Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Книжный шкаф

История психологии

Хант М.
М.: АСТ, 2009

Еще недавно в нашей стране книги по истории психологии были редкостью. В последние годы их издано множество, в том числе и в переводе — с немецкого, английского (зачем-то даже с норвежского). Однако у психологов-практиков и у студентов, обязанных изучить этот предмет, они не пользуются большим успехом как скучноватые, неинтересные и якобы мало полезные. Действительно большинство учебников и академических трудов по истории психологии написаны будто для чтения со стиснутыми зубами в ночь накануне госэкзамена. Поэтому не может не радовать появление на этом фоне книги по-настоящему яркой, интересной и увлекательной.

В оригинале книга называется не “History of psychology”, как могли бы предположить знатоки английского, а “Story…”, где историю следует понимать как повествование, рассказ, хотя его содержание и выстроено по принципу “от Ромула до наших дней”. Книга аннотирована как научно-популярное издание, что может ввести в заблуждение серьезного читателя, ибо научно-популярный жанр в нашей стране в последние годы изрядно дискредитирован беззастенчиво шарлатанскими сочинениями.

В издательской аннотации автор назван известным американским ученым, однако это сильное преувеличение. Справедливости ради стоит отметить, что Мортон Хант не является ни профессором психологии, ни признанным специалистом в какой-либо иной области науки. Профессию Ханта можно в ироничной манере Гюго определить как “торговец пером”. Однако разбирается он в нашей науке получше иных титулованных ученых. Даже доктор психологических наук найдет в его книге немало для себя нового и интересного.

В объемном (863 страницы!) томе есть всё, что и положено в книге на эту тему, только изложено это “человеческим” языком (особый поклон высококвалифицированному переводчику!) со множеством ярких примеров и познавательных деталей. Например, из главы, посвященной Платону, можно узнать, что из 35 написанных им (или приписываемых ему) “Диалогов” примерно полдюжины “не были предназначены для учеников; они представляли собой популяризированную, наполовину театрализованную версию идей Платона, адресованную широкой аудитории”. Следуя столь почтенному примеру, американский популяризатор Хант блестяще справляется с задачей донесения серьезных идей до всех, чье сознание готово их воспринять.

В новом семестре я намерен рекомендовать книгу Ханта моим студентам как основной источник по истории психологии. Тем более что скромный тираж в полторы тысячи экземпляров вряд ли будет быстро раскуплен, желающим достанется. Рискну порекомендовать ее и всем тем, кому психология интересна не только как набор манипулятивных практик, но и как наука со своей богатой и поучительной историей. Особенно советую обратить внимание на последнюю главу — “Психология сегодня” и ее раздел “Портрет психолога”.

Сказано однажды: “Книга, не заслуживающая прочтения больше одного раза, совершенно не заслуживает прочтения”. Даже по такому строгому критерию книга Ханта прочтения точно заслуживает.

Сергей СТЕПАНОВ