|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Светлана ДЕГТЯРЕВА,
|
Фото с сайта krivetsky.blogspot.com |
Много лет в Мариинской гимназии Ульяновска проводится традиционная Неделя психологии, которая становится логическим завершением работы психолога за год.
Мы убеждены, что данная форма работы очень эффективна и позволяет решить целый ряд задач. Во-первых, она помогает за короткое время повысить информированность всех участников образовательного процесса, мотивацию учащихся к использованию психологических знаний в интересах собственного развития, решить ряд профилактических вопросов. Во-вторых, данная работа является творческой, вызывает живой интерес и положительные эмоции у детей и взрослых. В-третьих, она позволяет психологам выгодно представить свою работу, показать возможности психологической науки и пути внедрения ее в практику школьной жизни. Наконец, Неделя психологии объединяет вокруг себя учащихся, их родителей, педагогов, работников гимназии.
Каждый год содержание Недели модифицируется с учетом основных направлений деятельности гимназии, актуальных и приоритетных проблем, запросов педагогов и учащихся.
В гимназии и учителя, и ученики проводят целый день: уроки, факультативы, кружки, спецкурсы… Шесть дней в неделю, девять месяцев подряд. Конец учебного года — время, когда эмоциональные и физические резервы и взрослых, и детей на исходе. Именно поэтому психологическая служба гимназии проводит традиционную Неделю психологии в конце апреля — начале мае. Она становится праздником и для первоклассников, и для готовящихся к ЕГЭ выпускников, и для педагогов, и для родителей учащихся.
Сегодня мы хотим рассказать вам, уважаемые коллеги, как проходила Неделя психологии в нашей гимназии в мае 2009 года.
За неделю до начала было вывешено объявление:
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
В ГИМНАЗИИ ПРОВОДИТСЯ ТРАДИЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ
ПСИХОЛОГИИ.
В рамках недели пройдут звездные конкурсы, галактические акции, внеземные тренинги и космические игры!
Вас ждут удивительные путешествия по планетам самопознания, лабиринтам саморазвития, звездные экспедиции, встречи на Млечном Пути. У вас есть редкая возможность открыть тайны
Вселенной Психологии.
НА СТАРТ!..
На стенде “Психологический вестник” в течение всей недели ежедневно вывешивается информация с планом дня.
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Понедельник
НАЗВАНИЕ ДНЯ: Планета творчества “Звездная одаренность”
ДЕВИЗ ДНЯ: “Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы оставаться художником, выйдя из детского возраста” (Пабло Пикассо).
ПЛАН ДНЯ:
1. Конкурс рекламных плакатов, буклетов, девизов, слоганов на тему: “Гимназия — мой дом”, “Гимназия будущего”.
2. Занятие на развитие творческих умений учащихся “Озарение”.
На школьной линейке в понедельник утром мы объявляем СТАРТ Недели психологии в гимназии, сообщаем учащимся предварительный план, приглашаем всех желающих принять участие в увлекательном звездном путешествии, объявляем конкурс рекламных плакатов, буклетов, девизов, слоганов на тему: “Гимназия — мой дом”, “Гимназия будущего”.
На выполнение конкурсного задания гимназистам отводится 5 дней (в пятницу после уроков жюри подводит итоги конкурса, в субботу проводится награждение победителей).
Занятие “Озарение”
(для учащихся 3-х классов)
Цели: развитие творческих и исследовательских умений учащихся, развитие внимания, мышления, воображения.
Задачи:
— обучение применению знаний в нестандартных ситуациях;
— обучение навыкам самостоятельной работы;
— развитие навыков сотрудничества, взаимной ответственности;
— развитие воображения, творческих способностей, мотивации к освоению новых знаний, исследовательской работы;
— сплочение коллектива, оптимизация социально-психологического климата в группе.
Материалы и оборудование: карта из набора по астрономии “Луна”, звездочки из цветного картона (20–30 штук), листы бумаги формата А4 (по количеству детей в классе), ножницы, цветные карандаши, краски, кисти, музыкальный центр, кассеты (диски) “Звуки природы (море)”, заготовка “моря” (большой поднос или кусок картона, фанеры, ватман).
Структура занятия
1. Приветствие. Организационная часть.
2. Основная часть:
• Викторина.
• Изготовление корабликов (оригами).
3. Обсуждение (рефлексия).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в нашей гимназии проходит Неделя “Вселенная психологии”, поэтому мы вас приглашаем сегодня в мир удивительных приключений и путешествий.
Вы любите путешествовать?
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся на Луну! Что вы знаете о Луне?
