Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2010


Методическая копилка

Виктор ЦАЙТЛЕР,
студент МГППУ

Идущие рядом

У школьного психолога часто возникает необходимость работать с эмоциональной сферой клиента: выгорание у педагогов, душевные метания ступивших на извилистые тропки переходного возраста подростков, беспокойство в связи со сложным поведением детей у родителей. Во многих случаях проблемы такого рода усугубляются также тем, что в силу сильных эмоциональных переживаний человек не может посмотреть на проблему с новой позиции, не видит из нее выхода.

В этом случае как средство психологической помощи можно использовать притчи. Метафорический рассказ, имеющий интерактивный элемент, включающийся по ходу повествования, способен решить сразу несколько задач: вывести клиента за рамки его проблемы, помочь взглянуть на нее со стороны, четче для себя и психолога сформулировать запрос, запустить механизм рефлексии, в ходе которой могут быть актуализированы внутренние, доселе скрытые ресурсы.

Цель и задачи психологической работы с притчей:

• рефлексия с формулировкой своих трудностей и запроса к психологу;

• поиск и актуализация внутренних ресурсов;

• выработка навыков использования этих ресурсов в стрессовой ситуации;

• развитие творческих навыков.

Притча

Когда-то давно, в незапамятные времена, человек был равен животным. Он делил с ними пищу и кров. Они вместе охотились, зализывали раны и дрожали от страха, когда темной ночью гремел гром и сверкали молнии. Но однажды к человеку пришел Бог и сказал:

— Ты мое любимое творение, я создал тебя по образу и подобию своему. И именно ты мудрее всех других моих созданий. А посему я хочу испытать тебя, проверить твою мудрость. Я принес тебе дар — величайший из всех. Но за него тебе придется заплатить многим. Я принес тебе Разум. Приняв его, ты вознесешься над всеми животными, и не будет уголка во Вселенной, куда бы ты ни заглянул. Ты опустишься на дно самых глубоких морей, ты поднимешься выше облаков к звездам, научишься лечить множество болезней. И не будет тебе покоя, ибо будешь ты вечно сам себе задавать вопросы об окружающем тебя мире и стараться найти на них ответы.

Коллаж В. Евладенко

Но это сделает тебя самым одиноким существом на свете. Познавая тайны мироздания, ты познаешь и свою смертность. Каждый человек будет страдать, понимая, что дни его сочтены. Он будет смотреть на птиц, зверей и рыб и думать: “Вот они, блаженные, живут, полностью отдавшись течению времени. Им невдомек, что скоро умирать, что старость принесет болезни и немощь. Они упиваются жизнью здесь и сейчас. А я знаю, что умру, что буду болен и слаб, когда состарюсь, и не увижу того, что будет с миром, когда меня не станет...”

Так будет думать человек, и еще яростнее он будет познавать мир, создавать произведения искусства, чтобы хотя бы так запечатлеть свои чувства и сохранить их для потомков. Страх смерти и горечь ее толкнет многих на великие деяния и на страшные преступления лишь затем, чтобы их имя сохранилось в веках.

И я спрашиваю тебя, человек, готов ли ты принять мой дар и взвалить эту ношу на свои плечи?

Долго думал человек, глядя то на звезды над головой, то себе под ноги. Наконец он ответил:

— Да!

Улыбнулся на это Бог и молвил:

— Я знал, что ты примешь мой дар и не устрашишься платы. И я награжу тебя за храбрость. Я сделаю твое одиночество не таким горьким. Знай же, что отныне у каждого из вас, людей, будет свой помощник и поводырь, который будет следить за вами оттуда, куда смертным пути нет. Каждого человека будет сопровождать свой хранитель, от момента рождения и до самой смерти. Он будет, подобно губке, впитывать все мысли, чувства, переживания, знания человека. И он будет расти и взрослеть вместе с человеком. И таков будет его облик, каким его сотворит человек, по образу своему и подобию. И каждый из вас будет не одинок, и всякому помогут и поддержат. А когда вам будет совсем тяжело, каждый из вас сможет обратиться к своему хранителю, и его просьбы будут услышаны. Да будет так!

Сказав это, Бог оставил человека одного. В душе у того поднимались доселе неизвестные чувства — странная смесь тоски и возбуждения. Человек принялся ходить кругами, не находя себе места. В итоге он решил развести костер, чтобы чем-то себя занять.

И вот, сидя у огня, человек вдруг представил неимоверно ярко и красочно огромные машины из металла, с ревом несущиеся в небо, оставляя за собой огненные хвосты; механизмы, переносящие людей на огромные расстояния по суше, воздуху и воде; приборы, освещающие жилища темными ночами; несметное количество толстых, красиво отпечатанных книг, где собраны сотни тысяч разгадок тайн природы… Его сердце радостно забилось от гордости за свой народ, который сумеет добиться столь многого. А в следующий миг оно заныло от пронзительной тоски — победы человечества сменились болью от мысли, что первый человек, мечтавший о полете к звездам, не доживет до дня, когда это станет реальностью; что тысячи больных умрут за века до того, как будет найдено лекарство; что сотни ученых поплатятся рассудком, уважением окружающих и жизнью за свои смелые идеи, а признание к ним придет лишь через много столетий; что какими бы красивыми ни были картина, статуя или музыка, они не продлят жизнь своего создателя, а лишь подарят ему иллюзию вечной жизни в памяти потомков.

