Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»

Кто есть кто?

В последнее время весьма активно развиваются компьютерные технологии. В школах инновационная деятельность все чаще реализуется в различного рода интернет-проектах. Однако учащимся и педагогам предлагаются, как правило, учебные проекты, иногда исследовательские работы и в редких случаях проекты социально-психологической направленности (в нашей Омской области за последние два года было всего 3–4 таких проекта). Поэтому в 2008/2009 учебном году нами был разработан и проверен на практике (участниками стали 35 команд из Омска и Омской области) интернет-проект социально-психологической направленности «Кто есть кто?».

Несмотря на то что предлагаемый материал имеет формат интернет-проекта, он может быть весьма успешно реализован и в рамках проектной деятельности школьной психологической службы в любой школе (с чего, в общем-то, и начиналась наша идея).

Вот как это было у нас.

Цель проекта: расширение представлений о самих себе и окружающих людях, помощь в осознании причин собственных и чужих поступков.

Автор проекта: Верст Наталья Петровна — педагог-психолог МОУ «СОШ № 93».

Участники: учащиеся 9–11-х классов в команде (по 10–15 человек).

Предметы: психология, мой выбор, обществознание, литература.

Сроки проведения: 1.04.09 — 4.05.09.

Технические требования к пересылаемым работам

Работы высылаются по адресу: verst_93school@mail.ru

В теме письма указывается «Кто есть кто_номер этапа_номер школы_название команды».

Участники проекта проверяют свои работы на вирусы и архивируют.

Имена файлов и соответствующего архива должны совпадать и состоять из номера этапа, номера школы, названия команды.

Объем пересылаемых файлов не должен превышать 350 Кб.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Дорогие педагоги, психологи и учащиеся 9–11-х классов!

Предлагаем вам принять участие в нашем проекте.

Наверное, вы слышали фразу «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Возможно, вы задавались вопросом: «Реально ли жить в обществе и не играть ролей?» Давайте попробуем поразмышлять над этим вопросом вместе. Участникам проекта предлагается познакомиться с понятием «социальная роль» и попытаться ответить на ряд вопросов: «Какие роли играю я и люди рядом со мной? Помогают ли мои роли мне добиваться того, чего я хочу? Я играю роль или она играет мной?»

ЭТАПЫ

I этап. Регистрация (1.04.09 — 8.04.09)

Заявки было необходимо оформить на сайте проекта http://proekt2009omsk.narod.ru/ (на этой странице перейти в категорию «Участники»).

II этап. Игротренинг «Кто есть я?»

(9.04.09 — 16.04.09)

Участникам было предложено провести по сценарию организаторов проекта часовое занятие «Кто есть я?», в ходе которого они познакомились с понятиями «социальная роль», «статус», «социальная дистанция»; отвечали на вопрос «Можно ли жить в обществе и не играть ролей?»; выполняли упражнения, расширяющие их представления о самих себе и окружающих их людях. Анализ занятия и результаты оформлялись в виде презентации Power Point.

III этап. Исследование «Кто есть он?»

(17.04.09 — 24.04.09)

Участникам было предложено провести анкетирование своих одноклассников с целью определения направленности их личности. По результатам исследования участники ответили на вопрос: «Какие роли в классе могут играть люди с разной личностной направленностью?» Результаты исследования оформлялись в диаграммах Microsoft Excel.

IV этап. Копилка советов «Как быть?»

(24.04.09 — 30.04.09)

Участники познакомились с представлениями Эрика Берна о трех состояниях «Я» и его теорией игр (материалы предоставлены организаторами проекта); пытались ответить на вопрос «Меняются ли роли на протяжении жизни отдельного человека?»; сочиняли стихотворные советы по разным темам: «Как добиться того, чего хочешь?», «Как стать уверенным в себе?», «Как общаться с трудными людьми?», «Как найти общий язык с человеком?». Сборники советов оформлялись в Microsoft Word или Microsoft Publisher.

V этап. Подведение итогов

(4.05.09 — 8.05.09)

Поскольку цель нашего проекта — расширить представления о себе и окружающих людях, то среди наших участников не было побежденных — каждый смог сделать шаг навстречу себе. Все участники проекта получили сборник материалов, в который вошли как их лучшие работы, так и памятки для педагогов и учащихся, развивающие игры и упражнения, тесты для самопознания.

Подробные разъяснения были размещены на сайте проекта http://proekt2009omsk.narod.ru/

 

II этап. Игротренинг «Кто есть я?»