(Как правило, учащиеся сообщают достаточно много сведений о Луне. В случае если они не могут вспомнить информацию, психолог немного рассказывает о ней, используя карту лунной поверхности.)
Вы, конечно, понимаете, что такое трудное и опасное путешествие могут выдержать не только самые сильные и смелые, но и самые умные и сообразительные астронавты. Поэтому сейчас мы с вами проведем интеллектуальную разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы — поднимать руку и отвечать на них. За каждый правильный ответ вы будете получать звездочку.
Вопросы для викторины
1. Что с земли никогда не поднимешь? (Тень.)
2. Что носить легко, а считать тяжело? (Волосы.)
3. Бежать, бежать — не добежать. Лететь, лететь — не долететь. (Горизонт.)
4. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
5. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.(Рыба.)
6. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
7. Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
8. Что растет головой вниз? (Сосулька.)
9. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что наш дом — большущий шар. (Земля.)
10. Два стоят, два ходят, два меж них часы стерегут. (Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь.)
11. Синяя шапка вся в заплатках. (Небо и звезды.)
12. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица.)
13. Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу. Днем она –
Не видна. (Млечный Путь.)
14. Голубой платок, алый клубок. По платку катается, всем людям улыбается. (Небо и Солнце.)
15. Ночью звезды загораются
И в созвездья собираются.
Лишь одна сияет днем,
Освещая все кругом. (Солнце.)
16. Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается. (Месяц.)
17. Эта межзвездная вечная странница
В небе ночном только-только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье мерцая хвостом. (Комета.)
18. Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты.)
19. Не Солнце, не Луна,
не планета, не звезда.
По небу летает,
самолеты обгоняет. (Спутник.)
20. Что в начале года весит 200 граммов, а в конце — 20? (Календарь.)
Подсчитывается количество звездочек, подводятся итоги викторины, награждаются победители.
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы — настоящие астронавты: умные, сообразительные, творческие! Хотелось бы проверить, насколько вы сильные и ловкие, насколько в космической экспедиции сможете слаженно и дружно работать. Сейчас кто-нибудь из вас станет звездным капитаном, который будет показывать упражнения своему экипажу. А экипаж как можно точнее должен повторить показанные движения. Причем первое упражнение должно выполняться на счет “раз-два”, второе — на счет “раз-два-три”, а третье — на счет “раз-два-три-четыре”.
Например:
1. Голову повернуть влево (раз), голову повернуть вправо (два).
2. Руки на пояс (раз), руки вытянуть вверх (два), руки в стороны (три).
3. Руки на пояс (раз), присесть (два), вытянуть руки вперед (три), встать (четыре).
Физкультминутка
Выбирается ведущий, остальные дети стоят около своих парт.
Ведущий показывает три упражнения, которые дети должны повторить. Затем выходит другой желающий показать упражнения.
Ведущий. Молодцы, астронавты! Вы не только умные и сообразительные, вы еще ловкие и сильные.
Вы знаете, что на Луне нет воды, но есть моря. Давайте решим, какое из лунных морей мы сегодня с вами будем исследовать, в каком из морей будем плавать. Посмотрите еще раз на карту лунной поверхности. В какое море мы отправимся?
Давайте отправимся в море Спокойствия. А чтобы исследовать лунное море, нам нужно построить корабли. Возьмите лист бумаги и ножницы. Сейчас мы будем с вами строить кораблики.
(Психолог показывает, как построить кораблик из бумаги (оригами), затем помогает во время затруднений, при необходимости поддерживает учащихся.)
У нас, ребята, получились очень хорошие кораблики, но они похожи друг на друга. Давайте раскрасим их так, как каждому из вас больше всего нравится. Можно взять карандаши, краски. Слушайте шум моря и рисуйте на своих корабликах все, что вам хочется.
(Психолог включает музыку и дает учащимся время раскрасить кораблики.)
Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые кораблики. И сейчас мы с вами — сильные, смелые, ловкие и сообразительные астронавты на красивых корабликах — отправимся в плавание по лунному морю. (Дети ставят кораблики на поднос, изображающий море.)
Как вы думаете, как легче и безопаснее исследовать далекие миры — на одиноком кораблике или всем вместе? Какие трудности и опасности могут вас подстерегать в путешествии? А как можно их преодолеть? (Ответы детей.)
Молодцы, ребята! Действительно, только всем вместе, поддерживая и защищая друг друга, можно смело отправляться к неизвестным далеким мирам. Посмотрите, на нашем море все кораблики такие разные, но каждому нашлось место в нашей армии покорителей лунных морей.
