Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2010


Всероссийская неделя психологии

Атмосферные явления на Пятой Неделе

И о погоде на неделю…
Каким бы ни был прогноз метеослужб,
наш прогноз в любое время года всегда один:
на Неделе школьной психологии
будет тепло и солнечно!
Оргкомитет

Всероссийская неделя школьной психологии — особый жанр профессионального форума. Особым его делает оптимальное сочетание формата, темы и психологической атмосферы. Почему нам, организаторам, так важно думать об атмосфере Недели психологии? Ответ каждый психолог-практик даст не задумываясь — для достижения результатов (в том числе и тех, которые недостижимы в обычной жизни) большинству людей необходима безопасная, доброжелательная атмосфера.

Кажется, что город Сочи позаботился об этом и без нас. Ведь рядом море, пляж, цветущие магнолии, терпкий запах субтропических растений, буйство зелени, бархатная прохлада ночи и все пронизывающая музыка. Да и основной арсенал профессиональных «атмосферных» приемов — звуки, запахи, тактильные ощущения, образы — уже монополизирован Черноморским побережьем. Учитывая все это, мы понимали, что Сочи — и помощник, и конкурент, работающий на свою задачу. А для нас очень важно донести до участников свою, совсем не курортную идею.

Одним из эффективных методов решения «климатических» задач является психологическая акция.

Акция — одна из форм развивающей педагогической и психологической работы. По своей сути акция — это тематическая среда, часто игровая, которая на определенное время создается организаторами. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат. Основная цель таких акций — расширить представления участников за счет внесения в их жизнь новых, дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать. В то же время она окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Принимать акцию можно дозированно в зависимости от своего самочувствия и желания.

Акции создают единое эмоциональное пространство, обогащают тематическую среду, помогают рефлексии полученного опыта. Форум начинает переживаться как единое целое, а люди — как близкие и интересные собеседники.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми акциями пятой Всероссийской недели школьной психологии «Перекресток», которые успешно справились со своей задачей — создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

АКЦИЯ ДНЯ

«Глобус России (и не только)»

Процедура проведения: в общедоступном месте крепятся ватманы с заголовком акции. Участники в свободном режиме оставляют на них записи на заявленную тему.

Материалы и оборудование: достаточное количество ватманов (не менее четырех).

Инструкция

Наши пути и перекрестки имеют не только образное, но и вполне реальное воплощение. Мы следовали своими дорогами когда-то и где-то, но сейчас наши дороги пересеклись, и мы все оказались в одной точке — на Неделе психологии.

О неведомых точках на карте можно узнать из книг ученых и отчетов путешественников, а можно — из рассказов жителей. Мы же с вами — и жители, и путешественники. На ватмане с заголовком «Глобус России» напишите о любом выдающемся, интересном или веселом отличии места, откуда вы приехали. Пусть это будет нечто новое, о чем раньше никто не знал. Например, «Я, Вася Палкин, из Емецка. У нас самая крупная малина», «Я — Оля Колина из Волгограда, у нас начинал Аршавин». Представляете, как много необычного мы узнаем друг о друге! А не это ли замечательный повод для знакомства?

«Здесь был Вася…»

Процедура проведения: в специально отведенном месте, стилизованном под забор, вывешиваются листы с заявкой темы для записи на них мнений и комментариев, обсуждения заявленной темы. Ежедневно темы добавляются или меняются. Участники в свободном режиме оставляют на них записи.

Материалы и оборудование: два-три ватмана с изображением забора во весь размер листа А4.

Эпиграф: «Киса, — продолжал Остап, — давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были» (И. Ильф, Е.Петров. «Двенадцать стульев»).

Инструкция

Чтобы быть достойным примером для детей, взрослым много чего делать нельзя. Например, писать на стенах. А мы возьмем да и позволим себе это! Правда, забор не совсем настоящий, и писать мы будем приличные слова.

На нашем заборе уже есть вопросы и незаконченные фразы. Напишите, что вы об этом думаете! А еще на нем можно записывать цитаты, оговорки, шутки, меткие определения, услышанные здесь, на Неделе.

Темы для «забора»

«Сторожка с запасами». Вы — наставник молодого психолога, которому нужно продержаться в школе, как минимум, год. Составьте для него «профессиональный запас», с которым он может начать свой профессиональный путь и «выжить» в течение года.

«Мой конек». Предлагается писать о том, чем участники готовы поделиться профессионально. Для этого они оставляют свои координаты.