Игровое занятие

Цель занятия: знакомство с понятиями «социальная роль», «статус»; расширение представлений учащихся о самих себе и окружающих их людях.

Время: 1 час.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Руководитель команды сообщает участникам цель встречи, кратко рассказывает об этапах (теоретическая и практическая части).

Беседа «Что такое социальный статус и социальная роль?»

Большую часть своей жизни человек проводит в обществе. Каждый из нас одновременно может быть участником разных групп: семья, школьный класс, спортивная команда, уличная компания, танцевальный коллектив и др. При этом, находясь в какой-либо группе, каждый ее участник стремится выяснить, говоря словами известной сказки А.С. Пушкина, кто «всех милее, всех румяней и белее», то есть узнать свое положение в группе, занять в ней ту или иную позицию — получить социальный статус.

Статус человека может зависеть от разных характеристик, например от физической привлекательности, ума, чувства юмора, таланта, популярности.

Статус человека предполагает наличие определенных прав и обязанностей, определенное поведение в обществе. Например, статус домохозяйки предполагает, что женщина не имеет официальной работы и уделяет основное время домашнему очагу, детям и мужу. Однако при этом выполнять эти обязанности женщина может совершенно по-разному, заставляя нас характеризовать ее как «хранительницу очага», «домашнего психотерапевта», «заботливую мать», «любящую жену». Иными словами, социальный статус человека в действительности раскрывается через роли, которые он играет.

Социальная роль — ожидаемый окружающими от каждого человека образец поведения. От «заводилы» мы ждем хорошего настроения и новых идей, от «отличника» — верных ответов, выполненных домашних заданий, первой поднятой руки в классе, от «чудака» — необычных поступков, странного внешнего вида.

Упражнение «Назвался груздем — полезай в кузов»

Ребятам предлагается вспомнить свое окружение и назвать некоторые типичные роли, с которыми они сталкиваются. Ведущий выписывает эти роли на доску. В случае затруднений ведущий может начать упражнение, предложив несколько своих вариантов ролей (например, трудоголик, хулиган, душа компании, влюбчивая ворона).

Участники называют составляющие поведения человека, играющего ту или иную роль, отвечают на вопрос ведущего: «Почему в один прекрасный день знакомый человек кажется нам каким-то странным?»

В ходе обсуждения дети совместно с руководителем команды должны прийти к мысли, что странность поведения людей зачастую складывается из неспособности или нежелания одного играть старую роль, а других — принять новую роль человека.

Беседа «Польза и вред социальных ролей»

Благодаря тому что роли давно и хорошо прописаны, мы осваиваем опыт культуры. Не будь ролей, наше существование было бы весьма проблематично, как для той сороконожки из сказки, которая, задумавшись, с какой ноги пойти, стала спотыкаться и не смогла продолжить путь. Социальные роли тем и ценны, что освобождают нас от повседневной трудоемкой работы по выбору способа поведения в стандартной ситуации.

Однако, играя роль, мы можем настолько в нее вжиться, что теряем контроль над ситуацией. Например, отличная роль «шута в классе» может привести к полному игнорированию мнения человека, играющего эту роль: над ним можно смеяться, но его незачем слушать. Вот здесь перед человеком и встает вопрос «Быть или не быть?»: продолжать играть теперь уже навязываемую группой, но ограничивающую личность роль либо проявить индивидуальность и предъявить группе свою новую роль.

Упражнение «Футболка с надписью»

Ребятам предлагается нарисовать футболку, которая бы максимально отражала их индивидуальность.

Ведущий. Только что мы обсудили, что индивидуальность человека позволяет ему быть тем, кем он действительно хочет быть. Понятие индивидуальности в психологии связывают с неповторимостью, самобытностью, творческой позицией личности. Индивидуальный стиль складывается в течение жизни человека и отражает его убеждения, интересы, эмоциональное состояние, нравственную позицию.

Не секрет, что общение с человеком начинается с восприятия его внешности. Во многом то, что мы носим, является отражением нашего «Я». Сейчас вам предлагается нарисовать футболку, которая бы максимально отражала вашу индивидуальность. В средствах выражения индивидуальности вы не ограничены: это могут быть рисунки, цвет, символы, ключевые слова, фразы и пр.

После выполнения задания в группе проходит обсуждение, в ходе которого с ребятами можно затронуть следующие вопросы:

• Легко ли было определить, в чем заключается собственная индивидуальность?

• Удалось ли понятным для других образом отразить свою индивидуальность?

• Попали ли на футболку некоторые ваши роли?

