Работа над проектами
и ее психолого-педагогический потенциал
Учителя, которые работают
в основном звене школы, хорошо знают, как подчас
трудно поддерживать желание учиться даже у
вполне способных учащихся. Снижение учебного
мотива в подростковом возрасте имеет целый ряд
хорошо всем известных причин, обусловленных, в
частности, подростковым кризисом. Есть, однако, и
еще одно обстоятельство, гораздо меньше
связанное с возрастными особенностями
подростков.
Российская
школа, верная старым традициям, наполняет головы
своих учеников валом информации. А вот применять
на практике полученные в школе теоретические
знания, опираясь при этом на собственный
жизненный опыт, школьников практически не учат.
Очевидно, что в этом школа отстает от жизни.
Учиться становится не только неинтересно, но
зачастую и бессмысленно. Чтобы учеба подростка
была успешной, ему необходимо ясно понимать,
зачем он учится, как использовать приобретенные
знания, как улучшится от этого его жизнь.
Решение этих задач предполагает применение
образовательных технологий, которые позволяют
подростку стать субъектом своей учебы. К таким
технологиям относится проектная деятельность.
Она дает школьникам возможность наряду с
безусловно важными теоретическими познаниями
освоить особые умения — добывать и применять
новые знания, осваивать новый опыт.
Это умение останется у будущих выпускников
(абитуриентов, студентов, молодых
специалистов-профессионалов) на многие годы,
когда конкретные знания из школьных дисциплин,
может быть, забудутся.
Сегодня многие педагоги знакомы с проектной
деятельностью, уже написано немало книг по
вопросам организации, содержания и методики
проектной деятельности. Однако эта
образовательная технология имеет большой
потенциал как одна из эффективных форм
психолого-педагогического сопровождения
учебного процесса, как средство формирования
школьной успешности подростков.
И первое, на что в этом смысле надо обратить
внимание, — это природосообразность применения
проектной деятельности при обучении именно
подростков. Хорошо известно, что у них ярче, чем у
учащихся начальной школы, проявляются различия
между учебным и познавательным мотивом. Если в
основе учебного мотива часто лежит стремление
ребенка соответствовать требованиям взрослых (а
у подростков такое стремление заметно
снижается), то познавательный мотив не столь
подвержен воздействиям, так как подпитывается
глубоким внутренним импульсом. Как правило, этот
мотив определяет хобби подростка, наполняет его
досуговую деятельность. Проект же дает
возможность реализовать истинный
познавательный мотив именно в учебной работе —
это обстоятельство делает проектную
деятельность особенно привлекательной для
подростков.
Работа над проектом позволяет сгладить и
некоторые проблемные проявления «трудного»
возраста.
• чувство взрослости, проявляющееся в
потребности равноправия, уважения и
самостоятельности, доверия.
Если школа не предложит подростку способов
удовлетворения этой потребности, она может
проявиться в нарушениях поведения, уверенности в
несправедливости и необъективности взрослых.
Работа же над проектом позволяет выстроить
особые отношения с учителем — отношения
сотрудничества и равноправия.
• склонность к фантазированию, когда
возможность осуществить собственный замысел
становится мощным стимулом к действию. Если в
ходе учебы не находится места для оригинального,
творческого подхода — она теряет в глазах
подростка свою привлекательность. В то же время
проект дает возможность проявить свое
творческое видение процесса и результата работы,
создать проектный продукт, в котором воплотится
собственный замысел и которым будут
пользоваться ученики и учителя школы, может быть,
через много лет после того, как автор проекта ее
уже закончит.
• стремление определить границы своих
физических и интеллектуальных возможностей.
Если подросток не находит для этого приемлемых
форм, он начинает эксперименты со своей
внешностью, а иногда и с психоактивными
веществами, нарушает установленные в школе
правила поведения, а порой и законы общества. А
поскольку исходная проблема проекта, как
правило, имеет личностно окрашенный характер, то
его автор получает шанс лучше понять себя, яснее
представить себе свои возможности, оценить
приобретаемый учебный и житейский опыт — ясно
увидеть процесс своего взросления.
Все это позволяет применять проектную
деятельность не только как эффективную
образовательную технологию, но и как
своеобразный метод психолого-педагогического
сопровождения учебы подростков.