Все вместе наши кораблики — непобедимая эскадра, которой не страшны ни трудности, ни препятствия!
3. Рефлексия (обсуждение)
• Что вам больше всего понравилось на занятии?
• Что нового вы для себя сегодня узнали?
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Вторник
НАЗВАНИЕ ДНЯ: Межпланетная экспедиция “Встречи на Млечном Пути”
ДЕВИЗ ДНЯ: “Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе”.
ПЛАН ДНЯ:
1. Развлекательная игра “Познание неведомых миров”.
2. Развивающее занятие “Планета Взаимопонимания” (тестотерапия).
Игра “Познание неведомых миров”
(для учащихся 7-х классов)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, способностей к установлению межличностных контактов, снятие барьеров в общении.
Структура игры
1. Формирование команд (5–7 человек от класса).
2. Знакомство с правилами, условиями игры.
3. Начало экспедиции.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Материалы и оборудование: 3 пакета с заданиями, 3 набора звездочек для написания имени и названия команды.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что согласились принять участие в игре “Познание неведомых миров”. Каждой команде мы желаем космической скорости и вселенской удачи!
В нашей жизни много неизведанного, тайного. Каждый человек на планете — это огромный загадочный мир. Мы не всегда знаем о том, что любит человек, которого мы видим каждый день, что ему интересно, о чем он мечтает. И сегодня мы предлагаем вам заглянуть в мир другого человека и увидеть знакомых нам людей с незнакомой стороны.
Начинаем наше путешествие.
Для начала придумайте название своему космическому экипажу и выберите капитана.
На вас возложена важная миссия, поэтому вы не должны затеряться среди множества обитателей нашей галактики. Вам нужны опознавательные звездочки. На них вы можете написать свое настоящее или вымышленное имя.
Задания, которые вы сейчас получите, нужно выполнять очень внимательно и по возможности быстро. Критериями оценки ваших работ будут правильность и скорость выполнения заданий.
Задание нужно выполнять бесшумно и незаметно для окружающих, так как задание крайне секретно!
Желаем удачи!
Дети получают пакеты с заданиями.
Примерные вопросы
1. Когда день рождения у секретаря школы?
2. Любимое блюдо заведующей столовой.
3. В какой школе учился ваш классный руководитель?
4. Хобби директора школы.
5. Как снимают стресс завучи школы?
6. Сколько страниц в книге Р.Л. Солсо “Когнитивная психология”? (Эта книга есть в школьной библиотеке.)
7. Есть ли мечта у охранника гимназии? Какая?
8. Номер стационарного телефона врача гимназии.
9. Имя, отчество, фамилия первого директора гимназии.
10. Сколько домашних животных у учителей математики? и пр.
В течение одного урока команды выполняют задания самостоятельно, результаты сдают организаторам игры (психологам), которые фиксируют время выполнения. Затем подводятся итоги, проводится рефлексия, обсуждаются трудности, с которыми столкнулись дети, открытия, которые они для себя сделали. Как правило, дети рассказывают о том, что их больше всего удивило, порадовало. Обсуждаются способы командного взаимодействия (распределение заданий между участниками команды и групповая работа над каждым заданием), их преимущества и недостатки. Происходит награждение победителей.
Занятие “Планета Взаимопонимания”
(для учащихся 4-х классов)
Цели: развитие межличностных взаимоотношений в группе, сплочение коллектива, формирование толерантности.
Задачи:
— обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
— развитие эмпатии, доверия, способности к сочувствию, сопереживанию;
— коррекция агрессивности, нормализация эмоционального самочувствия учащихся;
— развитие навыков сотрудничества;
— развитие воображения, творческих способностей.
Структура занятия
1. Приветствие. Знакомство.
2. Игра на развитие эмоциональной, коммуникативной сферы.
3. Лепка (тестотерапия).
4. Игра “Встреча на планете Взаимопонимания”.
5. Обсуждение (рефлексия).
Материалы и оборудование: соленое тесто, ветошь, стаканчики с водой, наборы для детского творчества (бусины, бисер, пуговицы), заготовка “планеты” (кусок фанеры, картона, поднос с изображением зеленого луга, цветами и пр).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Разминка
Цель: настроить учащихся на совместную работу, снять эмоциональное напряжение.
Ведущий. Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга кивком головы и начнем наше занятие с игры, во время которой все нужно делать быстро и внимательно слушая, что я говорю.
Когда я скажу “радость”, вы будете прыгать и хлопать одновременно, когда я скажу “грусть”, нужно наклонить голову и опустить руки, “дружба” — пожмем соседям руки и кивнем головой.
