Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2010


Психологические технологии

Маленький веревочный курс

Веревочный тренинг — вещь очень интересная. Существует масса упражнений, которые адаптированы к аудиторным условиям, проводятся по всем законам такого жанра, как веревочный курс: выполнить их можно только командой, взаимодействие осуществляется на коммуникативном и физическом уровне. Это всем известные “мостики” и “переправы”.

Сегодня мне бы хотелось дополнить арсенал детского психолога играми и упражнениями такого же рода, которые легко выполнять.

“Отгадайка”

Материалы: веревочки длиной около 70 см (на каждого участника по 3–6 штук).

Упражнение уместно, когда несколько групп проходят соревнования по разным станциям или этапам, либо группа проходит большую игру по запискам (когда каждая следующая записка указывает следующий шаг). “Отгадайка” может быть одним из таких пунктов в маршрутном листе.

Всем участникам (5–6 человек) дается по веревочке длиной около 70 см. Каждый участник привязывает себя к стулу (важно, чтобы стулья при этом не стояли ровно в один ряд) или дереву (если задание выполняется на улице). Пусть в итоге каждый участник окажется на разном расстоянии от ведущего. Затем ребятам дается задание.

Инструкция. Задание будет считаться выполненным, когда один из вас дотронется до ведущего (последний при этом отходит на расстояние нескольких метров от ребят). Сложность в том, что вы привязаны и не можете отвязывать свои веревки от стульев. Добраться до ведущего есть только одна возможность — заработать веревочки. Получая новую веревочку, вы можете привязать ее к первой. Таким образом, можно уходить дальше от стула, а значит, и ближе к ведущему. Веревочку можно получить за правильный ответ на вопрос. Передавать друг другу свои веревочки нельзя.

Далее ребятам задаются вопросы, на которые они отвечают. Интересно, что в силу возрастных особенностей между младшими подростками иногда разворачивается конкуренция, каждый старается набрать побольше веревочек. В итоге все подходят близко к ведущему, но никто не может до него дотянуться.

Ребята могут совместно обсуждать вопросы ведущего и давать возможность сказать ответ только одному участнику. Но быстро и самостоятельно додумываются до этого только искушенные тренингами дети.

В качестве дополнения можно ввести лимит времени на выполнение задания или лимит веревочек, которые выдает ведущий.

В силу того что это упражнение рассматривается как отдельный этап в целой игре, его выполнение может стать обязательным условием для того, чтобы добраться до финала. А если группа все же не справится с ним, то ей можно дать дополнительное задание в виде приседаний. В этом случае сохранится драйв от того, что задание выполнено, и останется материал для последующего обсуждения.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Спальни & Кровати". Односпальные, полуторные, двухъярусные и двуспальные кровати, а также мебель для создания комфорта и уюта в Вашем доме - тумбы, комоды с зеркалом, буфеты из сосны, диваны, журнальные столики, кухонные модули, шкафы, письменные столы и многое другое. Гарантия качества - экологичная и долговечная мебель из массива дерева, разнообразие цветовых решений, скидки! Посмотрите каталог товаров и сделайте заказ прямо сейчас на сайте: http://spalni-krovati.ru.

“Квадрат Пифагора”

Материалы: заготовки из ватмана.

Кто не помнит головоломку “Квадрат Пифагора”? Это 17 разнообразных фигурок, из которых складываются замысловатые образы. Просто увеличьте головоломку в масштабах.

Сделайте те же фигурки на листе ватмана и дайте задание собрать, например “лисицу” сразу целой группе ребят. Получается очень интересно. Одна голова хорошо, а десять — лучше, но так ли это? Задание даст возможность проявить себя интеллектуальным лидерам. И возможно, динамика отношений в группе повернется по-новому.

“Башня”

Материалы: ватман, скотч, скрепки, веревка (4–5 м).

Упражнение, когда нужно построить башню из бумаги, знакомо многим. В арсенале у ребят есть листы ватмана, скотч или скрепки. Тренер может задавать разные условия, которым в итоге должно соответствовать сооружение. Это может быть ограничение в материалах, заданная высота, устойчивость конструкции и др.

Мы предлагаем внести еще одно усложнение: строить башню на тонущем острове. Остров обозначается веревкой — она выкладывается просторным кругом. В кругу — ребята и весь строительный материал. Постепенно остров начинает тонуть. Через определенные тренером промежутки времени круг сужается, “вода наступает”. Интервал времени можно оговорить заранее.

Можно использовать скорость “потопа” как рычаг управления динамикой группы. Например, в ситуации спора и взаимных оскорблений “остров” тонет быстрее, а когда ребята договариваются мирно, “вода” даже может немного отступить. Чаще всего дети не замечают этой закономерности.

Иногда в конце упражнения строительством продолжают заниматься несколько ребят, а другие просто поддерживают друг друга, чтобы никто не упал в море. Ведь и утонуть по условиям никто не должен. Если группе удается справиться с заданием, то можно считать, что они построили надежный дом, в котором можно спрятаться от наводнения.

Упражнение может использоваться как самостоятельное или как один из этапов большой игры. В первом случае можно провести “погружение” в ситуацию, провести медитацию — путешествие к острову, потом нарисовать его совместно с группой.

“Льдина с модификацией”

Материалы: кусок ткани (2 х 2 м).

Упражнение “Льдина” стало уже практически классикой. Группа стоит на куске ткани и, не сходя с него, должна этот кусок перевернуть. В этом упражнении можно “подогревать” групповую динамику тем, что льдина (ткань) периодически уменьшается. Так же как в предыдущем упражнении, через определенные промежутки времени ведущий может отрезать небольшой кусочек материи.

“И снова переправа”

Для этого упражнения понадобятся стулья и туристические коврики. Чем больше последних, тем лучше. Стулья выстраиваются в два ряда спинками друг к другу. Между рядами расстояние около 70 см.

Инструкция. Вам предстоит перебраться через эту пропасть (то есть между рядами стульев). При этом перебираться нужно по одному. Человек, который перебирается, не должен касаться ни стульев, ни пола. Остальные могут ему помогать, но касаться его они тоже не должны.

На первый взгляд все выглядит достаточно безысходно. Но в результате дети догадываются сделать из ковриков крышу над стульями. Один-два коврика кладут на два стула из разных рядов. Сверху можно положить еще коврики для прочности конструкции. Все ребята располагаются на стульях и крепко фиксируют концы ковриков. А по этому мосту перебирается один из них. И так по очереди. Впрочем, это решение придумали сами дети, другая моя группа переносила над стульями участника на коврике.

Успехов вам, коллеги!

Наталия ПЕШКОВА,
педагог-психолог,
г. Екатеринбург