• Могли бы такие футболки облегчить общение между людьми?

Получение обратной связи

Руководитель группы просит ребят высказать свое мнение о занятии и делится своими впечатлениями.

Также руководитель знакомит ребят с формой отчетности по проекту на этом этапе.

1. Нужно заполнить таблицу «Ожидание от роли»:

Социальная роль Чего ждет окружение
от играющего эту роль
Мастер на все руки  
Художник  
Генератор идей  
Козел отпущения  
Фома неверующий  

2. Следует составить презентацию Power Point «Наша индивидуальность на футболке» (в презентацию могут войти проекты наиболее оригинальных футболок, итоги обсуждения). Объем презентации в архиве (RAR, ZIP) не должен превышать 350 Кб.

Критерии оценивания 1-го задания:

• для каждой роли предложено 5–6 вариантов ожиданий окружения (3 балла);

• для каждой роли предложено 3–4 варианта ожиданий окружения (2 балла);

• для каждой роли предложено 1–2 варианта ожидания окружения (1 балл).

Критерии оценивания 2-го задания:

• информативность (1 балл);

• рефлексия (1 балл);

• оригинальность (1 балл);

• соблюдение технических требований к пересылаемым работам (1 балл).

III этап. Исследование «Кто есть он?»

Участникам было предложено провести анкетирование своих одноклассников с целью определения направленности их личности. По результатам исследования участники ответят на вопрос: «Какие роли в классе могут играть люди с разной личностной направленностью?»

Задание 1. Анкетирование

Участникам проекта необходимо как можно большему количеству своих одноклассников (минимум 15 человекам) предложить заполнить анкету.

Инструкция: вам необходимо закончить предложения, дописав 4–5 фамилий своих одноклассников.

1. В нашем классе «душой компании» можно назвать…

2. В нашем классе «судьей» можно назвать…

3. В нашем классе «шутом» можно назвать…

4. В нашем классе «деловым» можно назвать…

5. В нашем классе «палочкой-выручалочкой» можно назвать…

6. В нашем классе «актером» («актрисой») можно назвать…

Задание 2. Формулирование гипотезы исследования

Предлагаемые участникам проекта роли для анкетирования можно удачно соотнести с имеющейся в психологии типологией направленности личности: на себя, на взаимоотношения с другими, на дело. Мы предложили участникам проекта сформулировать гипотезу (научное предположение) исследования по типу:

• С направленностью «на себя» будут тесно связаны роли…

• С направленностью «на взаимоотношения» будут тесно связаны роли…

• С направленностью «на дело» будут тесно связаны роли…

(Вместо многоточия впишите конкретные роли.)

Или:

• Направленность личности и исполняемые ей роли не имеют взаимосвязи.

Задание 3. Мини-исследование «Кто есть он?»

Участники анализируют результаты анкетирования; выбирают наиболее часто упоминаемых одноклассников в той или иной роли (2–3 человека); предлагают этим одноклассникам заполнить опросник «Направленность личности» (см. приложение).

Задание 4. Подтверждение или опровержение гипотезы

Участники сравнивают результаты анкетирования и опроса, определяют, подтвердилась или нет сформулированная ими гипотеза. Гипотеза может подтвердиться на 50%, 75%, 100%.

Например, мы предположили, что люди, ориентированные «на себя», будут в классе играть роли «шута» и «актера». Опросили 6 человек (по 3 для каждой роли) и выяснили, что только 4 человека ориентированы «на себя». Значит, наша гипотеза подтвердилась на 66,7%.

Результаты исследования оформляются в диаграммах Microsoft Excel.

Задание 5. Обратная связь

Участники в свободной форме сообщают организаторам проекта свое мнение об исследовании. В обратной связи можно затронуть следующие вопросы:

• Возникли ли у вас трудности на этапе анкетирования? Какие?

• Как проходил процесс формулирования гипотез? Приходилось ли раньше выдвигать гипотезы?

• Возникли ли у вас трудности на этапе опроса? Какие?

• Каково ваше отношение к итогам исследования? Можно ли сделать практические выводы из исследования?

НЕ ЗАБУДЬТЕ: обратная связь с вашими одноклассниками также будет проявлением хорошего тона, ведь им, наверное, очень захочется узнать о результатах исследования (по крайней мере, про себя — точно).

Критерии оценивания

1. Отраженность результатов в диаграммах:

• в диаграммах отражены результаты всех этапов (кроме второго — формулирование гипотезы) — 3 балла;

• в диаграммах отражены два этапа исследования — 2 балла;

• в диаграммах отражен один этап исследования — 1 балл.