2. Основная часть
Мы сегодня вместе с вами совершим увлекательное путешествие в далекие миры.
• Как вы думаете, мы одни во Вселенной?
• А как вы думаете, кто живет на далеких планетах?
• Какие они — инопланетные существа?
• Как они выглядят?
• Какого они цвета?
• Какого они роста?
• Гладкая ли у них кожа или покрыта чешуей или шерстью?
• Может быть, у них большие ушки, нос или маленькие антенны?
• А зачем они им?
• Откуда они могут быть, с какой планеты?
• Чем они занимаются?
Давайте представим каждый своего пришельца и попробуем слепить его из теста (учащимся раздаются кусочки соленого теста для лепки). Вы можете использовать в работе бусины, бисер, зубочистки, краски, то есть все, что посчитаете нужным. Фигурки получатся более удачными, если тесто немного смачивать водой из приготовленных стаканчиков.
Во время изготовления фигурок психолог ходит по классу, помогает во время затруднений, при необходимости поддерживает.
Физкультминутка “Космические капитаны”
Цель: смена вида деятельности, снятие физического напряжения, развитие внимания.
Психолог произносит вслух задания, сопровождая их обращением: “Космические капитаны!” Например: “Космические капитаны! Дотроньтесь до уха соседа”, “Космические капитаны! Покажите большой палец правой руки!”, “Космические капитаны! Посмотрите в подзорную трубу”, “Космические капитаны! Изобразите полет в состоянии невесомости” и пр. В случае если обращение “Космические капитаны!” не прозвучало, дети задание психолога не выполняют.
Ведущий. А сейчас, ребята, каждый из вас придумает свою инопланетную историю, а желающие смогут ее рассказать.
• Как зовут вашего пришельца?
• С какой он планеты?
• Сколько ему лет?
• Чем он любит заниматься?
• Какой он по характеру?
• Нравится ли он вам? Почему?
• Есть ли у него мечта?
(Желающие выходят к доске и рассказывают о своем персонаже. При этом пришельцы могут получиться недружелюбные, агрессивные, воинственные. Психолог рассказывает о планете Взаимопонимания, на которой живут разные пришельцы, которым необходимо находить общий язык.)
Ребята, что бы вы посоветовали недружелюбному пришельцу, чтобы он нашел себе друзей на планете Взаимопонимания?
Мы приглашаем наших космических пришельцев в гости к Дружбе. Здесь можно найти себе новых друзей. А как найти друзей, что нужно для этого сделать? (Познакомиться.)
Дружить — что это значит? (Уметь слушать друг друга, не подводить, не ссориться, учиться взаимопониманию.)
Что вы можете пожелать друг другу?
Учащиеся помещают своих космических пришельцев на ранее заготовленный планшет (планета Взаимопонимания).
Психолог подводит итоги занятия, благодарит детей за работу, выражает уверенность в том, что теперь класс станет планетой Взаимопонимания, где каждый сможет проявить себя, получить поддержку и понимание, быть счастливым.
3. Рефлексия
• Что вам больше всего понравилось на занятии?
• Что нового вы для себя сегодня узнали?
Занятие помогает диагностировать социометрическую структуру класса, выявить проблемы в межличностных отношениях, выявить детей с проблемами в эмоциональной сфере. Этих детей на занятии психолог поддерживает, поощряет возможность самовыражения и самораскрытия, показывает значение толерантного отношения к ним. На основании полученных результатов строится дальнейшая индивидуальная или групповая коррекционная работа с классом.
Данное занятие всегда проходит весело, вызывает живой интерес и желание продолжать работу с психологом.
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Среда
НАЗВАНИЕ ДНЯ: Созвездие космических капитанов
ДЕВИЗ ДНЯ: “Сила учителя в его учениках”.
ПЛАН ДНЯ:
1. Акция “Счастья вам, учителя!”
2. Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов.
3. Сеансы арт-терапии для всех желающих.
Акция “Счастья вам, учителя!”
(проводится для всех педагогов и работников
гимназии)
Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: “Ларец радости”, сердечки с афоризмами, вырезанные из плотного цветного картона, конфеты.
Волонтеры гимназии (учащиеся 7–11-х классов) на переменах предлагают учителям и работникам гимназии выбрать из “Ларца радости” сердце, благодарят за труд, говорят теплые слова, дарят конфеты.
