Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2010


Метод в теории и на практике

Комната наших интересов

Занятие для учащихся 5–6-х классов

Рисунок Н.П. Репиной

“Здравствуйте, давайте познакомимся!” — так мы начинаем работу в каждой новой группе, в каждом новом классе. А так ли важно быть знакомыми и сводится ли знакомство к представлению по имени?

На заданный мною вопрос: “У вас есть друг?” — я почти всегда получаю утвердительный ответ. Однако следующий вопрос: “Скажите, какая игра (книга, фирма, еда) у вашего друга любимая?” — зачастую приводит детей в растерянность. Да что там друзья, иногда и родители с детьми не знают пристрастий друг друга.

Сколько же занятий нужно провести, чтобы с уверенностью сказать: “Мы знакомы”. Я считаю, что занятий на знакомство много не бывает. Мы постоянно узнаем друг о друге что-то новое, постоянно находим точки соприкосновения, ниточки друг к другу. И наши интересы, увлечения могут послужить такими ниточками.

Хочу рассказать об одном таком занятии. Проводить его можно как с детьми, знакомыми друг с другом, так и с впервые увидевшими друг друга. Всё время занятия дети находятся в творческом поиске. Им требуется помещение, в котором можно свободно передвигаться группе.

Тема: занятие на знакомство “Вот это да!”.

Цель: знакомство участников игры друг с другом, создание условий для поиска единомышленников, формирование чувства принадлежности к группе, развитие творческих способностей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: бланк для заполнения, цветные гелевые ручки, музыкальный фон.

Время занятия: 40–45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Если участники не знакомы друг с другом, то проводится игра “Мое имя!”. В знакомой аудитории достаточно вступительного слова ведущего.

Ведущий. Ребята, мы сегодня приоткроем завесу тайны над нашими пристрастиями и увлечениями. Процедура работы проста — пока звучит музыка, мы выполняем задание, заполняем бланк, с остановкой музыки прекращаем работу.

2. Основная часть

Ведущий. Рассмотрите бланк-картину (см. на с. 8). Это комната. И не просто комната, а комната наших интересов. Начнем рассматривать ее более внимательно.

Задания

• Книжная полка — это наши книжные пристрастия. Напишите названия ваших любимых книг на форзацах либо нарисуйте лицевую часть книги, которая имеет для вас огромное значение.

• Письменный стол — наши учебные пристрастия. Пока непонятно, по какому предмету учебник и тетрадь лежат на столе.

Подпишите их так, чтобы стало понятно, какой учебный предмет у вас самый любимый, какому предмету вы отдаете предпочтение.

• Компьютер — это показатель технических увлечений. А любимая программа или любимая компьютерная игра у вас есть?

• На подоконнике цветочный горшок — растительные пристрастия. У вас есть любимые цветы?

• За окном нарисуйте ваше любимое время года.

• На стене картина — ваш любимый автор и его творение?

• Телевизор — у вас есть любимая телепередача?

• Пора подумать об обеде — на обеденном столе расположите ваши любимые яства.

• Зеркало — в нем нарисуйте ваше отражение в тот момент, когда вы себе особенно нравитесь.

• Игровая зона — у вас есть любимая игрушка, игра?

• Магнитофон — на дисках напишите названия группы, имена музыкантов, исполнителей, которые вам особенно нравятся.

• Свободная тумбочка — возможно, у вас еще есть пристрастия и чего-то в комнате вам не хватает (например, аквариума, или обувной полки, или лампы).

• Диван — кого из своих близких, друзей вы хотели бы видеть в этой комнате?

• Ковер — рисунок этого ковра составляют слова, словосочетания и предложения, которые являются для вас любимыми, которые вы используете с удовольствием, чаще остальных.

• Цвет стен — в комнате с какими обоями или стенами какого цвета вам будет комфортнее всего?

Ведущий. А теперь, после завершения творческой работы, мы будем поэтапно знакомиться. Свободно передвигаясь, мы находим тех, кто имеет такие же интересы и пристрастия, как и вы. Если вы обнаруживаете таких людей, то образуете группу и обращаетесь друг к другу со словами: “Вот это да!” (практика показывает, что без подобного возгласа данный этап теряет свою привлекательность для детей).

Группу можно объединять по разным категориям, в том числе ассоциативным. Например, не точное совпадение цвета обоев, а теплая или холодная гаммы, не точное совпадение имени любимого исполнителя, а стиль исполнения (рок, поп и др.), совпадение не яств, а их категории (сладкое, мучное, жареное, печеное).

После того как участники объединились в группы, можно переходить к завершению занятия.

3. Итог

Вопросы:

• Какую группу единомышленников вы запомнили?

• В какой группе вам было комфортнее всего?

• Какую группу вам хотелось бы еще создать?

Для тех, кто был знаком ранее:

• Было ли для вас неожиданностью создание именно таких групп?

• Насколько лучше вы узнали одноклассников?

После занятия ребятам предлагается заполненный бланк поместить в портфолио и через несколько лет еще раз пройти такой “тест”, а результаты сравнить. Быть может, кто-то из детей захочет и дома, в семье провести подобное занятие — это тоже может оказаться интересным.

Каким будет бланк — решать организаторам занятия. Можно предложить такой же, а можно и придумать что-то свое.

Татьяна ЛЕДЯЕВА,
педагог-психолог
Майминской средней школы № 1,
Республика Алтай