При выстраивании взаимодействия с учеником в
ходе работы над проектом педагог, по моим
наблюдениям, испытывает два искушения:
• полностью предоставить учащегося самому
себе, в конце концов, проект — это
самостоятельная работа учащегося (так поступают
учителя авторитарные, негибкие, слишком занятые,
а может быть, и сами по себе несобранные);
• или, наоборот, постоянно вмешиваться,
направляя, советуя, требуя отчета, а то и просто
выполняя работу вместо ребенка (это свойственно
учителям тревожным или амбициозным, а часто
такое случается, если проект готовится к
конкурсу).
Ученик, лишенный помощи и поддержки, как и тот,
чья инициатива и самостоятельность значительно
ограничены, теряет интерес к работе. Очень
уместно здесь вернуться к идее Л.С. Выготского о
зоне ближайшего развития:
• если часть работы ребенок выполняет сам, а
другую (трудную, недоступную) часть работы он
выполняет вместе с взрослым, то вскоре весь объем
этой работы он уже сможет выполнять полностью
самостоятельно;
• если ребенок всю работу, даже ту ее часть,
которая пока ему недоступна, пытается выполнить
сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь
результата, теряя мотив к деятельности, то он так
и не научится выполнять такую работу;
• если ребенок самостоятельно выполняет лишь
то, что он умеет делать, а трудную, недоступную
работу вместо него делает взрослый, то и в
дальнейшем он не будет справляться с подобной
работой.
Таким образом, только совместная с учителем
работа над проектом даст ученику возможность
освоить новые знания, умения и навыки и
усовершенствовать уже имеющиеся.
Для того чтобы максимально использовать все
развивающие возможности проектной деятельности,
мы стараемся помочь учителю учесть возрастные и
индивидуальные особенности учащегося и
выстроить с ним оптимальные взаимоотношения в
ходе работы над проектом. Наш опыт показывает,
что учитель может быть:
• руководителем проекта, который несет
серьезную ответственность за ход и результат
работы; в такой ситуации учащийся может быть не
слишком инициативным, так как это привычные для
него отношения учитель — ученик (как правило, эту
позицию занимают учителя, работающие с
5–6-классниками, — это дает детям возможность
приобрести недостающий опыт в психологически
комфортных условиях);
• коллегой по работе, который в
значительной степени вовлечен в процесс,
выполняет заранее оговоренную часть работы и
разделит с автором проекта будущий триумф или
поражение; это отношения равноправных партнеров,
которые увлечены общим делом и взаимно
обогащаются знаниями и опытом, подпитываются
энтузиазмом друг друга (такое взаимодействие
обычно складывается у учителей, работающих с
7–8-классниками, которые тянутся к тем, кто
разделяет их интересы, увлечен общей идеей);
• экспертом-знатоком, который является
источником информации по проблеме проекта,
предоставляет необходимые сведения и дает
советы, когда автор проекта обращается за ними;
здесь учитель находится в несколько
отстраненной позиции, побуждая учащегося
проявлять максимум активности, быть не только
инициатором работы, но и организатором
взаимодействия с учителем (так работают наши
учителя с 9–10-классниками, которые умеют ценить
профессионализм и компетентность, стремятся
расширить круг общения в интересующей их
области);
• супервизором, который лишь вдохновляет
автора на работу и создает условия для ее
успешного осуществления, — в этом случае
учащийся является полноправным автором проекта
и в полной мере несет ответственность как за
успех, так и за провал своей работы (так чаще
всего и работают учителя нашей школы, так как
супервизия проекта — это требование для школ
Международного бакалавриата, каковой и является
школа «Премьер»).
Так, постепенно приобретая опыт, ребенок
получает все большую ответственность за свою
работу и все большую свободу в ее осуществлении.
При этом грамотно выбранная позиция учителя —
тонкий инструмент развития подростка,
возможность оказывать на него воспитательное
воздействие в ненавязчивой форме.
Следует помнить, что в фокусе интересов ученика
находится результат проекта, а интересы учителя
сосредоточены на процессе работы как
инструменте обучения. Разумно сочетать эти
интересы позволяет грамотно выбранный тип
проекта. Подбирая определенный тип проекта,
учитель может управлять активностью учащегося,
формируя у него необходимые знания и умения.