Занятие “Плата за сочувствие”
по профилактике эмоционального выгорания
педагогов
Цель: познакомить учителей со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, веревка, самолетики из бумаги с надписями “Пофигисты” и “Трудоголики”, памятки для учителей (по количеству участников занятия), презентация “Синдром эмоционального выгорания”, компьютер, проектор, экран.
Структура занятия
1. Информация “Сгорание — плата за сочувствие” (К. Маслач).
2. Разминка (самодиагностика личностных особенностей).
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5. Рефлексия (обсуждение результатов занятий).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Информация (текст с сайта http://psyfactor.org/lib/cherniss.htm и из других источников)
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.
По мнению известного психолога Виктора Бойко, “эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”. Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание — это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он “рвется в бой”, готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример — история о молодой женщине — адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого отчаяния, что решила перейти на работу в прокуратуру с одной целью — отомстить неблагодарным, посадив их всех за решетку.
Иногда СЭВ (синдром эмоционального выгорания) называют “синдромом менеджера”, а в Японии — “синдромом Кароши”, по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. Впрочем, как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.
На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. 60% работников системы образования ежегодно обращаются за медицинской помощью по проблемам, связанным с симптомами эмоционального выгорания.
Первые работы по этой проблеме появились в США. Социальный психолог Каролина Маслач (1976 г.) при изучении работы врачей в госпиталях и клиниках описала часто повторяющиеся симптомы: физическое и эмоциональное истощение, развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Совокупность этих симптомов впоследствии назвали синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).
В “группе риска” СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый “лимит общения”, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
2. Разминка
Ведущий. Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания учителей гимназии. Начнем с самодиагностики личностных черт и свойств.
Следует обратить внимание на то, что обсуждение результатов возможно только по желанию.
Методика № 1. “Ранжирование”
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам проранжировать следующие понятия: деньги, семья, дети, я, работа, то есть поставить цифру “1” напротив самого важного для вас понятия, “2” — напротив менее важного в вашей жизни и т.д. Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его “Я”. Как показывает опыт, чаще у учителей “Я” находится на одном из последних мест (на 4–5-м), что может способствовать эмоциональному выгоранию.
Методика № 2. “10 животных”
(из книги Д.А. Белухина “Учитель: от любви до
ненависти…”)
Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.
Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
Где он находится в списке? На каком месте?
Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине — вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка — залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
3. Теоретическая часть
Проводится в виде презентации, которая содержит следующие разделы:
— симптомы эмоционального выгорания,
— стадии эмоционального выгорания,
— причины эмоционального выгорания,
— диагностика симптомов эмоционального выгорания.
4. Практическая часть
Ведущий. Предлагаем вам небольшое исследование некоторых особенностей вашей эмоциональной сферы. Постарайтесь отвечать честно, “положа руку на сердце”. Разумеется, результаты самодиагностики могут обсуждаться в группе только по вашему желанию.
Диагностика стрессоустойчивости
Часть I
Инструкця. Отметьте, пожалуйста, замечаете ли вы у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам. И если отмечаете, то как часто.
3 — очень часто,
2 — время от времени,
1 — редко,
0 — никогда.
1. Супружеские или семейные конфликты | 3 2 1 0 |
2. Вымещение агрессии на ком-либо | 3 2 1 0 |
3. Апатия | 3 2 1 0 |
4. Желание покинуть рабочее место | 3 2 1 0 |
5. Нежелание поддержать коллег | 3 2 1 0 |
6. Ощущение неспособности к труду | 3 2 1 0 |
7. Раздражительность | 3 2 1 0 |
8. Неспособность принимать решения | 3 2 1 0 |
9. Лихорадочная активность по ничтожным поводам | 3 2 1 0 |
10. Неспособность концентрироваться | 3 2 1 0 |
11. Чувство отчужденности | 3 2 1 0 |
12. Депрессия | 3 2 1 0 |
13. Сильные головные боли | 3 2 1 0 |
14. Чувство “вымотанности” | 3 2 1 0 |
15. 3лость | 3 2 1 0 |
16. Состояние тревожности | 3 2 1 0 |
17. Бессоница, расстройства сна | 3 2 1 0 |
18. Чувство изолированности на работе | 3 2 1 0 |
19. Страх | 3 2 1 0 |
20. Чувство вины | 3 2 1 0 |
21. Переедание | 3 2 1 0 |
22. Повышенная чувствительность к критике | 3 2 1 0 |
23. Боли в спине | 3 2 1 0 |
Часть II
Инструкция. Отметьте, пожалуйста, насколько в напряженных ситуациях вам свойственны следующие реакции:
3 — в большой степени,
2 — в небольшой степени,
1 — незначительно,
0 — не свойственно.
