Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Мэтры

Живой классик Альберт Бандура

Фото с сайта
http://fred50ss.com/world-of-
psychology/famous-people/

Имя Альберта Бандуры еще в прошлом веке вошло в большинство учебников психологии (и даже истории психологии) и сегодня любому мало-мальски грамотному психологу знакомо со студенческой скамьи. Однако даже на последнем Международном психологическом конгрессе (Берлин, 2008), куда маэстро был приглашен прочесть лекцию, многие титулованные делегаты (иных в такое собрание не приглашают) недоумевали: “Неужели он еще жив?!” Жив, дееспособен и активен! И, вне сомнения, достоин более близкого знакомства, чем позволяют скупые строчки учебников.

По традиции в рубрике “Мэтры” не принято представлять современников. Бандура поистине заслуживает того, чтобы сделать первое за двенадцатилетнюю историю газеты исключение.

Стремление к знаниям

Он родился 4 декабря 1925 года в захолустном поселке на севере канадской провинции Альберта, населенном преимущественно иммигрантами из Восточной Европы. Его отец был родом из-под Кракова, мать — с Украины. Оба они еще в юности перебрались с родины в Канаду в поисках лучшей доли. Здесь и поженились, нарожали детей (Альберт был шестым ребенком в семье, единственным братом пятерых старших сестер). Родители будущего психолога были людьми необразованными, но отнюдь не малограмотными. Отец, нигде не учившись, еще подростком самостоятельно освоил грамоту, причем на трех языках — русском, немецком и польском. Не от него ли Альберт унаследовал тягу к знаниям и стремление к самостоятельному их освоению?

Всячески поощряемый родителями, мальчик с энтузиазмом ходил в единственную поселковую школу, которую в наших краях назвали бы малокомплектной. На посещавших ее около двух десятков учеников приходились всего два учителя и минимум учебного оборудования и пособий.

Поразительно, но все одноклассники Бандуры даже с такого скромного старта сумели сделать неплохую карьеру, поступив в университеты. Сам ученый склонен объяснять это тем, что скудные условия и недостаток учительского внимания стимулировали ребят к тому, чтобы своими силами разбираться в премудростях наук. Много лет спустя Бандура напишет: “Содержание учебников устаревает и выветривается из памяти, но навык самостоятельного приобретения знаний сохраняется на всю жизнь и приносит щедрые плоды”.

Уверенное постоянство

Сын бедных фермеров, Бандура с юных лет познал тяжелый труд и даже учебу в университете вынужден был совмещать с подработкой ради куска хлеба. Поступив в Университет Британской Колумбии, он не сразу определился со специализацией, и именно необходимость сводить концы с концами подтолкнула его к психологии. Из всех учебных курсов психология преподавалась в ранние утренние часы, оставляя достаточно времени для заработка.

Психология увлекла юношу. Не ограничившись бакалавриатом (1949), он отправился для продолжения образования в Университет штата Айова, где в 1951 году заслужил магистерскую, а год спустя и докторскую степень по психологии.

В Айове Альберт Бандура встретил Вирджинию Варнс, которая в ту пору работала воспитательницей в детском саду. Они поженились и до сего дня живут в любви и согласии, даже на девятом десятке сохраняя трогательную преданность друг другу.

Постоянство, свойственное зрелому и мудрому человеку, проявилось и в карьере Бандуры. В 1953 году, вскоре после обретения докторской степени, он связал свою профессиональную судьбу со Стэнфордским университетом, где продолжает продуктивно работать доныне.

В наши дни стало чуть ли не хорошим тоном семью, работу и даже родину менять по несколько раз. Но уверенное постоянство ученого хоть и покажется кому-то старомодным, не может не вызвать уважения.

Подлинное уважение и признание в научном мире Бандура заслужил своими исследованиями, в первую очередь — знаменитым экспериментом с куклой Бобо, который лег в основу его теории социального научения. Ссылки на этот эксперимент уже полвека кочуют по страницам журналов и газет — в основном с целью научного обоснования вредоносного влияния телевидения на юные умы. Стало очень популярным поверхностное и прямолинейное толкование этого опыта, подкупающего своей простотой и наглядностью.

Что же на самом деле выяснил Бандура?

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "SustavZdorov.ru". На сайте Вы найдёте необходимую информацию о заболеваниях суставов, таких как полиартрит (подробнее о нем читайте на http://sustavzdorov.ru/artrit/poliartrit.html), артроз голеностопного сустава и др., общие характеристики заболеваний, стадии развития болезней, симптомы и диагностика, постановка диагноза, способы лечения, подробные описания ЛФК, рецепты народной медицины, профилактика. Посмотреть статьи, оставить свои комментарии, рассказать о своём опыте и задать вопросы Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sustavzdorov.ru/.

При помощи моделирования

В январе 1963 года Journal of Abnormal Psychology опубликовал его статью “Имитация моделей агрессивного поведения” с описанием довольно несложного эксперимента. В нем специально обученный актер в присутствии детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо, те вели себя по отношению к ней схожим образом, то есть агрессивно. Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

В другом эксперименте дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Обученный актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, опускал в кружку — жертвовал благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

На основании этих данных Бандура, вопреки господствовавшему в бихевиоризме представлению, заключил: для формирования поведения не обязательно требуется непосредственное подкрепление. Люди могут учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается, например, системой Скиннера. Он ввел понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом выступают когнитивные процессы личности. Соответственно и теория Бандуры получила название социальной когнитивной теории.

По мнению Бандуры, вместо того чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений (хотя и этот механизм наивно было бы отрицать), мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей своего пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение “моделей”, занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми.

Очевидно, что огромную роль в механизмах научения в человеческом обществе играют средства массовой информации — телевидение, радио, Интернет и шоу-бизнес. Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже — в терапевтических и образовательных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоциальные модели поведения в огромных количествах.

Механизмы обучения на моделях не имеют этического измерения. Этический аспект задается подкреплением, следующим за демонстрацией выученного поведения. Здесь Бандура также вводит одну новацию, которой не было у Скиннера. Бандура обнаруживает, что наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения.

На личном примере

Важным вкладом в психологию явилась разработка А. Бандурой понятия эффективности личности, или самоэффективности. Этим понятием ученый описывает убежденность индивида в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным. В ряде исследований было показано, что люди, обладающие высокой самоэффективностью, верят, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями, не теряют достоинства в затруднительных обстоятельствах.

Они словно сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху не теряют уверенности в своих силах. Напротив, люди с низкой самоэффективностью при столкновении с препятствиями и затруднениями склонны впадать в беспомощность, быстро отказываются от дальнейших попыток. Они склонны считать, что в их собственной жизни от них самих мало что зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с самоэффективностью, оказывают влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой самоэффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха. В целом они отличаются лучшим физическим и душевным здоровьем. Похоже, подобно “первооткрывателю” эдипова комплекса, автор понятия самоэффективности личным примером продемонстрировал это явление во всей его красе.

Идеи Бандуры, хотя и встречали неоднозначную реакцию в научных кругах, в итоге заслужили широкое признание и высокую оценку. В 1974 году ученый был избран президентом Американской психологической ассоциации, а шесть лет спустся удостоен престижной награды этой ассоциации “За выдающийся вклад в науку”. Впрочем, вклад этот еще далеко не исчерпан. Классик не собирается на покой.

Сергей СТЕПАНОВ