Например, если нужно развить умение работать с
информацией, ранжировать и проверять сведения из
различных источников, то для этого лучше всего
подойдет информационный проект, например
«Самолеты и танки в Первой и Второй мировых
войнах и эффективность ведения военных
действий» или «Храмы народов мира». Основным
содержанием деятельности учащегося будет именно
работа с информацией — эти навыки он сможет
освоить.
Для развития аналитических способностей,
критического мышления, освоения логических
способов восприятия и обработки информации в
большей степени подходят исследовательские
проекты, например такой тематики: «Добры ли
удобрения, которые мы используем дома и на даче?»
или «Алхимики — колдуны или ученые?».
Часто у учителя возникает необходимость
совершенствовать практические предметные
умения и навыки учащихся. Для этого можно
применить практико-ориентированный проект —
«Рисование графиками функций», «Многогранники»
или «Кристаллы». Эти типы проектов в большей
степени связаны непосредственно с развитием
предметных и общеучебных навыков. Такие проекты
позволяют учителю реализовать цели обучения в
интересной для ученика, а значит, и в весьма
эффективной форме.
Самый большой простор предоставляет проектная
деятельность для развития творческих
способностей. Творческий проект способен
кардинальным образом изменить представление
окружающих об авторе проекта, поднять его статус
в классе, повысить самооценку, не говоря уже о
непосредственном развитии творческих
способностей ребенка. Например, «Сказка как
способ приучить детей к чтению» или
«Венецианская маска».
Развитие коммуникативных навыков лучше всего
осуществляется в ходе игровых или ролевых
проектов. Работая над таким проектом, автор будет
вынужден не просто искать информацию или
самостоятельно создавать произведение
искусства, но и организовывать деятельность
других людей, вовлекать их в работу, сделать ее
интересной для всех. Например, «Математический
форт Баярд». Надо ли говорить, как важно для
замкнутых, застенчивых подростков освоить эти
умения!
Многообразие типов проектов дает возможность
учителю решать самые разные задачи обучения и
воспитания подростков в интересной для них
форме.
Несколько лет назад в нашей школе в каждой
параллели были классы, где дети выполняли
проекты (экспериментальная группа), и те, где не
выполняли (контрольная группа). Мы провели
сравнительную диагностику мотивации учения с
помощью методики А. Прихожан «Диагностика
мотивации учения».
Из приведенной таблицы видно, что мотивация
учения выше, а школьная тревожность ниже у тех
учащихся, которые были вовлечены в проектную
деятельность.
Теперь об оценивании проектов. В школе
«Премьер» оно осуществляется критериально.
Причем критерии оценивания разработаны с учетом
возраста, а значит, и учебного опыта детей.
Как любая индивидуальная работа, проектная
деятельность дает возможность учитывать
индивидуальные особенности каждого учащегося.
По-разному выстраиваются отношения учителя:
• с учащимся, имеющим завышенную самооценку,
который в ходе работы должен сформировать более
реалистические представления о себе самом;
• с тревожным ребенком, который будет
нуждаться в пошаговом поощрении и сможет
почувствовать вкус успеха;
• с ребенком, отвергаемым одноклассниками,
который, получив необходимую поддержку,
возможно, повысит статус в группе.
Выбирая темы проектов, подростки часто
обращаются к своим реальным личным проблемам, а
работая над проектом, получают возможность
изучить, а иногда и решить эти проблемы.
В этом смысле показательны некоторые темы
проектов и их защита нескольких последних лет.
Например, на защите проекта «Как преодолеть
барьеры в общении» автору был задан вопрос: что
же делать, чтобы преодолеть барьеры в общении?
Девочка ответила — надо защитить проект...
Следует отметить, что некоторые проекты
учащихся школы «Премьер» опубликованы в журнале
ЛГО («Молодежь и религиозные секты», «Стресс —
хорошо или плохо», готовится к публикации в
газете «Спорт в школе» проект «Уроки
сноубординга»).
