С. Елань-Колено
(Воронежская область)
В специальной (коррекционной)
школе-интернате для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, прошел
информационно-методический семинар
“Педагогический конфликт между учителем и
учеником”
В один из дней самый
большой кабинет школы-интерната приятно
преобразился: необычно расставленные столы
накрыли красивыми скатертями, везде стояли
цветы, в центре светился большой экран. В такой
обстановке проходил информационно-методический
семинар для учителей и воспитателей
“Педагогический конфликт между учителем и
учеником”, подготовленный заместителем
директора по учебно-воспитательной работе С.А.
Свешниковой и педагогом-психологом
Т.А.Данилиной.
Организаторы решили не только познакомить
учителей и воспитателей с понятием “конфликт”,
но и добиться того, чтобы взрослые смогли
научиться осознавать свои ошибки во
взаимоотношениях с детьми, умели понимать и
уважать их чувства.
Семинар проходил без привычных докладов и
сообщений на “заданную тему”. Взаимодействие
между ведущими и педагогами проходило в форме
диалога. Сначала участники обсудили причины
возникновения конфликтов в школе, рассмотрели
основные стратегии поведения в конфликтных
ситуациях и возможные способы предотвращения
конфликтов между взрослыми и детьми.
На практическом занятии участники
познакомились с разнообразными стратегиями
предотвращения конфликтов. Наиболее интересным
получилось обсуждение басен И.А.Крылова и
С.В.Михалкова (“Лебедь, Рак и Щука”, “Змея”,
“Слон-живописец”), которое незаметно
превратилось в оживленную дискуссию. Каждый из
участников семинара старался дать свой,
“авторский” вариант ответа на вопрос: “Есть ли
в этих баснях конфликт и к какому виду он
относится?”
Особый интерес собравшихся вызвали результаты
анкетирования учеников средних и старших
классов. Перед началом семинара воспитанники с
большим интересом подключились к анкетированию,
стараясь дать правдивые ответы на вопросы:
“Каковы причины конфликтов между взрослыми и
детьми?”, “Как удержаться от конфликта, если вас
задели за живое?”, “Что должен сделать ученик,
если произошел конфликт с учителем?”, “Что
должен сделать учитель, если произошел конфликт
с учеником?”. Ответы детей были оформлены в виде
таблицы “Советы детей”, которые
демонстрировались на большом экране.
Параллельно с этим педагоги получили
возможность познакомиться с мнением
компетентных психологов по каждому из
перечисленных вопросов.
Необычайное оживление возникло при чтении
сказки “Праздничный пирог”. Сказки любят все —
и взрослые, и дети, поэтому наши педагоги с
интересом следили за историей Черепахи,
пригласившей на свой день рождения гостей: Акулу,
Сову, Лису и Медвежонка. Учителя и воспитатели
быстро смогли определить, что поведение Акулы
соответствует поведенческой стратегии
“конкуренция”, Медвежонка — “приспособление”,
“Черепахи” — “уклонение”, Лисы —
“компромисс”, Совы — “сотрудничество”. В
ходе дальнейшей работы выяснилось, что
преобладающими стратегиями поведения педагогов
школы-интерната являются компромисс и
сотрудничество. И это замечательно, ведь умение
сгладить конфликтную ситуацию, найти
взаимоприемлемое решение — качества,
необходимые не только учителю, но и любому
человеку, желающему жить в мире с собой и
окружающими.
Подводя итоги встречи, директор
школы-интерната А.И. Трунов отмтил, что такие
встречи должны стать традиционными, так что
дискуссия наверняка будет продолжена.
Татьяна ДАНИЛИНА,
педагог-психолог