2. Количество привлеченных к исследованию одноклассников:

• 25 и более человек — 3 балла;

• до 24 человек — 2 балла;

• допустимый минимум — 1 балл.

3. Наличие обратной связи — 1 балл.

4. Наличие рефлексии: сформулированы практические выводы — 1 балл.

5. Соблюдение технических требований к пересылаемым работам — 1 балл.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник «Направленность личности»

Цель: определить направленность личности: на себя, на взаимоотношения, на дело.

Теоретическое обоснование

Направленность личности — выражение области наибольшей активности человека, сферы его интересов и ценностей. Формирование направленности происходит в деятельности, в общении, когда человек пробует себя, определяет, что для него является главным, а что второстепенным в любой работе. Направленность личности накладывает свой отпечаток на стиль работы, а также на оценку результатов труда. Например, если у человека ярко выражена направленность на себя, то он будет выбирать работу, где сможет себя показать, или он оставит общее дело, как только потеряет к нему интерес.

ХОД ОПРОСА

Этап 1. Опросник состоит из 27 вопросов. На каждый из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

• Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который больше всего вам подходит, и отметьте его в бланке цифрой «2». В случае если несколько вариантов ответов покажутся равноценными, отберите из них только один, который все-таки в наибольшей степени отвечает вашему мнению.

• Все ответы «меньше всего мне подходит» отметьте цифрой «0».

• Оставшийся невыбранным ответ отметьте цифрой «1».

Старайтесь быть максимально правдивым. Нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь угадать, какой ответ является для вас лучшим.

Этап 2. Суммируйте баллы, набранные по всем 27 пунктам, отдельно для граф № 1, № 2, № 3. Суммы запишите в бланк.

Таблица — это ключ для психолога. Испытуемому предоставляется только бланк с вопросами и вариантами ответа в столбик. Каждый ответ испытуемый помечает цифрой согласно инструкции. А уж потом психолог переносит цифры в табличку для каждого.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Этап 3: Определите направленность личности.

Если выражена направленность «на себя».

Скорее всего, группа для вас выступает лишь как «сцена театра», в котором можно удовлетворить свои потребности, приобрести уважение и общественный статус, командовать и подчинять. В общем деле для вас важно, что лично вы будете с этого иметь, поэтому вас часто могут мучить ревность, тревога, раздражительность, подозрительность. Поскольку в жизни часто приходится иметь дело с группой, работать в группе, постарайтесь обратить внимание на свое поведение, признать ценность других в группе и самого процесса работы.

Если выражена направленность «на взаимоотношения, других».

Вы стремитесь при любых условиях поддерживать отношения с людьми, вам хорошо в группе. Однако, ориентируясь только на других, похоже, вы забыли о себе. Поверьте, группа выиграет, если вы тоже сможете проявить свои способности. Кроме того, пришло время вырабатывать собственные жизненные ориентиры, задумайтесь — что ценно для вас, кто вы без группы, сами по себе.

Если выражена направленность «на дело, занятие».

Вы больше заинтересованы в решении деловых проблем, выполнении работы, нежели в пустой болтовне и стремлении показать себя. Можно только позавидовать вашей ориентации на сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, вашим организаторским способностям. Однако в целях поддержания неформальной атмосферы в группе, сохранения дружеских контактов стоит все же учитывать личностный фактор — обращать внимание на человеческие качества окружающих вас людей, перестать видеть в них только напарников по работе. Также стоит обратить внимание и на самого себя — меньше жертвуйте собой ради дела.

Бланк ответов

№ п/п Графа № 1 Графа № 2 Графа № 3
1 А В Б
2 Б В А
3 А В Б
4 В Б А
5 Б А В
6 В А Б
7 В Б А
8 А Б В
9 В А Б
10 А В Б
11 Б В А
12 Б А В
13 В А Б
14 А В Б
15 А Б В
16 А В Б
17 А В Б
18 А Б В
19 А Б В
20 В Б А
21 Б А В
22 Б А В
23 В А Б
24 Б В А
25 А В Б
26 В А Б
27 Б А В
Сумма баллов      

 

ОПРОСНИК

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

В. Были умны и преданы мне.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с товарищами.

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

В. Недостаточно хорошо знает предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика.

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали в коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех.

Б. Возможности хорошей совместной работы.

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По- моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным. Б. Авторитетным. В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и хороших людей.

