Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Психология новой эры

Главное измерение личности

Окончание. Начало в № 4/2010

Что такое “хорошо” и что такое “плохо”

Коллаж В. Медведевой

Поиск эффективных моделей взаимодействия, которые сегодня являются условиями выживания человечества, предпринимались и предпринимаются на протяжении веков. Так, Б. Франклин пришел к выводу, что из всех добродетелей важнейшее значение имеют следующие, которые он расположил по степени важности:

1. Воздержание (есть не до пресыщения, пить не до опьянения).

2. Молчание (говорить только то, что может принести пользу мне или другому).

3. Порядок (каждой вещи — свое место, каждому делу — свое время).

4. Решительность (неукоснительно выполнять то, что решено).

5. Бережливость (тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим).

6. Трудолюбие (не терять времени попусту, всегда быть занятым чем-либо полезным).

7. Искренность (честность в словах, мыслях и поступках).

8. Справедливость (быть объективным, но великодушным).

9. Умеренность (избегать крайностей, сдерживать себя в эмоциях и поступках).

10. Чистота (не допускать телесной нечистоты, заботиться о чистоте одежды и дома).

Моральные представления автомобильного магната Генри Форда об экономике и производстве шли вразрез с общепринятыми взглядами — любой хозяин стремился положить прибыль себе в карман, а Форд направил ее на развитие производства, неуклонно снижая цены. Многие идеи Форда были успешно реализованы в советской экономике первой половины XX века. В книге “Моя жизнь, мои достижения” Форд писал: “Жажда денег — вернейшее средство их не добиться. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке”.

Принципы хозяйствования Форда:

1. Если человек ничего не дал обществу, то ему нечего требовать от общества.

2. Работу на общую пользу ставь выше выгоды.

3. Всякая погоня за наживой — зло.

4. В цивилизации нет места тунеядцам.

5. Спекуляция — более пристойный вид воровства.

6. Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.

7. Только работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью.

Принципы “акулы капитализма” прекрасно согласуются с положениями Свода нравственных принципов в хозяйствовании “Честь превыше прибыли”, принятых на VIII Всемирном Русском народном соборе в 2004 году:

1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

2. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

4. Человек — не “постоянно работающий механизм”. Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

5. Работа не должна убивать и калечить человека.

6. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, особенно о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.

7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым.

8. Присваивая чужое имущество, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

10. Нужно уважать право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Регламентация речи

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, “общее место” — ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются одинаково и без доказательств всеми людьми).

Один из принципов философии языка утверждает: правильное именование, лежащее в основании лексических единиц, не только толкует назначение и применение всех вещей, но и определяет их понимание, воспитание людей и управление общественными процессами (Ю.В. Рождественский. Принципы современной риторики).

В настоящее время на Западе предпринимается ревизия языка в интересах той социальной среды, которая называет себя “контркультурой”. Разрушение существующей культуры является целью контркультуры, имя которой — политкорректность. Суть — устранение оценочных суждений. Под запрет попадают слова, указывающие на возраст, внешний вид, имущественное положение, физические и умственные способности — следует говорить “другие по возрасту, способностям, внешности, зрению” и пр. Наркоман — это лицо, которое “неконтролированно обходится с наркотическими веществами”. Преступник — лицо, совершившее наказуемые действия. Сумасшедший — лицо с психиатрическим опытом. “Новый английский медицинский журнал” рекомендует говорить не “труп”, а “неживой человек”. Под запретом слова, указывающие на расовую принадлежность и нетрадиционную сексуальную ориентацию (или уже традиционную?).

Искусственная регламентация речи, а по сути — жесткое цензурирование, распространяется не только на СМИ, но и на искусство и науку. В Америке рассматривается вопрос об исключении из образовательной программы ряда произведений “в связи с их противоречием принципам политической корректности”. Речь в том числе идет о классике мировой литературы Дж. Толкиене, в вину которому вменяется “декларация безусловного разделения положительных и отрицательных персонажей”. “Толкиен не вводит в повествование ни одного положительного образа т.н. темных… представители т.н. темной стороны подчеркнуто отвратительны как внешне, так и внутренне. Подобное художественное решение не может рассматриваться иначе, как пропаганда фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах” (из докладной записки Джоанны Райт, советника по культуре губернатора штата Аризона “О программе образования в школах, финансируемых за счет бюджета штата”).

Под запретом могут оказаться многие, если не все, понятия психологии. Так, слово “индивидуум” уже рассматривается как политически некорректное, поскольку “аргументы, ставящие индивидуума выше группы, ставят, в конечном счете, в привилегированное положение индивидуумов, принадлежащих к самой большой и господствующей группе” (Diversity Education Committee).

В политкорректном обществе были бы невозможны эксперименты Ф. Гальтона, который в конце XIX века обследовал 10 тысяч посетителей Лондонской международной выставки по семнадцати антропометрическим, медицинским и психологическим показателям, продемонстрировав, насколько велики различия между людьми. Будем надеяться, что единственным завоеванием политкорректности в России станет словосочетание “особые дети”.

Глубинные причины и скрытые смыслы этого сравнительно нового, но очень активного процесса, более опасного, чем техногенные и климатические катастрофы, являются предметом серьезных междисциплинарных исследований. Смогут ли сторонники “политкорректности” вернуть человечество к древнему релятивизму Протагора, нам покажет время. Я же, пользуясь временной безнаказанностью, рискну использовать систему топов как смысловых носителей ценностей в целях диагностики направленности личности.

