|
|||
КвартетИгра для подростковЦель: сплочение группы, понимание каждым из участников своих ресурсов, понимание общих целей группы, проигрывание и ознакомление с разными ролевыми позициями и присущим им поведением. В самом начале проходит быстрый круг, в котором каждый из участников говорит двумя-тремя словами, с каким настроением он пришел на тренинг и как он себя чувствует в этом кругу. Если изначально перед участниками тренинга заявляется тема работы, то также должен быть поставлен вопрос: “Чего ты ждешь от сегодняшней работы?” Ответ — два-три слова. Участникам группы зачитывается басня И.А. Крылова “Квартет”:
После того как прочитана басня, группа делится произвольно на подгруппы — так, чтобы в каждой было по 5 человек. Затем каждая подгруппа, используя свой голос, исполняет мелодию. Мелодию может выбрать ведущий, а может и группа. На подготовку — 5–10 минут. После исполнения мелодии каждой группе дается задание: встать по высоте голоса — слева самый низкий, справа самый высокий. После этого происходит новое разделение на подгруппы. Должно получиться пять подгрупп, по числу персонажей в басне. С учетом проведенного упражнения мы имеем следующие пять групп: Мишка (самые низкие голоса), затем Козел, следующая группа — Осел, затем Мартышка и Соловей (самый высокий голос). Каждой группе мы даем характеристики персонажа, которого она представляет. Мишка — сильный, умный, но вспыльчивый, консервативный, с удовольствием выслушивающий, но не принимающий новаторских идей. Козел — упрямый, твердолобый, не отступающий от своих, зачастую неадекватных идей ни при каких обстоятельствах. Осел — находчивый, любит экспериментировать, придумывать необычные идеи, которые плохо принимаются. Мартышка — веселая, энергичная, уверенная в себе, готовая прислушаться к другим. Соловей — мудрый, внимательный, играет роль третейского судьи. Одновременно с характеристиками персонажей подгруппы получают по три вопроса, на которые они должны ответить: • Какими характеристиками должен обладать квартет как единое целое? • Что я, как персонаж, исходя из его характеристики, могу сделать с собой, чтобы квартет начал играть в лад? • Чему должен научиться, по моему мнению, каждый из музыкантов квартета? Соловей получает первый и третий вопросы, ему также ставится задача: критически оценить предложения остальных участников. Самостоятельная работа в группах продолжается в течение 15–20 минут. По окончании работы из каждой группы выходит по одному участнику — получается пять персонажей. Каждый должен зачитать ответы на вопросы и вести себя так, как задано характеристикой персонажа. (Ответы ведущий записывает на доске.) Остальные участники занятия имеют возможность высказаться по поводу прочитанного, также используя характеристики персонажей, роли которых они исполняют. Таким образом, мы получаем разные варианты того, что можно было бы сделать, и рассматриваем предложения команд с разных сторон. Соловей выступает последним, давая свои ответы на вопросы.
По ходу выступления участников четырех групп группа “Соловей” по каждому выступлению выделяет плюсы и минусы поступивших предложений. Соловей, выступающий последним, после того как он зачитал свои ответы на вопросы и их обсудили, отмечает плюсы и минусы предыдущих выступлений, выделенные его группой. Группа, к которой обращается Соловей, может соглашаться с ним или нет. Здесь возможна дискуссия, в которой принимают участие все участники игры. Плюсы и минусы для группы Соловья оценивают все участники. Обсуждение плюсов и минусов происходит без принятия характеристик персонажей, после снятия ролей. Все плюсы и минусы ведущий также записывает на доске. Затем ведущий вместе с группой объединяет полученные результаты в общий список и ранжирует их, учитывая количество совпадений и поставленных самим ведущим минусов и плюсов. Всем участникам предлагается дополнить этот список чем-то, по их мнению важным, и эти предложения после обсуждения вносятся или не вносятся в общий список. По окончании выступлений ведущий вместе с группой переводит метафоры басни на язык психологии, обращая внимание, в частности, на то, как они могут сплотить участников (участники записывают переведенные метафоры в тетрадь). Теперь ведущий предлагает группе разделиться на подгруппы, чтобы в каждой оказалось по одному представителю каждого персонажа, и попробовать исполнить ту же мелодию снова. Происходит короткое обсуждение: чувствуют ли участники группы какие-либо изменения в исполнении. Ведущий делает акцент на том, что, как мы увидели, роль накладывает свой отпечаток на восприятие и что мы сегодня вместе смогли выделить характеристики, которые позволят сплотить группу. В конце занятия проходит круг, в котором каждый должен сказать несколько слов о том, как он себя чувствует после проведенной работы и что он сегодня получил на тренинге. Василий НЕСТЁРКИН,
|