«Придорожный трактир». Просьба писать на «заборе» о тех славных кафе, ресторанчиках и прочем, что посетили, с советом посетить и отведать вкусные блюда. Идея — освоение территории вокруг пансионата и дегустация местной кухни.

• Предложение всем участникам Недели составить список методик, книг, мероприятий, которые помогут новичку преодолеть период адаптации (а не сбежать через полгода).

• Составляем список психологических мультфильмов, сказок, фильмов и др.

«Дорожные» психологические знаки в пространстве школы.

«Я беру с собой в дорогу…». Написать, что берет психолог чаще всего, когда идет на занятие. Например, колокольчик, песочные часы, мяч, свисток, книжку Фопеля и др.

АКЦИЯ-КОНКУРС

«Ловцы жемчуга (ловцы «перлов»)»

Процедура проведения: каждый день участники подмечают интересные цитаты и затем, в свободном режиме, записывают их в специально отведенном месте. На закрытии подводятся итоги конкурса на самую остроумную цитату, а также проходит чествование победителя.

Материалы и оборудование: ватман на стене для записи услышанных фраз. Для подведения итогов — поощрительный приз победителю.

Эпиграф акции: «Это была Песнь в честь Жемчужины, в честь Той, что вдруг найдется, ибо жемчужину могла подарить любая раковина, брошенная в корзинку» (Джон Стейнбек. «Жемчужина»).

Инструкция

Эта акция начинает движение с первых минут вашего пребывания на Неделе. Она потребует внимания к происходящему вокруг, словесного чутья и чувства юмора. Собирайте интересные фразы, оговорки, афоризмы. Любое мероприятие — мастер-класс, лекция, мастерская — это настоящее месторождение, где среди жемчужин можно отыскать и «перлы»! Свой улов пишите на «заборе».

ФОТО-АКЦИЯ

«Психолог образования через метафору»

Процедура проведения

Участники в течение дня делают снимки на заданную тему. В определенное время в конце дня фотографии сдаются в штаб, фиксируется информация об их авторах. На закрытии демонстрируется слайд-шоу с лучшими кадрами, чествуются победители.

Материалы и оборудование: личные цифровые фотоаппараты участников, штабной компьютер, картридер. Для подведения итогов — поощрительный приз победителю.

Инструкция

Согласитесь, о сложных вещах можно говорить просто и понятно, даже обходясь без слов. Для этого надо лишь выбрать подходящий язык. Кроме языка речи, есть и другие, понятные во всем мире, но — о, чудо! — при этом не иностранные: языки образов, прикосновений, звуков…

Сегодня мы предлагаем продолжить размышления о позиции психолога в образовании, но сделать это на языке фотоискусства.

В течение дня будет создаваться фотогалерея «Психолог образования через метафору». Ищите в природе, выстраивайте, создавайте своими руками самые разные психологично-метафоричные композиции, какие только нарисует ваша фантазия, зовите фотооператоров или, если у вас есть цифровой фотоаппарат, фотографируйте сами, а потом несите кадры в штаб.

Ловите пси-моменты! Ваши кадры примут участие в фотоконкурсе, а победитель будет удостоен уникального приза!

РЕФЛЕКСИЯ ДНЯ

«Моя дорога»

Процедура проведения

Проводится либо в конце прожитого дня, либо в самом начале следующего. В посещаемом месте выставляются четыре корзинки с подписанными вариантами фраз — мнения о полученном за день впечатлении. Варианты фраз отражают различные стороны участия в мероприятии: приоритет учебы и повышения квалификации, эмоциональное включение, фиксацию на негативных моментах, а также желание больше отдыхать и общаться. Каждый участник должен выбрать один из вариантов ответа. Для этого необходимо взять камешек и положить его в выбранную корзинку. Для привлечения участников к процедуре обратной связи можно задействовать двух организаторов. После голосования производится подсчет выборов каждой категории, результаты вывешиваются на информационный стенд для ознакомления.

Материалы и оборудование: четыре корзинки, подписи к корзинкам (для каждого дня свои, в зависимости от динамики групповых процессов), емкость с достаточным количеством мелких камешков.

Инструкция

Какой была дорога, по которой вы прошли вчера? Куда она привела вас? Что принесла? О чем вам рассказали придорожные камни?

Каждое утро (время и место) вас будут встречать корзины: четыре с подписями и одна с камешками. Это «оборудование» для обратной связи о предыдущем дне. Возьмите один камешек и опустите его в корзину с той подписью, которая наиболее близко описывает ваше впечатление от прошедшего дня.