Методика “Нравственный потенциал личности”

Тема жизненных ценностей стала настолько модной, что только ленивый не затрагивает ее в своих выступлениях. Государственные деятели и политики срывают аплодисменты, призывая молодых людей “превратить свой талант в товар”, “быть успешными и конкурентоспособными”, “красивыми и здоровыми”. Другие по форме, но схожие по содержанию призывы содержатся в рекламных слоганах, программируя у людей, в первую очередь детей и подростков, нужные модели поведения. Фраза, услышанная тысячу раз, воспринимается как общезначимое утверждение, “общее место”. Но такое ли оно “общее”?

Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и др.). Это относится как к фольклору, так и к высказываниям известных людей, которые порой воспринимаются некритично потому, что их авторы обладают непререкаемым авторитетом. Если человек не подвержен гипнозу имен, он задумается, кто прав: Фрейд, считавший, что интерес к смыслу жизни — признак заболевания, или Франкл, убежденный, что “только животное не бывает озабочено смыслом своего существования”.

На принципе выбора близких до духу высказываний и основана методика “Нравственный потенциал личности”, которая представляет собой двадцать семь пар противоположных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.

Бланк методики

I II III IV V VI VII VIII IX
10а 10б 13а 13б 16а 16б 19а 19б 22а 22б 25а 25б
11а 11б 14а 14б 17а 17б 20а 20б 23а 23б 26а 26б
12а 12б 15а 15б 18а 18б 21а 21б 24а 24б 27б 27б
                                 

I

1. а) Умеренность — здоровье души.

б) Бери от жизни всё.

2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

б) Сладострастие – это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.

3. а) Сытое брюхо к ученью глухо.

б) Ешь больше, проживешь дольше.

II

4. а) Рука дающего не оскудеет.

б) Деньги отпирают все двери.

5. а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.

б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество.

6. а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам.

б) С деньгами и в аду не пропадешь.

III

7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти.

б) Гнев слаще меда.

8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного.

б) Месть — это блюдо, которое подают холодным.

9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей.

б) Бойтесь первого движения души, потому что оно обыкновенно самое благородное.

IV

10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности.

б) Пессимист — это хорошо информированный оптимист.

11. а) Пессимист — человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом.

б) Оптимизм — религия революций.

12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума.

б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли.

V

13. а) Не стремись быть первым во вселенной.

б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет.

б) Только большие проблемы дают большие возможности.

15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно.

б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

VI

16. а) Зависть — это скорбь по благополучию близких.

б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец.

17. а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или

своих несчастий.

б) Нам мало добиться успеха — надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах.

18. а) Зависть непримиримее ненависти.

б) Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем.

VII

19. а) Просите — и дадут вам, ищите — и найдете, стучите — и откроют вам.

б) Не верь, не бойся, не проси.

20. а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни.

б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь.

21. а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие.

б) Каждого незнакомца считай вором.

VIII

22. а) Кто не работает — тот не ест.

б) Кто не работает, тот ест.

23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти.

б) Работа не волк, в лес не убежит.

24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой.

б) Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

IX

25. а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас.

б) Плетью обуха не перешибешь.

26. а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша.

б) Вся рота не в ногу, один он в ногу.

27. а) И один в поле воин.

б) Один в поле не воин.

Коллаж В. Медведевой

Выбор высказывания определяется отношением человека к следующим нравственным понятиям: Умеренность — Излишества (I); Нестяжание — Сребролюбие (II); Кротость — Гнев (III); Жизнелюбие — Уныние (IV); Смирение — Тщеславие (V); Великодушие — Зависть (VI); Доверчивость — Подозрительность (VII); Трудолюбие — Безделье (VIII); Самостоятельность в поступках и суждениях — Зависимость (IX). Утверждения “а” соответствуют добродетелям, общим для всех культур, “б” — порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности.

Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, которое оппоненты ставили в упрек Колбергу, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям или отвергает. Задачи методики выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности.

Многие высказывания настолько привычны, что воспринимаются как аксиомы, даже если они противоположны по смыслу. Авторство афоризмов сознательно не указывается, чтобы избежать давления авторитетов, — не лишенные остроумия слова “Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки” воспринимаются по-другому, если знаешь, что впервые их произнес Адольф Гитлер. И достойные люди иногда с преступной небрежностью разбрасывались эффектными, но сомнительными фразами, о чем впоследствии жалели. Оскар Уайльд признавался, что готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.

Механизмы самоидентификации неразрывно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, в развитии добродетелей и преодолении пороков — категорий, универсальных для всех времен и народов. Смысл, который сегодня старательно вымывается из педагогики и психологии.

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Детство.ua». Если Вы решили приобрести качественные игрушки для своего малыша, но не хотите стоять часами в пробках, то оптимальным решением станет обратиться в интернет – магазин «Детство.ua». На сайте, расположенном по адресу www.Detstvo.Ua, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать развивающие игрушки для любого возраста и по выгодным ценам. Интернет - магазин «Детство.ua» постоянно обновляет свой ассортимент, поэтому Вы всегда сможете найти новую и интересную игру для ребенка.

Литература

Батуев А.С., Соколова Л.В. Алексей Алексеевич Ухтомский — великий ученый-гуманист. — http://www.genealogia.ru/users/rurik/biograf/Uhtom_AA.htm

Лобанова Л.П. Новый стиль речи и культура поколения: политическая корректность (монография). — М., 2004.

Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. — М., 2005.

Степанов С.С. Лоуренс Колберг. — Школьный психолог. — 2003. — № 37.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. — Л., 1924.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Киев, 2006.

Галина РЕЗАПКИНА,
старший научный сотрудник
Центра развития психологической
службы образования ФИРО,
Центра практической психологии образования АСОУ,
Москва