1. Нервозность | 3 2 1 0 |
2. Ухудшение самочувствия | 3 2 1 0 |
3. Ухудшение результатов своей деятельности | 3 2 1 0 |
4. Понижение работоспособности | |
5. Появление нехарактерных ошибок | 3 2 1 0 |
6. Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) | 3 2 1 0 |
7. Изменение обычной, привычной позы | 3 2 1 0 |
8. Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) | 3 2 1 0 |
9. Изменения в речи | 3 2 1 0 |
10.Ухудшение памяти (что-то забываю) | 3 2 1 0 |
11. Ухудшение внимания (невнимательность) | 3 2 1 0 |
12. Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) | 3 2 1 0 |
Обработка результатов
Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:
0–35 баллов — высокая стрессоустойчивость;
36–70 баллов — средняя стрессоустойчивость;
71–105 баллов — низкая стрессоустойчивость.
Ведущий. Психологи считают, что развитию СЭВ способствуют следующие личностные особенности: эмоциональность, сверхвысокий самоконтроль (особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций), склонность к повышенной тревоге, перфекционизм (стремление всегда быть первым), сниженная стрессоустойчивость. Личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания, — оптимизм, общительность, постоянный поиск новых контактов, умение идти на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, высокая стрессоустойчивость и креативность при решении профессиональных задач.
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Ведущий. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи — то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Упражнение “Метеориты”
(составлено совместно с психологом МОУ
“Гуманитарный лицей № 2”
г. Ульяновска В.Н. Гавриловой)
Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности, выбор наиболее эффективной стратегии поведения.
Материалы и оборудование: листы бумаги, веревка, самолетики из бумаги с надписью: “Пофигисты” и “Трудоголики”.
Психолог предлагает участникам поиграть, предварительно разделив их на 2 команды. Для деления на команды необходимы два помощника (желающие из числа участников занятий — они будут капитанами команд). Им задается вопрос, отвечая на который они выбирают второго члена своей команды из общей группы. Второй вопрос задается уже выбранному, второму члену команды — так появляется третий и т.д.
Примерный перечень вопросов
— С кем из присутствующих вы полетели бы в космос?
— У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на ваши?
— У кого бы вы спросили совета?
— Для кого не пожалели бы личного времени?
— С кем бы вы совершили шопинг-терапию?
— Кому бы подарили маленького ежика?
— Чьи детские фотографии вы бы хотели посмотреть?
После того как команды сформированы, им по жребию присваивается название: “Трудоголики” или “Пофигисты” и вручаются самолеты. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта.
Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции (“Почему хорошо быть “трудоголиком”?”; “Почему хорошо быть “пофигистом”?”). Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.
Задание № 2. Учителям предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника (помещение, где проходит занятие, разделяют положенной на пол веревкой — “границей”). Игра в метеориты длится 2–3 минуты, после чего по сигналу психолога прекращается. Побеждает тот, у кого на территории оказывается меньше метеоритов.
Затем проводится обсуждение вопросов, связанных с профилактикой синдрома эмоционального выгорания учителей.
— Кем же лучше быть: “трудоголиком” или “пофигистом”?
— Какие методы борьбы с эмоциональным выгоранием вы знаете и используете?
Далее психологи кратко рассказывают о целом арсенале существующих средств и методов борьбы с профессиональными стрессами и синдромом эмоционального выгорания:
• психотренинг;
• психотерапия, арт-терапия, визуализация, игротерапия, музыкотерапия;
• соблюдение психогигиены (настрой на позитив; умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок; расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);
• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательная гимнастика, определение целей и положительная внутренняя речь);
• профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов профилактики СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других гимназий, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива);
• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
• эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими людьми, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между физическим состоянием и разумом существует тесная связь: неправильное питание, гиподинамия, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
После обсуждения психологи предлагают учителям памятку по профилактике эмоционального выгорания и приглашают к дальнейшей совместной работе.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ
ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?
(по материалам Н.Г. Осуховой)
1. Прежде всего признайте, что оно есть.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: “Я страдаю профессиональным выгоранием”. Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, уход в работу.
Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак своей “силы”. Некоторые защищаются от собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее “Я подумаю об этом завтра”?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. “Расплата за сочувствие” проявится в расстройствах нервной системы, ощущении загнанности и пр.
2. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
3. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
4. Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
6. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может быть, он справится сам? Если можно не делать — не делайте!
7. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться.
8. Хвалите себя, позволяйте себе маленькие радости...