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером. Б. Композитором. В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

Б. Как достичь цели.

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

В. Занимаясь своим любимым делом.

IV этап. Копилка советов «Как быть?»

Участникам было предложено провести занятие на тему «Кто есть кто?».

Цель занятия: знакомство с представлениями Эрика Берна о трех состояниях «Я», расширение поведенческих стратегий в ситуациях межличностного общения.

Время: 1 час.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Руководитель команды сообщает участникам цель встречи, кратко рассказывает об этапах работы (теоретическая и практическая части).

Беседа «Представления Эрика Берна о трех состояниях «Я»

Эрик Берн — известный американский психотерапевт и автор одной из теорий личности человека. Его учение было разработано в 70-е годы ХХ века и называется трансактный анализ.

Среди основных идей трансактного анализа — идея о трех состояниях «Я» личности каждого человека. Эти состояния Берн назвал: Родитель, Ребенок, Взрослый. Об этих ролях-состояниях Берн говорит так: «Любой человек когда-то был моложе, чем сейчас, и поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые в определенный момент просыпаются, и мы ведем себя с позиции маленького мальчика или девочки… У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний «Я» его родителей и в определенный момент начинает говорить, делать, советовать, отчитывать, указывать так, как это когда-то делали родители… Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации, и эта уверенная, взвешенная, аргументированная позиция говорит нам о взрослом, который живет в нас».

Подумайте и назовите, чем занимаются обычно дети, родители, взрослые?

В ходе обсуждения группа приходит к более глубокому пониманию роли Ребенка, Взрослого, Родителя внутри каждого человека.

Ребенок Родитель Взрослый
Играет, дерется, смеется, дразнится, чего-то хочет, плачет, устраивает истерику, дуется, обижается, боится, всем интересуется, хочет все попробовать, удивляется, радуется, не думает о будущем, хочет получить все и сразу Воспитывает, заботится, ругает, волнуется, советует, читает нотации, приказывает, стыдит, пытается вызвать чувство вины (винит), призывает к долгу, совести, ответственности Работает, договаривается, делится опытом, принимает решения, контролирует свои мысли, чувства, поступки, планирует, умело распределяет свое время и силы

С точки зрения общения (трансакция — единица общения), понимание внутренних состояний («Я») собеседников может быть очень полезным.

Так, согласно теории Берна, люди могут нормально общаться, если находятся в равных состояниях (взрослый–взрослый, родитель–родитель) или во взаимодополняемых состояниях (родитель–ребенок).

Но между собеседниками с большой вероятностью может возникнуть напряжение, недопонимание или конфликт, если они общаются из разных состояний: родитель–взрослый, взрослый–ребенок.

ПРИМЕРЫ

• Ты можешь мне помочь с контрольной? (Взрослый ждет взрослого ответа.)

• Опять ты что-то не понимаешь, сколько раз можно тебе объяснять? (ответ идет из позиции Родитель.)

• Так ты поможешь мне? (Взрослый настаивает на взрослом ответе.)

• Отстань… надоел (отвечает Ребенок.)

• А сам-то… Вот обратись ко мне… Фигушки… (отвечает Ребенок.)

• Ну и не надо…Фигушки… (дразнит Ребенок.)

Разговор постепенно перерастает в ссору.

Таким образом, сложности в общении между людьми можно объяснить еще и тем фактом (согласно теории Берна), что в каждый момент беседы общение происходит не между двумя людьми, а между шестью (внутренние Родитель, Ребенок и Взрослый с каждой стороны).

Практикум «Копилка советов»

Ребятам было предложено сочинить стихотворные советы (допускаются «вредные советы») на разные темы: «Как добиться того, чего хочешь?», «Как стать уверенным в себе?», «Как общаться с трудными людьми?», «Как найти общий язык с человеком?».

При этом каждый отдельный совет должен быть выдержан в определенном стиле: совет от Ребенка, совет от Родителя, совет от Взрослого (можно обратиться к таблице в беседе о трех состояниях «Я»).

В случае затруднений ведущий может предложить несколько типичных фраз:

Стиль Ребенка: если хочется тебе… давай мы с тобой сыграем … ты делай то, что хочешь… ужасно интересно все то, что неизвестно… пусть делают они, а мне ужасно неохота…

Стиль Родителя: послушай мой совет… скорей мотай на ус… ты должен… послушай, деточка, меня… эй, я тебе говорю…

Стиль Взрослого: решаешь сам, как быть … давай договоримся… послушай мой рассказ… я знаю свои плюсы и минусы…

Обратная связь

Руководитель группы просит ребят высказать свое мнение о занятии, сам делится впечатлениями. В ходе обсуждения итогов встречи с участниками можно затронуть следующие вопросы:

• Какое состояние «Я» у вас чаще всего проявляется и в каких ситуациях?

