Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Книжный шкаф

Школьная психологическая служба

Работа с родителями

О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2008

C созданием школьной психологической службы у учителей появилась возможность в трудных ситуациях не только советоваться с психологом, но и совместно решать возникающие проблемы. Хотелось бы, чтобы и родители увидели в психологе не специалиста с неопределенным кругом обязанностей, а надежного помощника и союзника. Для этого психологу потребуется приложить немало усилий. В данной книге содержится полезная информация о том, как сделать так, чтобы родители поверили психологу и согласились если не следовать его советам, то хотя бы прислушаться к ним.

При организации работы с родителями школьному психологу придется ответить на вопросы: как, когда и о чем следует говорить с родителями? Поискам ответа и посвящено данное небольшое издание.

А зачем, собственно говоря, необходима работа с родителями? По мнению автора, в современных условиях школа является тем общественным институтом, который помогает семье определить цели и средства воспитания.

В книге речь идет о двух основных формах работы — групповой и индивидуальной. Индивидуальное консультирование предполагает проведение беседы с родителями для прояснения или изменения их позиции и отношения к ребенку, испытываемым им трудностям и школе в целом.

Утверждение автора, что индивидуальное консультирование является достаточно распространенной формой работы психолога, вызывает сомнения. Если родительские собрания, где психолог выступает с короткими сообщениями, родители воспринимают как хорошо знакомую форму включения в процесс обучения, то обращение к психологу далеко не всегда кажется им таким же привычным делом, как обращение к классному руководителю. Причем, как правило, за советом приходят родители, озабоченные негативными изменениями в поведении своих детей и готовые прислушаться к мнению психолога, что само по себе выступает условием продуктивного взаимодействия.

В то же время нередки случаи, когда родители не замечают или не хотят замечать, что их дети стали хуже учиться, не выполняют домашние задания, обманывают учителей и пр. Они не только не хотят обсуждать эти и другие проблемы с педагогами и психологом, но готовы встать на “защиту” своего ребенка, объясняя все его неудачи слишком высокими требованиями со стороны школы. Именно эти родители нуждаются в консультации психолога, но вопрос о том, как изменить их отношение и к школе, и к собственному ребенку, остается открытым. Насильно можно привести к психологу ребенка, но не его родителя.

Кроме того, родители часто не доверяют психологам, чей стаж работы в школе меньше, чем их родительский: как может говорить о воспитании человек, у которого нет своих детей? Автору удалось найти выход из создавшейся ситуации — в книге даны рекомендации о том, какие материалы можно раздавать родителям или вывешивать на информационных стендах. Своеобразным обращением к мамам и папам выступают также помещенные в “Приложении” “Статьи для родителей”, которые нелишне почитать и психологам.

Михаил ЖДАНОВ