9. Перестаньте жить за других их жизнью, живите своей!
10. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Четверг
НАЗВАНИЕ ДНЯ: Галактика “Успех и профессия”
ДЕВИЗ ДНЯ: “Делай то, для чего ты рожден!”
ПЛАН ДНЯ:
1. Мастер-классы “Популярные и новые профессии”.
2. Работа информационных палаток “Звездный навигатор” (для выпускников 9-х и 11-х классов).
3. Работа пункта психодиагностики “Найди свой звездный путь!” (для всех желающих).
Мастер-классы проводились для целевой аудитории — учащихся 8-х и 9-х классов с целью оказания им помощи в выборе дальнейшего образовательного маршрута. К проведению мастер-классов мы привлекли студентов старших курсов Ульяновского торгово-экономического колледжа. Ребята не только рассказали о своем учебном заведении, о традиционных направлениях профессиональной подготовки, но и представили ряд новых профессий, которые можно приобрести в УТЭК.
Мастер-классы проводились в кабинетах гимназии, куда студенты привезли свое оборудование. Один из кабинетов был временно превращен в мастерскую карвинга — искусства художественной резки. У нас ребята показывали резьбу по овощам и фруктам для декоративного оформления блюд. В другом кабинете была мастерская флейринга — искусства приготовления коктейлей свободным стилем с использованием элементов жонглирования. В третьем — студенты колледжа делились со школьниками секретами приготовления фондю, в четвертом — проводили настоящую китайскую чайную церемонию.
Школьники не только с большим интересом принимали участие в занятиях, но и получили много полезной информации для дальнейшего профессионального самоопределения.
Весь день в гимназии работали информационные палатки “Звездный навигатор”. Выпускники девятых и одиннадцатых классов, а также все желающие получали информацию о вузах, ссузах города и области, могли ознакомиться с каталогом профессий и специальностей, наиболее востребованных в настоящее время на рынке труда, с обзорами городских центров занятости населения. Специально для этого дня мы приготовили информационные папки “Все вузы России”, содержащие информацию об образовательных учреждениях страны и выпускниках гимназии, которые обучались в них. Каждый из выпускников в подарок получил “Карьерный навигатор. Выпускник–2009”.
Большой популярностью у ребят пользовался пункт психодиагностики “Найди свой звездный путь!”, где любой желающий мог получить консультацию психолога по вопросу профессионального самоопределения, пройти психодиагностическое обследование.
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Пятница
НАЗВАНИЕ ДНЯ: “Солнечная система Гимназия — наш дом”
ДЕВИЗ ДНЯ: “Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены” (Станислав Ежи Лец).
ПЛАН ДНЯ:
1. Изготовление коллажей на темы: “Я и мои друзья”, “Я и моя профессия”, “Путь к счастью и мечте”, “Я и мое время” (самоменеджмент), “Я и мои увлечения”, “Мое прошлое, настоящее и будущее” и др.
2. Акция “ Мы — это много Я!”.
Всем классам в течение учебного дня в удобное для них время предлагалось изготовить коллаж на темы: “Я и мои друзья”, “Я и моя профессия”, “Путь к счастью и мечте”, “Я и мое время”, “Я и мои увлечения”, “Мое прошлое, настоящее и будущее” и др. В этой работе приняли участие практически все классы гимназии старшего и среднего звена. Были организованы и работали весь день две стационарные мастерские по изготовлению коллажей (большие кабинеты, в которых находились все необходимые материалы для работы и присутствовали психологи для организации и координации процесса).
Техника “КОЛЛАЖ”
Материалы и оборудование: ватман, вырезки из журналов, клей, ножницы, фломастеры.
Техника коллажа является одним из арт-терапевтических методов, который состоит в наклеивании на основу (ватман) материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Детям предлагается создать образ с помощью вырезанных из журналов картинок, надписей, фотографий и др. Коллаж может быть дополнен их собственными записями.
Коллаж одновременно выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. В нем передаются переживания, стремления, желания, сознательные и бессознательные установки человека. То, что для человека является важным и значимым, обязательно найдет свое отражение в работе.
Коллаж выполняется в группах (4–8 человек). Психолог может принять участие в создании коллажа в качестве наблюдателя или участника группы. Творческая реализация учащихся в группе позволяет решать социально-психологические задачи, дает опыт позитивного сотрудничества, учит слушать и понимать друг друга, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Создание коллажа всегда вызывает большой интерес. При этом важен не только процесс, но и его описание и оригинальные комментарии.