Когда весь груз этих тяжких мыслей рухнул на сидящего у костра, он заплакал. Он выл и кричал, слезы стекали по его трясущимся щекам, а руки сжимались в кулаки. Человек не знал, сколько времени он так провел, но чуть позже он смог немного успокоиться. Чтобы окончательно прийти в себя, человек решил воспользоваться старым способом — набрать особой травы, росшей здесь в изобилии, и бросить ее в огонь: люди давно заметили, что вдыхание дыма от этой травы расслабляет ум и успокаивает истерзанное сердце.

Набрав травы, человек бросил ее в огонь и стал ждать, пока дым не приобретет характерный мутный оттенок и пряный запах. Тогда он начал взмахами руки направлять дым на себя и вдыхать его полной грудью. И правда — тоска отпустила, а мысли потекли гораздо медленнее и спокойнее. Глядя в огонь, человек вдруг задумался, почему огонь горит так, а не иначе, почему он желтого цвета, почему оставляет после себя золу и пепел. И хотя он так и не смог придумать ответы, ему было приятно, что его мозг стал вдруг таким любопытным. Внезапно его посетила мысль, такая простая, что человек даже поразился, что раньше ему это не приходило в голову: “Как так получается, что, когда я сижу на расстоянии от костра, не касаясь его и не трогая, я все же чувствую тепло?” Но эта мысль тоже долго не задерживалась, и вскоре человек начал клевать носом, а потом и вовсе крепко заснул.

Ему приснилось, что он стоит посреди огромного поля, тянущегося от горизонта к горизонту. Вокруг полная тишина, и даже ветер колышет верхушки трав абсолютно беззвучно. “Я один в целом мире”, — подумал человек, и ему вновь стало больно.

Вдруг он почувствовал чье-то присутствие рядом и резко обернулся. Перед ним, шагах в двадцати, была видна фигура. Воздух вкруг нее дрожал, словно при полуденном зное, да так сильно, что практически скрывал незнакомца. Несмотря на это человек разглядел в телосложении и движениях пришельца нечто очень знакомое и близкое. Ему вспомнились слова Бога о хранителях и помощниках, призванных поддерживать людей в их одиночестве.

— Я твой спутник, твоя тень, твой хранитель, поводырь. Я знаю все, что знаешь ты, чувствую все, что чувствуешь ты, помню все, что помнишь ты. И я могу помочь тебе, ведь я знаю все твои сильные стороны, и мне известны все твои переживания. Но лишь ты сам в силах преодолеть трудности на своем пути, — молвил призрак, окруженный дрожащей дымкой. Его голос, хоть и странно искаженный, был собственным голосом человека.

— Ну что ж, давай поговорим…

Работа с притчей

Психологическая работа с притчей проходит в формате диалога между “человеком” (клиент) и “фантомом” (психолог). Суть диалога сводится к наводящим вопросам, которые задает психолог, направляя клиента на углубленный анализ своих ответов. Диалог должен начинаться с вопроса “фантома” “Кто я такой?”. Причем терапевт должен в ролевой форме пояснить, что “фантом” не имеет собственной формы, его суть определяется “вверенным” ему человеком.

Это упражнение по принципу напоминает работу с “тенью”: человек сам вкладывает свое содержание в некий изначально пустой символ. Ответ на вопрос “Кто я такой?”, во-первых, интегрирует клиента в ролевую среду притчи, поможет ему войти в роль; во-вторых, продемонстрирует, какие качества клиент хочет видеть в том, кто может ему помочь (то есть те качества, в которых он сам подсознательно чувствует дефицит). Потом через наводящие вопросы формулируется запрос и, по сути, моделируется обстановка, в которой клиент как бы отделяется от себя и может посмотреть на свою проблему со стороны. Плюс к этому начинается поиск внутренних ресурсов. Ведь беседу можно повести и в другом ключе (“фантом” говорит, что его личность определяется самим человеком и человек “лепит” “фантома”).

Такого рода психологическая работа подходит людям с религиозным мировоззрением и выраженными экзистенциальными запросами.

Пример диалога

— Кто я такой?

— Ты тот, кто может помочь мне. Ты сильный, умный, спокойный, расчетливый, беспристрастный.

— Почему тебе нужна моя помощь?

— Я запутался.

— Чем я мог бы помочь тебе?

— Ты бы мог дать мне решимости и спокойствия, чтобы я мог решить мои проблемы.

— Почему ты сам не можешь их решить?

— Мне страшно.

— Все, чем я владею, исходит от тебя. Если я сильный, то потому, что ты сильный. Мой ум — от тебя, моя память — от тебя. Почему ты думаешь, что ты этого лишен?

— Я не могу найти в себе решимость.

— Как ты думаешь, как ее можно обрести?..

И так далее.