Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Игротека

Иссякший колодец

Рис. Е. Медведева

Представленная игра направлена на выявление и актуализацию ресурсов у людей, находящихся в подавленном (или, как они часто говорят, опустошенном) состоянии. Ее можно проводить с любым количестве участников, при необходимости разделив их на группы (если игроков слишком много).

1-й ЭТАП. Введение в игру

Ведущий предлагает всем расположиться поудобнее. По желанию, для лучшего восприятия, можно закрыть глаза.

Ведущий. Итак, сейчас я расскажу вам сказку. Называется она “Старый колодец”.

В одной деревне стоял старый колодец. Он был вырыт очень давно и уже почти иссяк. Но все продолжали ходить к нему, так как другой находился очень далеко. Но каждый раз, опуская ведро на самое дно колодца и зачерпывая едва успевшую собраться воду, люди ругали колодец за то, что он так немного может им дать. Казалось бы, решение простое — подождать некоторое время, пока вода в колодце вновь не наберется. Но как же тут ждать, когда всем нужно уже с утра натаскать воды в избу, полить огород, приготовить обед?! Делать нечего, приходилось ходить к колодцу. Да только с каждым днем колодец наполнялся все с бoльшим трудом. И с каждым разом все сильнее люди ругали колодец, зачерпывая с самого дна песок и камни...

Немного грустная у нас сказка, не правда ли? Но это не беда, ведь в наших силах все исправить!

Далее есть два варианта проведения игры, в зависимости от числа участников и того, какой из них, на усмотрение ведущего, наиболее актуален в данный момент.

Вариант 1. В кругу (для группового решения)

 

2-й ЭТАП. Создание пространства

Создается круг, в центр которого можно поставить один пустой стул или что-то, что условно будет считаться колодцем.

Ведущий. Итак, сейчас мы с вами сядем в круг, представив, что сидим вокруг колодца, и подумаем, как бы нам помочь колодцу наполниться. Что мы можем для него сделать? Давайте подумаем примерно минуту и начнем обсуждение, высказывая по очереди свои варианты.

Дается 1–1,5 минуты на обдумывание версий, затем идут сообщения. При этом можно вставать, подходить к “колодцу” с целью что-то исправить, имитируя это действие. Желательно, чтобы участники запоминали свои варианты для последующего обсуждения.

Колодец — как следует из описания, он опустошен и ждет помощи или возможности набраться воды Внук/Внучка — видит, что колодец пустой, и все время старается натаскать в него воды в своем детском ведерке
Мама — не пускает сына/дочь играть к колодцу, так как боится, что ребенок туда упадет Папа работает, чинит машину. Зовет маму, чтобы та принесла ему воды умыться
Бабушка должна приготовить обед, для этого ей нужна вода из колодца и овощи с грядки, которые она просит принести деда Дедушка поливает огород, для чего берет воду из колодца. Устает и просит папу смастерить насос

3-й ЭТАП. Завершение и обсуждение

Завершая игру-упражнение, все подходят к “колодцу”, плавно вытянув руки, как бы опуская их в него.

Можно провести обсуждение, оставаясь в кругу. Обязательно поблагодарив всех участников за проделанную работу, можно отметить особо оригинальные высказывания или действия, но не очень ярко акцентировать на них внимание.

Далее надо постараться перевести наиболее подходящие варианты из метафорического описания во что-то более конкретное. Это, если позволяет время, делается коллективно. Если время ограничено, тогда сам ведущий пытается интерпретировать сказанное, советуясь с участниками.

В заключение задаются следующие вопросы:

• Трудно ли было придумать вариант для помощи нашему колодцу?

• Насколько легко это было тем, кто подходил к колодцу?

• Что каждый из вас вынес из этой игры?

• Какие у вас ощущения сейчас, после игры?

 

Вариант 2. С распределением ролей

 

2-й ЭТАП. Распределение ролей

Ведущий заранее готовит комплект из шести карточек, на каждой из которых описан персонаж, его характер и основные действия. Карточки раздаются участникам таким образом, чтобы в каждой команде (в случае если их несколько) был свой “колодец” и члены семьи (см. таблицу).

Также ведущий готовит пять номерков для соблюдения очередности действий каждого из персонажей, которые игроки тянут, не глядя.

“Колодец” не берет номерок, потому что он является центральным персонажем. Все игроки будут подходить к нему по ходу задания.

Ведущий. Итак, друзья, на карточках, которые вы получили, расписаны роли. У каждой роли свои особенности и характеристики. Каждый из вас имеет свою очередь в соответствии с полученным номерком. Так, соблюдая очередность, вы все будете подходить к колодцу и выполнять действия согласно вашей роли.

3-й ЭТАП. День в деревне

Участника, которому досталась роль колодца, можно посадить на стул. Он вытягивает руки вперед, изображая кольцо. Каждый из участников игры подходит к колодцу и выполняет определенные действия: зачерпывает воду, если это взрослый, или, наоборот, доливает, если это ребенок, и пр. Мама все время старается смотреть за ребенком, до тех пор пока ее не отвлечет папа, папу — дедушка, а дедушку — бабушка. За это время ребенок должен подойти к колодцу с набранным ведерком воды и “вылить” ее в колодец. Каждый раз, как ребенку удается это сделать, колодец становится полнее, соответственно, все довольны, всем всего хватает и на “старый” колодец никто не ругается.

Статья опубликована при поддержке компании-производителя натуральной косметики "Wolshba Cosmetics". Интернет-магазин предлагает Вам натуральную косметику для волос, лица, тела и ног и другие полезные товары для домашнего ухода. Высокое качество и низкие цены. Посмотреть полный каталог продукции, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://wolshba.ru/, а также по телефону и в офисе продаж в Москве.

4-й ЭТАП. Завершение игры

Игру можно закончить при условном наполнении колодца или (в случае если это так и не удастся сделать) после пяти-шести ходов каждого участника.

По окончании игры предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

• Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого легкой?

• Было ли для участников естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?

• Совпадает ли описание вашей роли с вашим обычным поведением в реальной жизни?

• Насколько менялось ваше состояние по ходу игры?

• Какие у вас ощущения сейчас, после игры?

После этого ведущий благодарит всех и отвечает на вопросы, если таковые возникают.

Дмитрий ЮФЕРЕВ,
студент МГППУ