Если есть желание отметить более чем одно мнение, сделайте это с помощью любого другого предмета, но только не камня. Например, положите в следующую корзину ракушку, колпачок от ручки, листочек или что-то еще. Если вы хотите высказать что-то конкретное, напишите записку, заверните в нее свой камешек и положите в соответствующую корзинку.

Приходит время собирать камни…

«Медаль нашла героя» (идея О. Демидовой)

Процедура проведения: в течение дня участники готовят друг для друга импровизированные медальки с добрыми пожеланиями и словами поддержки, а затем дарят их.

Материалы и оборудование: картонные заготовки медалек (можно разной формы — квадратные, круглые, ромбовидные) с отверстиями для ленточек, ленточки, чтобы повесить медальки на шею.

Инструкция

Время летит незаметно. Только что мы знакомились, а уже приходится думать о расставании. Эти несколько дней — настоящее Событие в нашей общей жизни. Мы прожили их рядом друг с другом, обмениваясь впечатлениями и разделяя эмоции. И, согласитесь, здесь каждый встретил людей, о которых можно было бы сказать: у них есть своя изюминка.

Давайте подготовим друг для друга маленькие подарки на память о встрече.

Утром (время и место) у организаторов каждый возьмет заготовку для медальки. Ее нужно будет оформить по вашему вкусу, написать персональное послание и в удобное время вручить тому человеку, который чем-то восхитил, озадачил, удивил или просто был рядом. При желании можно сделать несколько медалек для нескольких человек.

Мы увезем домой яркие воспоминания о днях, прожитых на Неделе. А чтобы вы хотели пожелать сами себе?

Фразы на выбор

  Приоритет: учеба, повышение квалификации Приоритет: эмоциональная составляющая Приоритет: неудовлетворенность содержанием Приоритет — общение, отдых
1-й день:
Путеводная звезда
Мой путь привел меня к открытиям Мой путь был легок и радостен Мой путь лежал через преграды Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою!
2-й день:
Территория психологии
Прокладываю путь к цели! Попутный ветер! Болото… Если с другом вышел в путь — веселей дорога!
3-й день:
Terra incognita
Открылись новые горизонты Любуюсь и восхищаюсь пейзажами! Заблудился… Пикник с друзьями
4-й день:
Перекресток семи дорог
Прямо пошел — знания нашел Налево пошел — тоже всё понравилось На месте остался — устал… Направо пошел — пляж нашел

ПОСЛЕДНЯЯ АКЦИЯ

«Освоенная территория»

Цель:

— создание условий для рефлексии прожитых событий, формулирование личной метафоры участия в Неделе;

— сбор обратной связи организаторами мероприятия.

Процедура проведения

Участники берут предложенные листочки, пишут на них обратную связь и приклеивают на стенд. Для привлечения участников к процедуре обратной связи можно задействовать двух организаторов.

Материалы и оборудование: стенд с изображением географической карты или панорамы местности. На изображении должны присутствовать только объекты природы, например горы, поляны, реки, озера; постройки должны отсутствовать. Маленькие разноцветные листочки в виде домиков, клей-карандаш.

Эпиграф: «Гандальф, гномы, мистер Бэггинс! Мы сошлись, дабы вступить в сговор под кровом нашего славного друга и сообщника, неустрашимого хоббита! Хвала его вину и элю! Скоро, еще до рассвета, мы выступим в путь, в долгий поход. Настал торжественный миг…» (Дж.Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно»).

Инструкция

Представьте себе, что вы, как мистер Бильбо Бэггинс и его друзья, пустились в путь в поисках… В поисках чего? Какие находки на этой Неделе сделали вы?

Выберите приглянувшийся силуэт и напишите на нем свои впечатления от Недели. Что запомнилось больше всего? Что было самым удачным? Что разочаровало? О чем в первую очередь расскажете коллегам? А о чем — друзьям и родным? Что увезете в своем сердце? О чем постараетесь поскорее забыть?

Сделайте на карте территории свою метку — приклейте обратную связь на центральный стенд. Когда соберутся впечатления всех участников и гостей Недели, нашим взорам откроется освоенная территория Недели психологии.

Наши дороги вновь разойдутся, но в памяти у нас останется одно на всех Приключение!

Татьяна МЕРКУЛОВА,
психолог, Москва
Людмила МАРДЕР,
психолог, г. Северодвинск