|
|||||||
Наши на МарафонеПервая тематическая линейка прошла в формате разговора о важных психолого-педагогических проблемах школыВопросы выстраивания продуктивного сотрудничества психологов и педагогов обретают сегодня особую актуальность, ведь сутью и целью современного образования должно стать личностное развитие ребенка. Решить эту задачу учителя могут только в сотрудничестве с другими специалистами, в том числе с психологами. В чем именно должно заключаться подобное сотрудничество? И как его осуществить? “Сотрудничество — это не тот случай, когда один специалист приходит и просит помощи у другого в экстренных обстоятельствах, — убеждена Татьяна Меркулова, психолог-методист Центра психологического сопровождения образования “Точка ПСИ” (проблемная лекция “Психолог и педагог: новый взгляд на сотрудничество”). — Сотрудничество — это когда два специалиста решают общую задачу, не умаляя достоинства и роли другого профессионала”.
С точки зрения Татьяны Викторовны, для успешного решения задач личностного развития ученика психологам и педагогам необходимо сделать три вещи. Во-первых, создать образовательное пространство, которое было бы непротиворечивым в плане педагогического воздействия на ребенка. Во-вторых, выработать общий язык, понятный и психологам, и педагогам. В-третьих, пополнить копилку методических приемов. В Центре “Точка ПСИ” существует общий подход к запуску подобной работы, который специалисты центра многократно проверили, взаимодействуя с рядом российских школ. В основу положен курс “Развивающие возможности урока”. Работа ведется в форме методических встреч-семинаров. А начинается все с профессиональной рефлексии, для которой существуют специальные правила. Например, учителям нельзя задать прямой вопрос: “Какой педагогической философии вы придерживаетесь?” — потому что большинство скажут: “Гуманистической”. Но это на словах, а на самом деле? Истинная позиция педагога проявляется в конкретных ситуациях взаимодействия с детьми. Как мама отреагирует на то, что маленький ребенок разбил дорогую чашку, которую хотел ей принести? “Не переживай, ничего страшного” или “Откуда у тебя только руки растут?!” В каждой подобной фразе выражается своя педагогическая философия. А как отреагирует учитель на то, что ребята написали контрольную работу гораздо хуже, чем ему хотелось?
Многие педагоги и психологи боятся работать с аутичными детьми по той причине, что плохо представляют себе специфику такой работы. Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства “Наш солнечный мир” (семинар “Ребенок с аутистическими расстройствами в обычной школе: роль психолога”), рассказал участникам марафона о некоторых важных особенностях детей-аутистов. Скажем, такие ребята стремятся избегать интеграции сенсорных воздействий. Что это значит? Дети с аутичными проблемами стараются выстраивать свое взаимодействие с миром таким образом, чтобы отдельно “видеть”, отдельно “слышать” и отдельно “ощущать”. Или еще один важный момент. Когда к педагогу попадает такой ребенок, его поведение, как правило, чем-то сильно выделяется на общем фоне. И что делает учитель? Старается “исправить”, заставляя выполнять учебную работу так же, как это делают другие ученики. Это ошибка. И если, например, ребенку, прежде чем записать условие задачи, почему-то надо что-то нарисовать, следует позволить ему это. Умение взаимодействовать с такими детьми — важное профессиональное качество педагога. Вторая линейка была посвящена профилактической работе с детьми“Система профилактики суицида в школе” — тема мастер-класса Натальи Сакович, ведущего психолога отдела прикладной психологии Академии последипломного образования (город Минск). Что можно сделать для предотвращения трагедии? Как отметила Наталья Сакович, успех профилактики во многом зависит от принципов, которых придерживаются педагоги во взаимодействии с детьми. Наиболее важны следующие: принцип ценности личности ребенка, принцип уникальности его личности и принцип подчиненности обучения развитию личности ребенка. А также принцип ориентации на зону его ближайшего развития. И главный вопрос здесь — как та или иная учебная ситуация может развиваться для конкретного ученика? Если мы задаем такой вопрос, то для нас эмоционально-ценностные ориентации образовательного процесса выходят на первый план. Не менее важно и повышение компетентности участников образовательного процесса в области профилактики суицидального риска. Учителя должны обладать информацией о том, что такое суицид, каковы его виды, как можно определить суицидальное поведение. И конечно же, куда обращаться в случаях суицидального поведения.
На мастер-классе “Создание социальной рекламы в школе как технология профилактики зависимого поведения подростков” Вадим Родионов, профессор ИПССО МГПУ, и Мария Ступницкая, старший научный сотрудник Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, представляли интересный опыт противодействия распространению курения и наркотиков в подростковой среде. Как бороться с этим явлением? Оказывается, с этой целью можно использовать проектную деятельность: вовлекать учеников в создание проектов по социальной рекламе. Как спасти подростков от аддикции?
|