессиональной подготовки. Получив эту степень, выпускник идет в магистратуру и учится там еще два года, для того чтобы специализироваться по выбранному им направлению. Бакалавр принципиально не допускается до профессиональной деятельности, он нуждается в дополнительном уровне образования.

В одном из своих выступлений Дмитрий Медведев отметил, что в школу должны прийти специалисты, которые могут и не иметь специального педагогического образования. Среди них те, кто получил предметное образование в классических университетах и специализированных вузах. Это значит, что, только получив дополнительную педагогическую подготовку в магистратуре, выпускники смогут успешно работать в школе. На мой взгляд, это правильная идея.

Недавно в одном из интервью мне задали вопрос, не повлияет ли это на качество педагогического образования? Ничего подобного! Приход специалистов-предметников повысит уровень подготовки учащихся. Ведь речь идет о повышении качества образования, с одной стороны, и о сохранении высокого уровня предметной подготовки будущих преподавателей — с другой.

Я поддерживаю двухуровневое образование, считая, что оно решает проблему качественной подготовки и переподготовки специалистов для системы образования. Это повысит эффективность работы школы, тем более что она становится все более привлекательным местом работы для молодых людей.

К сожалению, сейчас психологи исчезают из школы в силу различных изменений в нашем обществе. Какие вы видите перспективы для воплощения сказанного вами в практику психологической службы?

Я на всех уровнях поддерживаю идею сохранения школьных психологов и укрепления психологической службы в системе образования в целом. Но не секрет, что психологическая служба в том виде, в каком она существует сейчас, сама нуждается в модернизации и серьезном развитии. Как только руководители системы образования осознают, что «Новой школе» необходимы новые кадры, в частности с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки и психолого-педагогическими компетенциями, ситуация начнет меняться к лучшему.

Но для этого следует принять ряд важных решений. В частности, необходимо ставить вопрос о национальной системе диагностики. Пока ее нет. Сейчас у нас действует ЕГЭ. Вопрос, однако, заключается в том, что ЕГЭ позволяет определять только уровень предметных компетенций учащихся. А как быть с другими компетенциями, в том числе личностными и надпредметными? Ведь их формирование у детей имеет такое же значение, как и формирование компетенций предметных. Кто и как их будет измерять? Возникает потребность в новой системе оценки образовательных результатов, а следовательно, в новом психологе, который будет владеть необходимыми технологиями этой оценки. Сейчас, к сожалению, квалификация многих специалистов не соответствует новым требованиям.

Если мы сумеем подготовить психологов, которые смогут обеспечить должный уровень развития детей в школе, то ни одно образовательное учреждение от них не откажется. И это понимают уже во многих регионах. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Омске, Красноярске, Калининграде, Ярославле, Самаре (и этот список регионов можно продолжить) школьные психологические службы укрепляются и совершенствуются.

Психологи готовы к тому, чтобы нести ответственность за качество развития учащихся, за результаты образования, выраженные в том числе в уровне сформированности личностных и надпредметных компетенций.

Мне кажется, пройдет еще немного времени и маятник качнется в другую сторону. Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования. Но для этого тем, кто сейчас отвечает за развитие образования, в том числе на федеральном уровне, следует предпринять шаги для уточнения задач психолога в системе образования. Нужна коллегия Министерства образования и науки по модернизации психологической службы.

Мы разработали Концепцию развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года и обсудили ее в рамках профессионального сообщества с последующим утверждением на IV Всероссийском съезде психологов образования России в декабре 2008 года. Однако статуса официального документа она до сих пор не получила.

Профессиональное психологическое сообщество работает активно, но, к сожалению, нас пока не слышат так, как следует. Надеюсь, что когда руководство министерства начнет реально вводить новый стандарт, оно неизбежно столкнется с необходимостью в его сопровождении. В ряде регионов с сентября 2010 года начинается эксперимент по внедрению стандарта начального общего образования. Без квалифицированного учителя и психолога этот процесс обречен на провал. И тогда психологам нужно будет занять свое место в изменившейся системе образования, показать свои возможности и потенциал.

Одновременно будет развиваться система повышения квалификации тех специалистов, которые уже работают в школах, система повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА