Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Гильдия

Игра для умственного развития

Русский педагог А.С. Макаренко говорил: “Есть один важный метод работы с детьми — игра. Я думаю, ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества”.

Мы полагаем, что природа игры такова, что она предоставляет возможность свободы поведения, создает атмосферу общей увлеченности, позволяет раскрыться лучшим качествам ученика. Игры расширяют границы для проявления творчества.

Анализируя сложившуюся на сегодняшний день в образовании ситуацию, необходимо отметить особую актуальность интеллектуально-познавательных игр, которые предназначены для умственного развития детей, совершенствования памяти, мышления, воображения, развития коммуникативных способностей учащихся. Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных на уроках знаний, применению их на практике, пробуждению интереса к изучаемому предмету.

Интеллектуально-познавательные игры существуют в женской гуманитарной гимназии г. Череповца как одно из направлений развивающей работы, работы по психологическому сопровождению одаренных детей уже восьмой год. Гимназия регулярно приглашает для участия в подобных играх старшеклассников школ города. Так, в разные годы в гимназии были проведены общегородские интеллектуальные игры “Блистательный Санкт-Петербург”, игры по психологии, филологии и страноведению для школьников города. Кроме того, мы проводим совместные игры с учениками других школ в их учебных заведениях.

В нашей гимназии проходят совместные игры гимназисток с педагогическим коллективом, с родителями. В обычной практике игры на разные темы проводятся в разных параллелях гимназии, между параллелями с периодичностью раз в месяц.

При разработке интеллектуально-познавательных игр мы учитываем следующее:

— тематика игр должна быть разнообразна;

— игры должны содержать элементы занимательности, сведения и факты, выходящие за рамки учебной программы;

— в содержание игры должны быть включены как сложные, так и простые вопросы, чтобы подкреплять успешность ребенка;

— продолжительность обычной игры — около часа; игры, в которых участвуют представители разных школ, могут продолжаться до двух часов.

Оценивая результативность работы, можно отметить безусловную положительную оценку, которую неизменно получают игры из уст детей, педагогов, родителей. По нашим наблюдениям, именно игры часто являются отправной точкой для рождения интереса детей к предмету, к теме, к самостоятельному изучению литературы. Мы верим, что игры вносят свой вклад в общее интеллектуальное развитие девочек, как и в те успехи, которые гимназистки имеют на различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях. У детей появляется вера в свои силы, развивается познавательная активность, которая побуждает заниматься свободной познавательной деятельностью и за пределами класса, гимназии, а это значит, что главная цель достигнута.

Несколько раз женская гуманитарная гимназия г. Череповца принимала участие в международных турнирах “Что? Где? Когда?”, проводившихся в Гомеле. Там мы обучились методикам, которые обычно предлагаются в рамках таких конкурсов. После этого для гимназии интеллектуально-познавательные игры стали обычной формой развивающей работы.

Играют классы, играют параллели, часто приглашаем для игр другие школы города. Игры всегда тематические — посвященные памятным датам (“60-летие Победы”, “Блистательный Санкт-Петербург”), писателям (“И.А. Крылов”, “Х.К. Андерсен”), вопросам страноведения (“Англия”) и другим темам (например, “Рождество”). Детям нравится играть, с детьми с удовольствием играют родители, учителя. Педагоги используют эту форму работы во внеклассной деятельности по предмету. Все игры авторские, пишет их педагог Ольга Александровна Петрова, которая занимается развивающей работой в гимназии.

В прошлом году мы с Ольгой Александровной задались вопросом: а почему бы не попробовать написать психологическую игру? Тем более что разнообразные методики, которые можно использовать в игре, позволяют и выяснить знание психологических терминов, и поговорить об известных психологах, и попробовать себя в заданиях, связанных с креативностью. Попробовали — и получилось. Целью этой игры было повышение психологической культуры школьников; развитие у них интереса к психологии; активизация профессионального самоопределения, работы факультативов, кружков, элективных курсов по психологии.

В этом году уже в сентябре в разных школах города и дети, и психологи спрашивали, будет ли следующая игра. В прошлом году в игре участвовало семь команд, а в этом году уже десять. Для нас, психологов, было особенно важно, что даже в тех школах, где нет факультативных занятий по психологии, ребята готовились: читали литературу, сами искали дополнительную информацию.

Вопреки опасениям психологические игры вызвали живой интерес школьников. Десять школ представили свои команды. С каждой командой при подготовке к игре много работали школьные психологи, серьезно готовились и сами ребята. Старшеклассники смогли продемонстрировать прекрасное знание психологической терминологии, умение мыслить творчески, нестандартно.

Немного о содержании игры

Она состояла из 5 конкурсов. Первый конкурс — на знание психологических терминов. Это была мини-игра “Цитата”, когда в столбик побуквенно выписывалось высказывание, касающееся психологии. Было задано столько вопросов, сколько букв было в цитате. Ответ на каждый из вопросов начинался с соответствующей буквы цитаты. Определения и термины были взяты из психологического словаря.

Второй конкурс был посвящен одному психическому процессу — памяти. Проводился он в форме мини-игры “Эрудит-лото”. Давалось четыре варианта ответов, один из которых был правильный. Команда должна была отметить правильный ответ на специальном бланке, предложенном перед мини-игрой.

Третий конкурс давал возможность проявить свою креативность, озаглавив картинку.

Четвертый конкурс касался известного психолога, имя которого нужно было назвать. Проводился он в форме мини-игры “Реалии”, когда участникам предлагалось отгадать имя психолога. Для этого им предоставлялось четыре попытки, каждая из которых оценивалась определенным количеством баллов.

Пятый конкурс касался скорее общей осведомленности старшеклассников. Проводился он в форме игры “Тройки”, когда командам предлагалось несколько тем, по каждой из которых задавалось три вопроса в форме блица.

Сложности были связаны с тем, что вся информация в основном воспринималась на слух. Но, с другой стороны, это общая методика игр формата “Что? Где? Когда?”.

На наш взгляд, главным результатом игры стали положительные отзывы ребят, их желание участвовать в подобных конкурсах и дальше. Продолжением для многих будет городская олимпиада по психологии, которая проводится в Череповце уже пятый год совместными усилиями кафедры психологии Череповецкого государственного университета, студентов факультета психологии и методической службы города.

Анализируя содержание игры, необходимо отметить, что для гуманитарной гимназии традиционны вопросы, затрагивающие филологические, исторические, культурологические знания школьников. Так, часть последней игры была посвящена творчеству А.П. Чехова, 150 лет со дня рождения которого в этом году отмечает страна.

Психологизм творчества Чехова несомненен, и поэтому очень органично в ходе игры прозвучал следующий вопрос: “В рассказе Чехова “Лошадиная фамилия” домочадцы отставного генерал-майора Булдеева вспоминают фамилию человека, умеющего заговаривать зубы, зная, что данная фамилия — “лошадиная”. Они называют фамилии Жеребятников, Жеребцов, Лошаков, Кобылянский… С какой особенностью запоминания связан указанный отрывок?”

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Otvetkak.Ru. Если Вы не знаете, как решить ту или иную проблему, то дельный совет придется как раз вовремя. Перейдя по ссылке: «http://otvetkak.ru/fashion-style» вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти большой ассортимент полезной информации о бизнесе, отношениях, красоте и здоровье. Сайт www.Otvetkak.Ru постоянно обновляется, поэтому Вы всегда сможете найти полезную и содержательную информацию по своей проблеме.

Победители игры были определены общей суммой мест. Это команды школ № 3, 24, 25, женской гуманитарной гимназии и лицея АМТЭК. Но прежде всего победила психология. Прощаясь, ребята спрашивали, когда будет следующая игра.

Татьяна МИХАЛЕНКО,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог,
МОУ “Женская гуманитарная гимназия”,
г. Череповец,
Вологодская область

(Фото автора)