• Пробовали ли вы в реальном общении напрямую обратиться к конкретному «Я» человека с помощью таких фраз: «давай поговорим как взрослые люди», «давай, как будто ты…», «научи меня, как…»? Какова была реакция?

• Из какого состояния легче всего даются советы, «вредные» советы?

Руководитель группы предлагает желающим материалы теста «Родитель. Ребенок. Взрослый» (см. приложение).

Также руководитель может довести до сведения учащихся информацию о книгах Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы».

Итоги занятия

Участники оформляют сборники советов в Microsoft Word или Microsoft Publisher. Объем работы не должен превышать в архиве 300 Кб.

Критерии оценивания

Представление всех состояний «Я» в советах:

– есть стихи от Родителя, Ребенка, Взрослого — 3 балла;

– есть стихи от двух состояний «Я» — 2 балла;

– в стихах представлено одно состояние «Я» — 1 балл.

Количество советов:

– более 10 — 3 балла;

– 7–8 советов — 2 балла;

– допустимый минимум 6 советов — 1 балл.

Широта тематики советов:

– представлено 3–4 темы — 3 балла;

– представлено 2 темы — 2 балла;

– представлена 1 тема — 1 балл.

Наличие обратной связи — 1 балл.

Соблюдение технических требований к пересылаемым работам — 1 балл.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Родитель. Ребенок. Взрослый»

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние Родителя, Ребенка или Взрослого.

Характеристики состояний

Назидательный,
самоуверенный,
агрессивный
Родитель Учит,
направляет,
оценивает,
осуждает,
опекает
Эмоциональный,
неуверенный,
подчиняемый
Ребенок Капризничает,
упрямится,
творит,
протестует
Рациональный,
корректный,
сдержанный
Взрослый Трезво оценивает,
логически мыслит,
владеет собой

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает для себя и собеседника подходящее состояние «Я». Трансактный анализ общения позволяет овладеть тонкостями общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Инструкция. Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние родителя, взрослого или ребенка. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10. Внесите ответы в «Бланк ответов».

Вопросы-утверждения

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Как и многие люди, я бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети, безусловно, должны следовать указаниям родителей.

16. Я увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Бланк ответов

1) 4) 7) 10) 13) 16) 19)
2) 5) 8) 11) 14) 17) 20)
3) 6) 9) 12) 15) 18) 21)

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов отдельно по каждой строке таблицы.

Сумма баллов в 1-й строке характеризует состояние Ребенок.

Сумма баллов во 2-й строке характеризует состояние Взрослый.

Сумма баллов в 3-й строке характеризует состояние Родитель.

Интерпретация результатов

Если ваше ведущее состояние Ребенок, то вы, скорее всего, отличаетесь непосредственностью, достаточной эмоциональностью, беззаботностью. В отношениях с другими людьми стремитесь, чтобы они за вами ухаживали, выполняли ваши желания, брали на себя ответственность.

Однако стоит помнить, что хотя с радостным, легким, шутливым человеком приятно общаться, но бывают ситуации, которые требуют самостоятельности, серьезности, решительности. Над этими качествами вам еще следует поработать.

Если ваше ведущее состояние Взрослый, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Вообще ведущее состояние Взрослый является наиболее эффективным для человека. Вы счастливчик. Можем вам порекомендовать и дальше совершенствовать своего Взрослого: учиться принимать решения, владеть собой в кризисных ситуациях, сдержанно относиться к недостаткам других и пр.

Если ваше ведущее состояние Родитель, то порой оно способно осложнить вам жизнь. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Скорее всего, в ваших высказываниях преобладает назидательность, а окружающим вы постоянно пытаетесь что-либо посоветовать (конечно, из самых лучших побуждений!).

Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, компьютером или этюдником, то все в порядке. Если же нет и для вас важно общество других людей, то стоит подумать, как передвинуть своего Родителя на второе или даже на третье место. Это вполне осуществимо. Еще раз ознакомьтесь внимательно с характеристикой Родителя и подумайте, как меньше давать советов, осуждать других и т.д. При необходимости вы можете обратиться за советом к психологу.

Наталья ВЕРСТ,
педагог-психолог,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 93»,
г. Омск