Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2010


Вместе с родителями

Дружная семейка

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Окончание. См. № 8/2010

Занятие № 4
“Эффективное взаимодействие”

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

Оборудование: листы бумаги А3 с прорисованным кругом по количеству пар, краски, вода, салфетки, различные предметы, игрушки по выбору, записи релаксационной музыки, перышко или кусочек натурального меха, секундомер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Цель: настроить на активное взаимодействие.

Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал…

Игра “Да и нет”

Цель: снять негативное напряжение.

Участники стоят в парах лицом друг к другу.

Ведущий. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Кто-то из вас будет говорить слово “да”, кто-то — “нет”. Начинать нужно тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Затем вы можете поменяться ролями. По сигналу игра останавливается. В заключение сделайте несколько глубоких вдохов.

Обратите внимание на то, как приятно побыть в тишине после такого шума.

Игра “Черепахи”

Цель: развитие саморегуляции.

Ведущий. А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут черепахами, а дети — их “панцирями”. Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние — тот и победитель.

Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. По окончании — поздравление победителя. Затем роли меняются: ребенок — черепаха, мама — панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.

Публикация произведена при поддержке интернет-сайта "kovalboris.ru". Семейный, подростковый и детский психолог Москва. Частный психолог и групповая терапия, доступна услуга "психолог онлайн", а также выезд психолога на дом. Помощь квалифицированного специалиста и профессионала в своём деле, качественная работа по доступным ценам. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете, перейдя по ссылке: http://www.kovalboris.ru/.

Обсуждение:

— Чем или кем быть было легче, приятнее?

Упражнение “Эффективное взаимодействие”

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.

Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение:

— Когда было легче просить предмет?

— Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?

— Какие слова или действия побудили вас к этому?

Арт-техника “Рисунок в круге”

Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.

Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками) закрасить пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и обсуждения каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значат. На что, по его мнению, похоже получившееся изображение.

Упражнение “Маленькая птичка”

Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.

Звучит релаксационная музыка.

Ведущий. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.

Дается информация об использовании данного упражнения с целью мышечного контроля.

Рефлексия

Цель: осознание полученного эмоционального опыта.

— Как одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?

— Как, по-вашему, это состояние возникло?

— Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?

Занятие № 5. “Пойми меня”

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “родитель—ребенок”.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, фотографии детей, выражающие различные эмоции и чувства; инструкция для родителей к игре “В тридевятом царстве”, карточки-задания к упражнению “Волшебные средства”; два “волшебных” мешочка (черный и красный), записи спокойной музыки, клубочек шерстяных ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Упражнение “Связующая нить”

Цель: формировать чувство близости с другими людьми.

Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.

Ведущий. Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.

Упражнение “Закончи предложение”

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.

Ведущий. Вы все такие замечательные! Очень хочется узнать о вас побольше. Пусть каждый по очереди закончит такие предложения о себе: “Я хочу…”, “Я умею…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Игра “Маски”

Цель: учить сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ведущий. У каждого из вас наверняка есть хорошие друзья. А для друга очень важно, чтобы его понимали без слов. Я предлагаю игру, в которой вы постараетесь увидеть и понять, какие чувства испытывает ваш друг.

Участникам предлагается определить эмоции по фотографиям детей. Затем можно дать задание участникам: выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление, обиду (по желанию). Остальные должны определить представленное чувство.

Упражнение “Волшебные средства”

Цель: проработка различных средств понимания, развитие эмпатии.

Каждой паре предлагается разыграть ситуацию (карточки-задания), пользуясь “волшебными” средствами понимания. Затем поменяться ролями.

Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.

Обсуждение:

— Как вы помогли своим друзьям и близким? Что вы сделали?

— Можно ли ваши действия назвать “волшебными средствами” понимания?

Игра “В тридевятом царстве”

Цель: установить взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Участникам предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается “шпаргалка” с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.

Инструкция для родителей

Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:

• Что бы ты там делал?

• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?

• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…

• А что бы ты сделал на месте главного героя?

• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?

• Что бы ты хотел изменить в сказке?

Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.

Игра “Волшебные заросли”

Цель: развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами.

Участники по очереди (все дети, взрослые по желанию) пытаются проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу “волшебными водорослями” — всеми остальными участниками. “Водоросли” понимают человеческую речь и чувствуют прикосновение. Они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их “плохо просят”. (Не забывайте, что у вас есть “волшебные” средства!) Для того, кто попадает в круг, “водоросли” водят хоровод и поют песенку: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? … у нас хороший, … у нас пригожий”.