В работу над проектами в нашей школе вовлечены
не только дети и учителя, но и родители. Мы много
общаемся по этому поводу, обмениваемся опытом,
учимся друг у друга.
Вот
как все участники образовательного процесса
получают информацию и поддержку в своей работе:
• для родителей издана брошюра «Учимся
работать над проектами. Рекомендации для
родителей учащихся 5–9-х классов»,
предоставляется информация на родительских
собраниях, проводятся индивидуальные
консультации;
• для учителей постоянно действует семинар
«Учимся работать над проектами. Рекомендации для
учителей», они участвуют в работе творческих
проектных мастерских;
• для учащихся издана брошюра «Учимся работать
над проектами. Советы для учеников 5–9-х классов»,
они участвуют в работе творческих проектных
мастерских, получают индивидуальные
консультации.
Обобщая опыт школы «Премьер», хочется отметить,
что проектная деятельность позволяет нам решать
целый ряд задач психолого-педагогического
сопровождения:
• она, несомненно, способствует учебной
успешности школьников, давая возможность
восполнить дефицит знаний и умений в доступной и
увлекательной форме, повышает учебный мотив;
• она помогает формировать реалистические
представления о своих способностях и
возможностях, развивать адекватную самооценку;
• она дает опыт равноправного взаимодействия с
учителем, снижая школьную тревожность;
• она позволяет исследовать, а иногда и
преодолевать некоторые психологические
проблемы.
Все это позволяет говорить о серьезном
психолого-педагогическом потенциале этой новой
(а может быть, хорошо забытой старой)
образовательной технологии.
Шкалы |
Экспериментальная
группа |
Контрольная
группа |
Продуктивная мотивация учения |
58 |
45 |
Позитивное эмоциональное
отношение к учению |
72 |
53 |
Негативное эмоциональное
отношение к учению |
– |
1 |
Школьная тревожность |
15 |
26 |
Мария СТУПНИЦКАЯ,
кандидат педагогических наук,
Негосударственное образовательное
учреждение «Премьер»,
г. Москва
Более подробно об организации, содержании и
методическом сопровождении проектной
деятельности, ее психолого-педагогическом
потенциале можно познакомиться в недавно
вышедшей книге М.А. Ступницкой «Учимся работать
над проектами. Рекомендации для учащихся,
учителей и родителей». — Ярославль: Академия
развития, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое планирование цикла
семинаров для учителей
«Учимся работать над проектами»
1. Что такое учебный проект: основные этапы
работы, термины.
2. Проектная деятельность и развитие
общеучебных навыков.
3. Способы взаимодействия с учеником в ходе
работы над проектом — инструмент воспитания:
учет возрастных возможностей, личностных
потребностей и индивидуальных особенностей
учащихся.
4. Тип проекта — инструмент обучения (проблема
— тема — цель — задачи — способы работы):
формируемые компетентности.
5. Критериальное оценивание в проектной
деятельности (деловая игра).
6. Подведение итогов цикла семинаров. Отработка
полученного опыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание брошюры для родителей
«Учимся работать над проектами»
1. Трудности переходного возраста и задачи
обучения подростков.
2. Что такое проект как деятельностный метод
обучения.
3. Как помочь своему ребенку в работе над
проектом.
4. Критерии оценивания проектов учащихся
различных классов.
5. Требования к оформлению письменной части.
6. Советы по подготовке и проведению
презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Как помочь ученику в планировании
проектной работы
(памятка для учителя)
Чтобы создать план, учащемуся следует
ответить на следующие вопросы:
Вопрос |
Ответ |
Почему выбрана именно
эта тема проекта |
Проблема проекта |
Как решить данную
проблему |
Цель проекта |
Что ты создашь, чтобы
цель была достигнута |
Образ проектного продукта
(ожидаемый результат) |
Если ты сделаешь такой
продукт (добьешься ожидаемого результата),
достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом
случае решена его проблема |
Существует ли необходимая связь
между проблемой, целью и проектным продуктом
(ожидаемым результатом) |
Какие шаги ты должен
проделать от проблемы проекта до реализации цели
проекта |
Перечисление основных этапов
работы |
Все ли у тебя есть, чтобы
проделать эти шаги (информация, оборудование и
прочее для проведения исследований, материалы
для изготовления продукта, чего не хватает, где
это найти, что ты уже умеешь делать и чему
придется научиться), где и как найти то, чего пока
у тебя нет |
Развернутый план работы |
Когда ты будешь
осуществлять все необходимое |
Индивидуальный график проектной
работы |
Задайте эти вопросы своему
подопечному, и вы научите его планировать
собственную деятельность (причем не только
проектную!).