Этапы создания коллажа
1. Предварительный — включает в себя знакомство с техникой коллажа, подготовку материалов для его создания, выбор темы. Цель: организация работы и создание творческой обстановки.
2. Инструктивный — включает четкое, понятное объяснение темы задания и создание особой творческой атмосферы, дающей ощущение безопасности, доверия. Отсутствие критических замечаний, социального давления, позитивная оценка работы, отсутствие запретов на выбор журналов, вырезок, надписей — важные шаги психолога при организации работы. Основная установка психолога: “Вы можете делать то, что хотите!” Для стимуляции спонтанного поведения не стоит призывать участников группы соблюдать чистоту, порядок, тишину, наоборот, следует поощрять раскованность и творческий беспорядок. Это помогает детям почувствовать себя спокойно и расслабленно, с удовольствием включиться в работу.
3. Этап выполнения задания. На этом этапе психолог может выступать либо в роли пассивного наблюдателя, либо в роли активного наблюдателя, взаимодействовать с группами, либо выполнять задания как непосредственный участник творческого процесса.
4. Этап обсуждения и анализа включает в себя, во-первых, представление своих работ группами, в ходе которого они рассказывают об основных идеях коллажа, своих мыслях и переживаниях в процессе его создания, особенностях работы группы (принятие группового решения, отношения в группе, разрешение спорных вопросов). Во-вторых, на этом этапе участники получают обратную связь от других групп (понимание коллажа в целом или отдельных его частей). Психолог активно стимулирует участников к обсуждению и высказыванию своих мнений, организует групповую дискуссию.
5. Интерпретация коллажа дается психологом в качестве обратной связи. Этот этап выполняет психотерапевтическую функцию (решение проблем группы или отдельного человека). Интерпретация должна быть сформулирована в тактичной, мягкой форме, содержать позитивную оценку, поддержку.
Акция “Мы — это много Я!”
(принимают участие все классы гимназии)
Цель: сплочение классного коллектива, повышение статуса изолированных учащихся, самопрезентация (портфолио) перед всем школьным коллективом, развитие позитивных отношений между классами, между учащимися разных возрастов и классов.
Условия проведения: акция требует предварительной подготовки — классные руководители организуют работу по сбору данных об учащихся, выбирают вместе с ребятами форму представления учеников и классов.
ХОД АКЦИИ
Каждый класс сам выбирает форму представления учащихся. Форма должна быть необычной, информативной и доступной для всех учащихся гимназии. Некоторые классы подготовили стенгазеты, представления со сцены, компьютерные презентации. Обязательным условием было наличие информации о каждом ученике класса (фотография, имя, фамилия, увлечение, черты характера и все то, что учащийся хочет сообщить о себе (например, знак Зодиака, мечта, любимые книги, музыкальный стиль, четвероногий друг и др.)).
Весь день в фойе гимназии демонстрировались презентации, подготовленные классами, в коридорах были вывешены стенгазеты, в актовом зале для всех желающих состоялись сценические презентации классов.
Акция позволила ученикам гимназии не только поближе познакомиться друг с другом, но и найти новых друзей, близких по интересам и увлечениям. Учителя гимназии были удивлены разнообразием увлечений учеников, открыли их с новой стороны.
Вариант: можно рекомендовать проведение подобной акции и среди педагогического коллектива школы.
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: Суббота
НАЗВАНИЕ ДНЯ: “Чествование покорителей Вселенной”
ДЕВИЗ: “Каждый человек – это книга, надо только суметь ее прочитать” (Уильям Ченинг).
ПЛАН ДНЯ:
1. Подведение итогов Недели психологии.
2. Церемония награждения победителей.
3. Выпуск фотогазеты.
В субботу утром в гимназии была оформлена выставка конкурсных работ, коллажей, вывешивается фотогазета о Неделе психологии. В фойе на экране демонстрировалась презентация мероприятий, проведенных в рамках Недели психологии. В течение недели все конкурсы оценивало жюри, в состав которого входили представители совета старшеклассников, волонтеры, учителя, родители.
Церемония награждения победителей проходила на торжественной школьной линейке. Все участники получили памятные призы и сувениры. Неделя психологии никого не оставила равнодушным, атмосфера праздника сохранилась надолго.
Статья подготовлена при поддержке союза инвалидов «Рассвет». Если Вы решили приобрести качественную и надежную тротуарную плитку или крышки для стеклянной тары, то оптимальным решением станет обратиться в союз инвалидов «Рассвет». Перейдя по ссылке: «производство крышек», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать крышки для стеклянной тары по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Rassvet-Kuban.Ru.