Обсуждение:

— Когда водоросли расступались охотно?

— Когда им не хотелось расступаться?

— Что вы чувствовали, находясь в круге?

Рефлексия.

Игра “Волшебный мешочек”

Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

Занятие № 6. “Приключения начинаются”

Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

Оборудование: бумага, художественные средства, атрибуты костюмов (по желанию), карточки к упражнению “Изобрази семью животных” (кошка, собака, курица, утка, конь, корова), записи спокойной музыки; клубок шерстяных ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.

Фото с сайта www.pushkino.org

Каждый из участников по кругу представляет себя каким-либо звуком.

Упражнение “Передай по кругу”

Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.

Ведущий. А сейчас главное условие игры — молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу.

Начинает ведущий, представляя пантомимой передаваемый предмет. Участники по кругу передают: тяжелый чемодан, розу, горячую картошку, маленького зверька, муху.

Игра “Изобрази семью животных”

Цель: осознание семейного единства.

Каждая пара получает задание изобразить с помощью пантомимы семью домашних животных. Остальные должны догадаться, кто перед ними, и объяснить, как вы догадались?

Упражнение “Сочиняем сказку”

Цель: развитие воображения, вариативности мышления. Участники по кругу сочиняют сказочную историю. “А сейчас мы с вами поиграем в сказочников и сочиним самую настоящую сказку. Я начну, а вы по очереди продолжайте: “Жили-были…” Следующий участник продолжает... и т.д. Ведущий, в свою очередь, вносит в сказочную историю элемент неожиданности. Сказка должна обойти круг не менее трех раз, затем можно подвести итог: “На этом интересном месте мы остановимся, а продолжение нашей сказки вы можете придумать дома”.

Драматическая инсценировка

Цель: развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми. “Из вас получились хорошие сказочники, и я думаю, что вы легко справитесь со следующим заданием”. Придумать небольшую историю, приключение, сказку (можно переделать известную сказку), подготовить и сыграть эпизод (15—20 минут на подготовку и 2—3 минуты на представление). Можно нарисовать или использовать имеющиеся атрибуты костюмов, декорации. Необходимо также придумать название своей инсценировке и кратко рассказать, чему она учит.

Обсуждение:

С какими трудностями столкнулись во время подготовки? Что помогло справиться с заданием?

Упражнение “Водный карнавал”

Цель: разрядка эмоционального напряжения.

Участники приглашаются на праздник к морскому царю: “Ваши представления замечательные! А сейчас вы все приглашаетесь на водный карнавал к морскому царю”. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков и т.д. Ведущий — морской царь. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Каждому желающему предоставляется возможность выступить в своей роли: представиться, пожелать всем что-либо хорошее или сделать какой-то символический подарок, станцевать и т.д. В заключение “морской царь” всех благодарит.

Рефлексия

Цель: отреагирование эмоций на телесном уровне.

Участники по кругу выражают свое состояние движением, танцем.

Занятие № 7. “Один ум — хорошо, а два — лучше”

Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

Оборудование: микрофон, картон, пластилин или клей ПВА, крупа, различные макаронные изделия, скорлупа орехов, бусинки, пуговицы и др., небольшие бытовые предметы, секундомер, записи спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение “Пожелания”

Цель: создать оптимистическое настроение у участников.

Каждый участник по кругу произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем.

Например: “Добрый день”, “Желаю всем узнать много нового и интересного”. Можно вместо фразы использовать жесты.

Игра “Умные вопросы”

Цель: развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям.

Ведущий. Представьте себе, что вы — очень важные персоны… А у важных и знаменитых обязательно берут интервью. Я сейчас буду задавать вам “умные вопросы”, а вы отвечайте на них в микрофон.

Участники отвечают на вопросы:

• Твое любимое животное и почему? Твое нелюбимое животное и почему?

• Если бы ты мог стать кем-то на один день, то ты бы стал… Почему?

• В другом человеке тебе нравится больше всего такая черта характера, как… А не нравится?

• Доброго волшебника ты попросил бы о … А злого о … Почему?

• В какого животного превратил бы тебя и твою семью волшебник? Почему?

• Твой любимый сказочный герой. Почему? Твой нелюбимый сказочный герой. Почему?