Хороший план — уже половина работы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Перечень критериев оценивания
проектов учащихся 5–6-х классов1
1. Постановка цели проекта.
2. Планирование путей достижения цели проекта.
3. Глубина раскрытия темы.
4. Разнообразие источников информации.
5. Соответствие выбранных способов работы цели
и содержанию проекта.
6. Понимание содержания областей
взаимодействия.
7. Личная заинтересованность автора, творческий
подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления
письменной части.
9. Качество презентации.
10. Качество проектного продукта.
Перечень критериев оценивания
проектов учащихся 7–8-х классов
1. Постановка цели проекта.
2. Планирование путей достижения цели проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации.
5. Соответствие выбранных способов работы цели
и содержанию проекта.
6. Понимание содержания областей
взаимодействия.
7. Анализ хода и результата работы, выводы и
перспективы.
8. Личная заинтересованность автора, творческий
подход к работе.
9. Соответствие требованиям оформления
письменной части.
10. Качество проведения презентации.
11. Качество проектного продукта.
Перечень критериев оценивания
проектов учащихся 9–10-х классов
1. Постановка цели проекта.
2. Планирование путей достижения цели проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации.
5. Соответствие выбранных способов работы цели
и содержанию проекта.
6. Понимание содержания областей
взаимодействия.
7. Анализ хода и результата работы, выводы и
перспективы.
8. Соответствие выбранных способов работы цели
и содержанию проекта.
9. Личная заинтересованность автора, творческий
подход к работе.
10. Соответствие требованиям оформления
письменной части.
11. Качество проведения презентации.
12. Качество проектного продукта.
1
Каждый критерий описывается с
помощью дескрипторов и оценивается в
технических баллах, затем все полученные баллы
суммируются и переводятся в отметку. Более
подробно см. на сайте школы:
www.premier.edu.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примерный годовой план работы
творческих проектных мастерских школы «Премьер»
Время проведения, тема |
Содержание работы |
Задание на ближайший месяц,
осуществляемое членами мастерской с помощью ее
руководителя |
№ 1
Конец сентября — начало октября Тема:
Проблема, цель и тема проекта |
Обсуждение
предложенных тем.
Выяснение проблем, которые будут
решаться в рамках проектов.
Определение целей проектов (будет ли
достижение поставленной цели решать проблему
проекта), ожидаемых результатов, предполагаемых
проектных продуктов.
Уточнение формулировок тем проектов |
В течение следующего
месяца члены мастерской должны:
* оценить имеющиеся у них ресурсы, которые
потребуются для работы (какие есть источники
информации, какие имеются знания и умения по
проблеме проекта);
* оценить, каких ресурсов не хватает (какие могут
еще потребоваться источники информации, что
предстоит узнать, чему научиться для работы над
проектом), где и как будут найдены недостающие
ресурсы;
* обдумать, какая может потребоваться помощь от
других членов проектной мастерской и какую
помощь они сами смогут им оказать;
* обдумать примерный план работы над проектом;
* начать сбор информации по теме проекта |
№ 2
Конец октябряТема:
Критерии оценивания проектов |
Ознакомление с
критериями и технологией критериального
оценивания проектов.
Обсуждение формулировок, уточнение
значения терминов.
Внесение предложений по формулировкам и
«стоимости» критериев в технических баллах.
Обсуждение текущей работы,
осуществляемой в октябре |
* Продолжить начатую
работу (см. выше).
* Еще раз просмотреть критерии
оценивания и в течение недели внести свои
предложения (если таковые появятся) руководителю
своей мастерской.
* Руководитель мастерской оперативно
представляет эти предложения организатору
проектной деятельности |
№ 3
НоябрьТема:
Утверждение тем и проектов, тип проекта, план
работы |
Утверждение
окончательных формулировок тем проектов;
обоснование проблем проектов; уточнение типов
проектов в соответствии с их целями.
