|
“Лихо закручен сюжет…”, “Не надо делать финансовых вливаний…”, “Низкая самооценка связана с такими сторонами личности, как…”. Что общего между этими высказываниями из совершенно разных областей? Правильно — в каждом из них содержится метафора. Закрученный сюжет (сюжет уподобляется веревке), финансовые вливания (получается, финансы — это жидкость), низкая самооценка (такая абстрактная психологическая характеристика, как самооценка, измеряется по вертикали?) — эти метафоры стали для нас такими привычными, что мы даже не замечаем их в нашей речи. Роль метафор в жизни людей огромна. Они пронизывают собой все сферы человеческого существования. То, что обыденная речь насквозь метафорична, — факт достаточно очевидный. Но даже научное мышление не может обходиться без метафор. Что бы ни говорили поборники “объективности и строгости” научного языка, существует немало научных исследований, доказывающих, что научные теории рождаются благодаря удачно найденным метафорам. Особенно отчетливо значение метафоры видно в психологии, где исследователи имеют дело с особо сложным предметом изучения, говорить о котором приходится именно метафорически. Психологические феномены не имеют пространственных характеристик, их невозможно представить, вот и приходится переносить на них свойства предметов окружающего мира. Поэтому в научном языке мы и встречаем такие явно метафорические словосочетания: “психические процессы протекают”, “способности повышаются”, “уровень притязаний падает”. В сегодняшнем номере газеты речь пойдет о метафоре в психологии, о том, как ее можно использовать в качестве рабочего инструмента в практике психологической помощи, и том, какими особенностями этот инструмент обладает. Игорь ВАЧКОВ,
|