Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Вести из регионов

С. Елань-Колено
(Воронежская область)

В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошел информационно-методический семинар “Педагогический конфликт между учителем и учеником”

В один из дней самый большой кабинет школы-интерната приятно преобразился: необычно расставленные столы накрыли красивыми скатертями, везде стояли цветы, в центре светился большой экран. В такой обстановке проходил информационно-методический семинар для учителей и воспитателей “Педагогический конфликт между учителем и учеником”, подготовленный заместителем директора по учебно-воспитательной работе С.А. Свешниковой и педагогом-психологом Т.А.Данилиной.

Организаторы решили не только познакомить учителей и воспитателей с понятием “конфликт”, но и добиться того, чтобы взрослые смогли научиться осознавать свои ошибки во взаимоотношениях с детьми, умели понимать и уважать их чувства.

Семинар проходил без привычных докладов и сообщений на “заданную тему”. Взаимодействие между ведущими и педагогами проходило в форме диалога. Сначала участники обсудили причины возникновения конфликтов в школе, рассмотрели основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях и возможные способы предотвращения конфликтов между взрослыми и детьми.

На практическом занятии участники познакомились с разнообразными стратегиями предотвращения конфликтов. Наиболее интересным получилось обсуждение басен И.А.Крылова и С.В.Михалкова (“Лебедь, Рак и Щука”, “Змея”, “Слон-живописец”), которое незаметно превратилось в оживленную дискуссию. Каждый из участников семинара старался дать свой, “авторский” вариант ответа на вопрос: “Есть ли в этих баснях конфликт и к какому виду он относится?”

Особый интерес собравшихся вызвали результаты анкетирования учеников средних и старших классов. Перед началом семинара воспитанники с большим интересом подключились к анкетированию, стараясь дать правдивые ответы на вопросы: “Каковы причины конфликтов между взрослыми и детьми?”, “Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое?”, “Что должен сделать ученик, если произошел конфликт с учителем?”, “Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с учеником?”. Ответы детей были оформлены в виде таблицы “Советы детей”, которые демонстрировались на большом экране. Параллельно с этим педагоги получили возможность познакомиться с мнением компетентных психологов по каждому из перечисленных вопросов.

Необычайное оживление возникло при чтении сказки “Праздничный пирог”. Сказки любят все — и взрослые, и дети, поэтому наши педагоги с интересом следили за историей Черепахи, пригласившей на свой день рождения гостей: Акулу, Сову, Лису и Медвежонка. Учителя и воспитатели быстро смогли определить, что поведение Акулы соответствует поведенческой стратегии “конкуренция”, Медвежонка — “приспособление”, “Черепахи” — “уклонение”, Лисы — “компромисс”, Совы — “сотрудничество”. В ходе дальнейшей работы выяснилось, что преобладающими стратегиями поведения педагогов школы-интерната являются компромисс и сотрудничество. И это замечательно, ведь умение сгладить конфликтную ситуацию, найти взаимоприемлемое решение — качества, необходимые не только учителю, но и любому человеку, желающему жить в мире с собой и окружающими.

Подводя итоги встречи, директор школы-интерната А.И. Трунов отмтил, что такие встречи должны стать традиционными, так что дискуссия наверняка будет продолжена.

Татьяна ДАНИЛИНА,
педагог-психолог