Ознакомление с окончательным вариантом
критериев оценивания (раздаются на руки).
Планирование работы:
* какие будут решаться задачи на
отдельных этапах,
* какие будут применяться способы
работы;
* каковы сроки выполнения отдельных
этапов;
* как ожидаемые промежуточные
результаты отдельных этапов связаны с общей
целью проекта и его конечным результатом.
Отчет о начале сбора информации по теме
проекта.
Уточнение, какая нужна дополнительная
помощь в работе.
Ознакомление с регламентом предзащиты
проектов |
* Продолжить сбор
информации, начать проведение опытов,
экспериментов, опросов (если это необходимо),
начать работу по созданию проектного продукта.
* Пользоваться критериями оценивания
как инструкцией по работе.
* Подготовка к предзащите проекта.
Предзащита проходит по следующей схеме:
* обоснование темы проекта
* формулирование проблемы проекта
* указание цели проекта
* описание проектного продукта
* представление подробного плана работы
Например:
«Тема моего проекта «………». Я выбрал ее,
потому что существует такая-то проблема. Цель
моей работы …., это будет способствовать решению
проблемы проекта, потому что …. Проектным
продуктом будет …., т.к. это так-то связано с целью
моего проекта.
План моей работы:
задачи (что я делаю),
способы работы (как я это делаю),
сроки (когда я завершаю отдельные этапы работы),
как решаемые задачи и выбранные способы работы
связаны с целью моего проекта» |
№ 4
ДекабрьТема:
Итоги предзащиты проектов |
Обсуждение итогов
предзащит проектов, внесение корректировок в
соответствии с рекомендациями, полученными на
предзащитах.
Отчет о сборе информации, проведении
экспериментальной части (там, где это
необходимо), других мероприятий в рамках
проектов, о работе над проектными продуктами.
Выяснение возникших трудностей и
возможностей их преодоления. Уточнение, какая
нужна дополнительная помощь |
* Внести необходимые
поправки в работу над проектом, если это было
рекомендовано на предзащите.
* Следить за сохранением логической
связи: проблема и тема проекта — цель и ожидаемый
результат проекта — задачи проекта и способы
работы.
* Изучение собранной информации,
продолжение работы над созданием проектного
продукта.
* Пользоваться критериями оценивания
как инструкцией по работе |
№ 5
ЯнварьТема:
Работа над письменной частью проекта |
Отчет о ходе работы.
Обсуждение возникших проблем и способов их
преодоления.
Уточнение соблюдения плана и графика
работы над проектом.
Ознакомление с требованиями к
письменной части проекта (отчету) — см. глава 3
«Для учащихся», раздел 3.8 |
* Завершение работы с
информацией, завершение экспериментальной части
(там, где это необходимо), завершение работы над
проектным продуктом, начало работы над
письменной частью проекта (отчетом).
* Пользоваться критериями оценивания
как инструкцией по работе над письменной частью
(отчетом о работе) |
№ 6
ФевральТема:
Письменная часть проекта (отчет) |
Подведение итогов
работы с информацией и с проектным продуктом.
Обсуждение хода работы над письменной
частью проекта (отчетом) с опорой на критерии
оценивания. Ознакомление с рекомендациями по
проведению презентации (см. глава 3 «Для
учащихся», раздел 3.9) |
Завершение работы над
письменной частью проекта (отчетом).
Подготовка к защите проекта.
Репетиция защит (для желающих членов
мастерской) и оценивание всей работы (письменной
части, продукта и презентации) с помощью
критериев. В роли оценщиков выступают члены
мастерской |
№ 7
МартТема:
Подведение итогов защиты проектов |
Ознакомление
участников с индивидуальными результатами
защиты проектов. Обсуждение плюсов и минусов
работы каждого члена мастерской с опорой на
критерии. Подведение итогов проектного цикла.
Выдвижение кандидатов на участие в школьном
конкурсе проектов от мастерской |
Осмысление результатов
работы, обдумывание планов на следующий год,
внесение предложений.
Подготовка к школьному конкурсу
проектов (см. Примерный план работы на год) |