Необходимо, чтобы все приняли участие в интервью. На каждый вопрос отвечают 2–3 человека.

Игра “Калейдоскоп”

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Каждая пара должна найти в своей одежде как можно больше цветов и оттенков. Победителя награждают аплодисментами.

Игра “Исследователи”

Цель: развитие мышления, воображения.

Каждая пара выбирает себе какой-либо предмет, а затем придумывает как можно больше способов его нетрадиционного использования. Победителю все аплодируют.

Игра “Помоги Золушке”

Цель: развитие внимания, памяти, саморегуляции.

Каждая пара получает тарелочку со смесью круп и других мелких предметов.

Ведущий. Все вы наверняка знаете сказку о Золушке и знаете о том, как тяжело ей жилось у мачехи, сколько у нее было работы по дому и на кухне! У вас на тарелочках лежит все, что необходимо ей для работы. Помогите Золушке запомнить эти предметы.

Детям дается 1 минута на запоминание. Назвавшего наибольшее количество предметов за 30 секунд награждают аплодисментами.

Панно “Подарок для Золушки”

Цель: развитие зрительно-моторной координации, сотрудничества, воображения.

Участникам предлагается из полученных материалов изготовить панно на пластилиновой основе или с помощью клея ПВА — подарок для Золушки.

Обсуждение:

— Как называется ваш подарок?

— Что бы вы хотели пожелать Золушке?

Рефлексия

Цель: осознание полученного опыта.

— Что нового и полезного для себя вы узнали сегодня?

Домашнее задание

К следующему занятию подготовить выступление на 5 минут. Это может быть презентация вашей совместной работы, поделки, инсценировка, рассказ о своей семье в необычной форме, стихи, песни собственного сочинения и все, все, все, что вы придумаете сами.

Занятие № 8. “След на память”

Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

Оборудование: лист ватмана, гуашь, поролоновые губки, фломастеры, платки для игры в “жмурки”, дипломы “Дружная семейка”, “Волшебный мешочек” с леденцами (по числу участников), клубок шерстяных ниток, записи веселой музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение “Родители и дети глазами друг друга”

Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.

Участники по очереди рассказывают о своих близких:

— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?

— Что любит делать?

Что ей (ему) нравится? Что не нравится?

— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?

Игра “Жмурки”

Цель: активизация взаимодействия на эмоционально-телесном уровне.

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

Самодеятельное представление

Цель: закрепление опыта взаимодействия в парах, повышение уверенности в себе.

Каждая пара представляет подготовленное домашнее задание. В заключение участники делятся впечатлениями от собственного выступления и от представления в целом. (Тем, кто не подготовился дома, а будут и такие, можно предложить какое-либо шуточное задание, например представить выступление знаменитых артистов — звезд эстрады.)

Арт-техника “Ладошки”

Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.

Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след — разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.

Упражнение “Серебряное копытце”

Цель: развитие доверия к окружающим.

Ведущий. Представьте себе, что каждый из вас — красивый, сильный олень. На вашей левой ножке — серебряное копытце. Как только вы трижды стукнете копытцем о землю, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой вы становитесь добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, исходящую от вас. Если вы хотите, чтобы добра в мире стало больше, стукните левой ножкой.

Участники стучат левой ногой об пол — дарят всем “волшебные монеты”.

Вручение дипломов “Дружная семейка”

Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.

Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений “Дружная семейка”.

Рефлексия

Цель: подведение итогов программы.

– Что больше всего понравилось?

– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

– Что хотелось бы себе пожелать?

Завершение программы

Цель: завершение групповых отношений.

Ведущий. Помните этот “Волшебный мешочек”? (занятие № 5). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Фамилия, имя, отчество_____________________________

1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате занятий (если произошли, то какие):

• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка ____________________

• в ваших взаимоотношениях с ребенком___________________________________

• в ваших взаимоотношениях в семье______________________________________

• в вас самих___________________________________________________________

2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка?

__________________________________________________

3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? ___________________________________________________

4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:

• для детей___________________________________________________________

• для родителей_______________________________________________________

• для гармонизации внутрисемейных отношений____________________________

• другое_______________________________________________________________

5. Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?___________________

6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) ___________________________

 

Литература

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб., 2002.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2003.

Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.

Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М., 1989.

Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.

Ирина ВОЛОБУЕВА,
г. Минск, Республика Беларусь